«Унесённые призраками» и другие картины Миядзаки в кино. Надо идти!

Современные мультфильмы всё чаще становятся объектом внимания из-за того, что поднимают нетипичные для них темы. Взрослые темы. И я сейчас не о каких-то глупых шутках или простом 18+ контенте, а о вполне философских вопросах. Например, вопросы нравственности, жизни, смерти и так далее. 

Поистине прорывным мультфильмом, считается, наверное, «Тайна Коко», который поднял тему предков, загробной жизни и самой смерти, в частности. В мультфильмах Pixar всегда присутствовала некая нравоучительная часть, но что бы она касалась такого серьёзного вопроса? Не припомню.  Однако, как бы хорошо ты что-то ни делал, всегда найдется ази … японец, который сделает это лучше тебя. И таким «японцем» в мире мультипликации является студия «Studio Ghibli», которую основали два японских режиссёра: Исао Такахата и Хаяо Миядзаки.

Большая часть мультфильмов студии была созданы Хаяо Миядзаки — именно они принесли студии славу. Благодаря его мультфильмам «Мой сосед Тоторо», «Принцесса Мононоке», «Рыбка Поньо на утёсе» и т.д., «Ghibli» превратилась из студии, которая, боясь обанкротиться, нанимала сотрудников на полставки, в одного из гигантов анимационной индустрии, чьи творения известны во всём мире.

Чем же так прославились мультфильмы мистера Миядзаки? И почему остальным студиям стоит равняться на «Ghibli»? Предлагаю разобраться в основных приёмах знаменитого режиссера и японского анимационного мастодонта на примере одного из самых известных его мультфильмов – «Унесённые призраками» 2002 гола выпуска. Тем более что с 27 декабря его отреставрированную версию начнут показывать в наших кинотеатрах по всей стране, а другие 16 мультфильмов студии в широком прокате тоже не заставят себя долго ждать.

Сюжет и интертекст

Мультфильм рассказывает историю десятилетней девочки Тихиро. Она со своими родителями переезжает в другой город. В поисках нового дома, они сворачивают раньше, чем нужно, и родителей девочки привлекает необычный вход в какой-то старый тоннель. Через него они попадают в волшебную страну, но никого там не находят. Родители Тихиро, желая перекусить, находят целую улицу с ресторанами, в которых нет ни одного посетителя, но есть огромное количество пищи. Начав есть и не сумев во время остановиться, они превращаются в свиней. Теперь девочке предстоит спасти своих родителей, а попутно и познакомиться с необычным миром духов.

Звучит сюжет знакомо и немного странно, правда? Знаком он вам может быть потому, что он представляет собой уже определённый архетип. Девочка попадает в волшебную страну, населённую странными существами. Ничего не напоминает? Правильно Льюиса Кэрролла с его замечательной «Алисой в Стране чудес» и множество других произведений, построенных по его лекалам. Необычность этому сюжету придает специфика культуры Японии. В частности, присутствие в этом мире духов обусловлено традиционной японской религией – синтоизмом, который, как раз-таки, предполагает анимизм (веру в существование души и духов).

В этом мультфильме несколько основных тем, раскрываемых с помощью сюжета: тема влияния общества на индивидов и тема человеческих пороков, тема первой любви и тема любви к родителям, тема решительности и самопожертвования. Какие-то из них лежат на поверхности — например, мы понимаем, как девочке дороги её родители и какие чувства она испытывает к встреченному в волшебном мире и спасшему ей жизнь мальчику Хаку. Но некоторые темы заложены немного глубже.

Например, влияние общества на его членов. Она раскрывается в этом мультфильме с помощью сюжетной линии «Безликого» — скромного существа, которое под влиянием обитателей купальни становится жадным. А если присмотреться, то можно понять, что с помощью этой же «ветки» раскрывается и тема вреда материального богатства, ведь чем больше «Безликий» получал, тем больше он хотел.

