26 ноября в российский прокат вышла «Страна грёз» — второй полнометражный фильм молодого американского режиссёра Майлза Джориса-Пейрафита с Марго Робби и Финном Коулом в главных ролях.
Действие картины разворачивается в середине 1930-х годов, в США, в период Великой депрессии, когда страна всеми силами старалась восстановить обрушившуюся в начале 30-х банковскую систему, на фондовых биржах всё ещё дешевели акции, а в сельской местности, особенно на западе страны, по-прежнему продолжалась страшная засуха, гиб скот и зачастую, из-за пыльных бурь, целые фермы оказывались погребёнными под слоем пыли.
На одной из таких ферм проживает Юджин Бейкер — юноша, чей отец бежал из семьи и страны в поисках счастья в Мексику, а мать, вскоре после ухода возлюбленного, вышла замуж за строгого помощника шерифа Джорджа Эванса и родила от него сестру Юджина — Фиби. Отчим постоянно заставляет Юджина найти работу, сестра требует внимания, а мать всё ему прощает — и поздние возвращения домой и дни, проведённые за мечтаниями о лучшей жизни на океанских берегах, прерываемые лишь чтением бульварных романов о гангстерах.
Однажды в их городе появляется грабительница банков Элисон Уэллс, подстреленная во время недавнего ограбления и обвинённая в убийстве нескольких человек, в том числе девятилетней девочки. Назначенная за её голову награда в размере $10000 заставляет Юджина начать поиски налётчицы. Однако долго её искать не приходится — Юджин обнаруживает Элисон в амбаре своей семьи, зайдя туда ночью.
Внезапно юноша решает не сдать девушку, чтобы получить заветное вознаграждение, которое могло бы покрыть все долги его семьи, а помочь ей с побегом из страны. Взамен Элисон предлагает Юджину $20000 по приезде в Мексику. Это ему не очень интересно, ведь руководит юношей не жажда наживы и даже не внезапная влюблённость в воровку, а непоколебимая вера в то, что за пределами обедневших Штатов, он сможет найти безбедную и счастливую жизнь в месте под солнцем.
«Страна грёз» — очень американское кино. Его действия происходят в Штатах, в важный, прежде всего для Америки, исторический период, а в основе его лежит тема недостижимости американской мечты, которая, как концепция, зародилась как раз в начале 30-х. Мешает ли это восприятию фильма зрителем, не погружённым в историю Штатов? Нет. Контекст событий даёт закадровый голос рассказчицы — выросшей сестры главного героя; воссозданный до мельчайших деталей быт американцев того времени отлично способствует погружению в атмосферу Америки 30-х, а понятие «американская мечта» также многим знакомо.
На уровне эмоций фильм тоже работает отлично. Это и настоящий триллер, который заставляет переживать за героев и, в некоторых сценах, вжиматься в кресло; и отличная мелодрама, во время просмотра которой зритель может и посочувствовать персонажам и поволноваться за их отношения.
Кроме того, картина изобилует различными интересными режиссёрскими приёмами Джориса-Пейрафита. Так, например, в сцены из основной сюжетной линии мастерски вплетена сцена из грёз главного героя, которая развивается параллельно сюжету, отличается ярким изображением, стилизованным под 8-мм плёнку, и контрастирует с мрачной реальностью. А в главной эротической сцене камера уподобляется поведению главного героя: выглядывает из-за стены, когда Юджин стеснён; даёт крупные планы и показывает ничем не прикрытые тела и чувства, когда юноша становится смелее.
Но как это не парадоксально, ни интересные режиссёрские приёмы; ни отличные декорации, в которых разворачивается действие фильма; ни те эмоции, которые он вызывает, не могут скрыть его проблемы.
Во-первых, в «Стране грёз» всё очень плохо с хронометражем и скоростью развития событий, последняя сначала невероятно возрастает, а позже резко падает, из-за чего фильм в начале кажется очень быстрым, а в конце попросту затянутым. Так, например, внезапные резкие проявления любовной линии под конец картины попросту оттягивают развязку, а чересчур бодрое начало не даёт внятного изображения главного героя, из-за чего он выглядит просто безэмоциональным простачком, который живёт мечтой о лучшей жизни, из-за чего дальнейшие изменения его характера кажутся очень резкими, неожиданными и попросту маловероятными.
Во-вторых, время от времени у зрителя могут возникать вопросы к сюжету. Далее возможны спойлеры!
Так, например, лично для меня осталось загадкой, почему отчим Юджина, нашедший обрывок ткани платья своей жены, которое Юджин отдал Элисон, не догадался, что беглянка скрывается у них в амбаре, ведь обрывок он нашёл на пути от озера, где Элисон была замечена, до амбара. Более того, он даже не понял, что это обрывок ткани платья его собственной жены.
Кроме того, непонятно, почему он не стал ни в чём подозревать Юджина, ведь позже тот и в участок проник, и документы дела Элисон украл, о чём, собственно, отчиму сообщили уже на следующий день после случившегося.
Безусловно, это не те детали, в которых кроется дьявол, но они могут броситься в глаза фанатам, например, триллеров, коим «Страна грёз» и является.
Несмотря на упомянутую мною проблему с изображением Юджина, ситуация с героями «Страны грёз» и актёрами, которые исполняют их роли, обстоит вполне неплохо.
Во-первых, даже несмотря на то, что эмоциональное состояние Юджина меняется довольно резко, Финн Коул отлично справляется со своей ролью, кем бы его персонаж не был: убийцей поневоле или целеустремлённым вором; безэмоциональным простаком или ревнивым бойфрендом. Игре Коула веришь.
Во-вторых, упомянутая выше проблема, к счастью, коснулась только персонажа Коула. И с изображением других персонажей проблем не возникает.
Марго Робби превосходно играет Элисон Уэллс — знаменитую налётчицу, не лишённую ни простых человеческих чувств, ни совести — она скорбит по погибшему возлюбленному, испытывает страшное чувство вины за убийство девятилетней девочки, вновь влюбляется и решается отправиться во все тяжкие, чтобы сбежать в Мексику.
Второстепенные персонажи тоже прописаны неплохо. Трэвис Фиммел хорошо справляется с ролью строгого помощника шерифа и отчима, который заботится о каждом члене своей новой семьи и даже несмотря на некоторую неприязнь к пасынку, старается не срываться не него, что бы тот не творил. Керри Кондон отлично играет Оливию Эванс — любящую мать Юджина, которая горой стоит за своих детей и искренне любит своего мужа. А Дэрби Кэмп неплохо вживается в роль Фиби Эванс — любопытной и непослушной сестры Юджина.
Что ещё заслуживает похвалы? Саундтрек. Патрик Хиггинс, который написал музыку к «Стране грёз», очевидно, отлично справился со своей работой — созданные им композиции неплохо способствуют погружению зрителя в «депрессивную» атмосферу западных штатов тридцатых годов прошлого столетия.
«Страна грёз» — несмотря на свои проблемы со скоростью повествования и мелкие огрехи сюжета — очень неплохой фильм, который отлично работает и как триллер, и как драма, обладает проработанной до мельчайших деталей атмосферой, отличным актёрским составом и неплохим саундтреком. Возможно, ради этого фильма не стоит сломя ноги нестись в кинотеатр, но посмотреть «Cтрану грёз», когда она, например, станет доступна на одном из стриминговых сервисов, однозначно стоит.
Приятного просмотра!