Серии «Метро» уже более 10 лет. За это время вышло 3 основные книги, десятки произведений «по мотивам», также были слухи об экранизации, но до больших экранов серия ещё не добралась, а вот на мониторах всё идёт куда успешней.
Российский постапокалипсис перекочевал со страниц книг на диски для компьютеров и консолей с игрой «Метро 2033». Затем вышло продолжение «Метро: Луч Надежды», которое отодвинуло на задний план загадочность разрушенного мира и раскрыло политический конфликт подземных станций. От новой, по совместительству, последней части «Метро: Исход» никто не знал, чего ожидать.
После первого геймплейного трейлера с большой лесополосой, медведем мутантом, золотыми куполами и идущим по железной дороге локомотивом большинство подумало: «Вот он, русский Fallout!». Но, к сожалению, революцию 4A Games совершить не удалось, но удалось снова напомнить, что до западных коллег рукой подать, вот буквально ещё пару лет и будет вам Fallout, даже лучше!
События «Метро: Исход» происходят спустя год после событий второй части. Главный герой Артём никак не может успокоиться и чуть ли не каждый день поднимается на поверхность, в надежде поймать сигнал других выживших. Все твердят ему, что этого не может быть. Жена Аня упрашивает принять в подарок от отца просторную квартиру на центральной станции с собственным душем. Но герой не отчаивается и продолжает верить и искать. После неприятных событий ему с командой «Спарты», женой Анной и её отцом Мельником приходится сбежать из родного метро навстречу неизвестной ныне России. И, возможно, попытаться отыскать новый дом для человечества уже на поверхности.
Весь сюжет можно описать следующим образом — дорожное приключение с политическим и библейским подтекстом.
Подзаголовком «Исход» и диалогом, где проводится параллель между главным героем и Моисеем не обойдётся. Повествование наполнено всевозможными политическими аллюзиями и метафорами, которые, зачастую, подаются слишком уж прямолинейно и очевидно. Но стоит герою вернуться на поезд «Аврора» как вся тьма отступает и приходит семейный уют.
Жизнь на поезде кипит всегда, кто-то возится у оружейного станка, а кто-то пытается поймать радиосигнал от своей возлюбленной. Всё это напоминает лагерь из Red Dead Redemption 2, но в более примитивном варианте. На поезде ты можешь подойти к кому угодно и лишь выслушать монолог на пять минут. Даже когда на героя наставляют пистолет и одно слово может разрядить обстановку, герой молчит как камень. Временами «Метро: Исход» больше напоминает аудиокнигу, нежели интерактивное произведение.
Покинув уютный плацкарт вы попадаете в неизвестный мир, который зачастую к вам враждебен. Вообще, игроку удастся побывать в разнообразных локациях: от лесополосы Тундры до Каспийской пустыни. Но несмотря на их климатическое разнообразие, иерархия везде одинаковая. На каждой локации есть: плохие, хорошие и бандиты с мутантами. Лишь один из уровней слегка переосмыслил эту концепцию, что неплохо разнообразило уже наскучившие конфликты.
Плохими обычно выступают властители, которые всегда держат в страхе хороших людей, а мутанты лишь изредка доставляют всем окружающим проблемы. В игре две концовки, и вам придётся выбрать свой стиль прохождения и следовать ему до конца, ибо никакой шкалы репутации нет, а из-за нескольких решений испортить её не хочется.
Отыгрывайте хорошего парня? Готовитесь очень много ползать на карачках и стараться тихо вырубать противников. В этом нет ничего плохого, но учитывая особенности местного искусственного интеллекта стелс здесь довольно специфический и перезагружаться придется часто.
Загрузка сейва на консолях занимает порядка 30, или же 50 секунд. И при очередной испорченной попытке прокрасться мимо, терпения становится всё меньше. Если же вам по душе просто стрелять по всему что движется и при попытках играть скрытно руки чешутся достать автомат, то готовьтесь отстреливать толпы врагов.
С эстетической точки зрения всё, что связанно с оружием, сделано на ура. Даже из обычного обреза можно собрать настоящей дробовик, а из револьвера снайперскую винтовку. Но когда приходит время использовать арсенал по назначению начинаются проблемы.
Иногда в рядового противника приходится выстрелить десять пуль из автомата, чтобы тот наконец-то погиб. Противники здесь могут довольно чётко координировать свои действия. Они без всяких проблем могут определить где находится игрок и крикнуть своим товарищам. Что-то похожее было в F.E.A.R и довольно приятно было увидеть это здесь. Раненые вами противники и вовсе могут ждать помощи от своих сопартийцев, которые при первом удобном случае попытаются их поднять.
«Метро: Луч надежды», как и «Метро 2033» были линейными играми. Лишь иногда в них встречались открытые локации, которые не отличались особой просторностью. Они выигрывали за счет линейных уровней, клаустрофобических коридоров и туннелей. В «Исходе» же совсем наоборот.
Большую часть игрового процесса вы будете исследовать просторные участки в поисках ресурсов. Было опасение, что при открытости вся загадочность пост-ядерного мира пропадет, но, к счастью, это не так. Мир в игре открытый условно — но именно это помогло разработчикам до отказа наполнить его всевозможными инсталляциями, предметами и постройками. Все они находятся там, где нужно и у каждая из них по-своему загадочна (единственное исключение — Каспийская пустыня, которая является самой блёклой локацией во всей игре).
И мир этот исследовать стоит не только ради интересных видов, но и ради ресурсов. В них потребность есть всегда, даже на средней сложности. Аптечки при столкновениях с противником могут быстро заканчиваться, а патроны и подавно. Игра держит в постоянной нехватке материалов, тем самым стимулирует тебя не расслабляться и в тоже время не тратить патроны напрасно.
Помимо этого герой может улучшать своё оружие и костюм, если таковые улучшения найдёт. Большинство из них прикручено к вражеской амуниции, которую можно снимать и ставить потом себе. Игра не ограничивает вас в кастомизации — комплектующие к оружию вы можете менять спокойно с помощью рюкзака. Остальное же только на верстаках.
«Метро: Исход» — игра-парадокс. В ней неплохая художественная составляющая, с пониманием, как нужно выстраивать кадр, где какую эмоцию у игрока задеть и как превосходно сменять домашнюю атмосферу на страх до дрожи. Но иногда в игре проскальзывают абсолютно глупые моменты и прямолинейные политические аллюзии.
С технической стороны — это посредственная игра с огромным количеством багов, в которой герой топорно двигается и после прыжка с небольшой высоты стонет и жалобно сопит. Звуки иногда вызывают недоумение, как и архитектура некоторых локаций.
Но если вы готовы терпеть посредственный геймплей, который зачастую будет становится невыносимым, ради неплохого сюжета с яркими историями и пугающе знакомыми локациями, тогда вы знаете, на какой станции вам выходить.