А сколько в этом мультфильме заложено, скажем так, локального интертекста! В одном из своих интервью сам Миядзаки говорил, что моделью для взаимоотношений героев стала иерархия в самой студии «Ghibli». Некоторые проводят даже экономические параллели с сюжетом этой картины, уповая на то, что в год выхода фильма восстанавливалась японская экономика и этот процесс, по их мнению, был отражен через сюжетную линию главной героини, которая хочет вернутся домой и восстановить всё как было.

Подобное количество интертекста присутствует практически во всех картинах Миядзаки. Проблемы современного мира («Навсикая из долины ветров»), тема взросления («Ведьмина служба доставки»), вполне серьёзные отношения («Унесённые призраками»), тема инвалидности («Принцесса Мононоке»). Он не боится поднимать их в своих мультфильмах, некоторые из которых не превышают возрастной рейтинг «6+».

Персонажи

Персонажи у Миядзаки становятся определёнными образами социальных слоев, возрастных групп, а некоторые целыми аллегориями на мировые проблемы. Например, в мультфильме «Унесённые призраками», Тихиро, по словам актрисы озвучивания (хотя сам Хаяо это отрицает), является образом типичного избалованного ребенка. А «Речное Божество», прибыв в купальни грязным и уже неузнаваемым, стал, по словам самого Хаяо «аллегорией загрязнённых рек».

Рисунок

Герои нарисованы в обычной стилистике аниме. Красиво, но мало чем выделяются на фоне других представителей жанра. Истинная красота мультфильмов студии «Ghibli» проявляется в пейзажах. Глядя на них, приходит понимание, какую красоту мы утратили, отдав в своё время предпочтение 3D-графике. Порой, засмотревшись на красоту фона, ты как-то даже перестаешь следить за действиями героев. Работа художников студии «Ghibli» просто потрясающая.

Саундтрек

Большую часть музыки для мультфильмов Миядзаки пишет известный японский композитор Дзе Хисаиси. И, нужно сказать, его музыка всегда служит отличным сопровождением происходящего действия. Написанные им композиции, вызывают желание купить их отдельно и переслушивать, переслушивать…

 Успешность

Почему же из всех работ студии «Ghibli» и Хаяо Миядзаки для «реставрации» и ретроспектив выбирают именно «Унесённых призраками»? Во-первых, потому что это отличный мультфильм, который любят многие люди по всему миру. А во-вторых, из-за его статуса, который, собственно, был получен из-за зрительской любви и похвалы критиков.

Это воистину великое произведение, которое не раз этот статус подтверждало. «Унесённые призраками» стал самым кассовым фильмом (не мультфильмом!) в истории Японии, обогнав «Титаник», который являлся в двухтысячных рекордсменом по сборам в мире. Этот мультфильм получил «Оскар» в номинации «Лучший анимационный полнометражный фильм» в 2003 году. Ну и нельзя не упомянуть, что он занимает первое место в рейтинге лучших мультфильмов всех времен и народов по версии IMDb. Не знаю, доверяете ли вы этим рейтингам, но, на мой взгляд, все награды мультфильм получил абсолютно заслуженно, как и другие работы студии «Ghibli» и Хаяо Миядзаки в частности.

Подводя итог, хочу сказать, что, на мой взгляд, мультфильмы студии «Ghibli» являются образцами того, как нужно рассказывать о серьёзных проблемах аудитории помладше, не говоря об этом в открытую. Их покрывают слоями краски, с помощью которых получаются прекрасные пейзажи, заворачивают в интересные, зачастую необычные, сюжеты, наполненные многогранными и, порой, аллегоричными персонажами, и подают под прекрасные композиции Дзе Хисаиси. Очень советую ознакомиться с этими произведениями, а посмотреть «Унесённые призраками» в кинотеатре — лучший способ это сделать.

Приятного просмотра!

Похожие материалы