В какое прекрасное время мы живём. На наших глазах зарождается и растёт явление русских веб-сериалов, в которые пытаются вложить всё: от любви до профессиональных навыков. Такие сериалы получаются как отличными (например, «Псих» Бондарчука), так и посредственными (яркие примеры с красивой обёрткой и пустой оболочкой — «Водоворот» и «Топи»), но, тем не менее, они получаются в разы лучше телевизионных проектов.
В предыдущих сериалах с уклоном в мистику итог был не слишком положительный, поэтому к «Вампирам средней полосы» по началу относишься с опаской, думая, что по итогу снова окажется какая-то ерунда. Тем более, что у режиссёра и шоураннера не особо богатые портфели с предыдущими работами. Но сериал оказался гораздо лучше любых ожиданий, и с каждым днём о нём говорят всё больше.
В чём секрет успеха? Сейчас попробуем разобраться.
Создатели сбивают с ног с самого начала — слишком уж нетипичное тут для российских картин диссонирующее вступление и пара ружей, которые впоследствии обязательно выстрелят. Далее нас знакомят с главными персонажами — это «семья» вампиров, которая живёт в Смоленске во главе с дедушкой-первородным вампиром в исполнении Юрия Стоянова. В мире сериала вампиры спокойно сосуществуют с людьми, хотя те и не догадываются, помогают им даже, а их взаимоотношения заключены кодексом, который они чтят вместе с хранителями. Этакая вампирская полиция от мира людей, которые следят за тем, чтобы люди не были убиты. Вампиры тут приличные – с моралью и заботой! И жили бы все в мире и спокойствии, попивая кровь, но тут внезапно на одного из членов семьи вешают убийства людей, а из Москвы приезжает следователь.
Первое, что тебя начинает подкупать с самого начала, пока ты ещё не распробовал всю начинку — сеттинг и колорит сериала. Я очень рад, что создатели сериалов вспомнили, что в России больше категорий, чем миллионеры и совсем нищие люди, и теперь показывают обычную жизнь обычных людей. А живут герои в Смоленске — не шибко богатом городе, но с тем самым русским менталитетом. Эти берёзки, снежок… И рядом несколько тел с вампиром, который сливает кровь себе на ужин — безумно привлекательный сюрреализм. И это относится ко всему сезону в целом — так хорошо смешать тематику вампиров и русскую атмосферу, не вызвав при этом кучу стыда или ассоциации, что ты смотришь копирку с американских произведений — нужно было постараться. Честно, я не ожидал такого.
И это одна из фишек сериала — он играет на этом русском колорите. Сериал смешивает старые и новые поколения — поколения существ, живущих тысячу лет и поколение молодых ребят. Добавляет в привычный сеттинг то, что мы никак не могли ожидать от киносериальных произведений. Вампиры, живущие в «бабушкиной» коммуналке и пускающие колкости на тему Сталина или Ивана Грозного, пьющие по утрам все вместе кровь из старого однокамерного холодильника — такое ты точно никогда не видел, и забудешь не сразу.
Сам же сюжет и вся история держат планку на хорошем уровне до самого конца. Но за все серии я заметил две гигантские дыры в сюжете, и я бы сказал, что просто чернющие дыры, которые никак не объясняются. Однако, интерес держится, события связаны и вызывают любопытство, флэшбеки умело показаны и рассказаны — ничего нет ни к месту и что болталось бы как пятое колесо и не пригодилось.
Ещё одна главная фишка сериала — диалоги. Они тут великолепны — каждую из серий можно растаскивать на цитаты, ставить себе в статус, называть гимном жизни и так далее. В разговорных сценах за этими самыми диалогами интересно следить и слушать. В комедийных сценах диалоги смешат, причём смешат очень хорошо. Создатели умело жонглируют комедийной и драматической частью, заставляя то хохотать, то грустить и переживать за персонажей.
Все персонажи — классные! Актёры справляются с ролями на ура. Вишенка на торте — Юрий Стоянов (которым, кстати, заменили Михаила Ефремова после аварии). Он тут словно солнышко на небе. Его персонажа грамотно вставили в историю, не перетягивая внимание только на него. Да, за ним безумно интересно наблюдать, но, при этом, когда героя Юрия нет в кадре, ты не сидишь с лицом «боже, ну когда уже всё это пройдёт и нам вернут дедушку в кадр» — нет, все герои прописаны на ура, никто не раздражает (ну, может, Женёк какое-то время будет подбешивать), за что большая заслуга сценаристов.
Картинка великолепная. Операторская работа и цветокор — наслаждение для глаз. Временами появляется ощущение, будто смотришь зарубежный сериал. Мы совсем забыли о том, что, смотря на какой-то отечественный продукт, можно не думать: «Ага, вот это скопировали оттуда, а вот это оттуда»! Но нужно отвыкать от таких вещей. Команда взяла опыт съёмок сериалов из тех стран, где оно оттачивается годами, но при этом внесла и своё видение. Совмещение зарубежного опыта и личного мастерства рождает фирменную двоякость — ты смотришь на картинку и понимаешь, что что-то подобное ты уже видел, но, при этом, это что-то совершенно новое!
К сожалению, не всё получилось идеально технически. CGI всё-таки хромает, и хорошо, что его мало. Со звуком типичная беда российских сериалов — часто не слышно, что говорят актёры. Будто у нас никак не могут найти грань между «микрофон на переозвучке засунут прямо в рот» и «чтооо? ничего непонятно». А вот звуковое сопровождение великолепно — все «осты» звучат в тему, а струнные инструменты заставляют покрываться мурашками.
Да, временами сериал не обходится и без шаблонных моментов: перепалки между отделами полиции, наxальное поведение московского следователя, слишком много какого-то пара на улице, хотя мы не в Нью-Йорке. Не хватает экшена и хорошей компьютерной анимации. Но эти моменты мимолётны и не затмевают общую картину, потому что всё остальное на должном уровне.
Не забыли и про социальную повестку — нет, это неплохо, но тут тоже всё стандартно: напоминание о несправедливости и неравенстве, о том, что некоторые живут нормально, а некоторые плохо, и что даже вампиры ухаживают за людьми больше, чем сами люди.
Временами за бытом вампиров следить интереснее, чем за расследованием — возможно, из-за необычного сеттинга. Думаю, из этого сериала получился бы отличный спин-офф в стиле «Чем мы заняты в тени» («What We Do in the Shadows») — на таком уровне здесь комедия и сеттинг.
Итогом этой рецензии станет слово: «Верю!». Да, именно так. В этом сериале всё на своих местах, и всё прекрасно работает: драматические моменты вызывают сопереживание, диалоги вызывают интерес, сюжет вызывает вовлечённость, комедия вызывает смех, а необычный и продуманный сеттинг вызывают полное погружение в мир сериала.
Я безумно рад, что наши сериалы стали снимать с таким качеством и с такой любовью. Я жду, что придут времена, когда наши сериалы не будут сравнивать с западными, а будут восприниматься как отдельные произведения — что я и постарался сделать, смотря «Вампиров». После просмотра в голове остаётся только один вопрос: неужели раньше нельзя было снять проект, в которой вложили бы всю душу, все силы, который наделили бы эмоциями, и в котором всё, в конце концов, работает как надо?
Вердикт: это потрясающе, и это стоит просмотра.