До большой презентации Nintendo Switch 2 остаётся меньше месяца. Компания даже решила не проводить свой традиционный февральский Direct, чтобы уже 2 апреля полноценно показать новую консоль и игры к ней.

Вместе с этим стало известно, что к концу 2024 года было продано более 150 миллионов первых Switch. Мировой рекорд всё ещё держит PlayStation 2 с 160 млн. проданных консолей, но результат Nintendo можно считать выдающимся. Напомним, что консоль вышла ровно 8 лет назад.
Уже тогда её железо считалось устаревшим, а реклама с играми для весёлых компаний создавала образ забавной, но несерьёзной консоли. Switch долгое время была тёмной лошадкой, над которой кто только не смеялся, пока устройство било рекорды продаж, а те самые странные игры получали запредельные оценки и звания «Лучших игр года».
Если вы, как и я всё это время смотрели на этот феномен с неким скепсисом, то этот текст для вас.
Почему не купил Switch сразу
Однажды я уже повёлся на ту самую магию Nintendo, купив Wii U в 2014 году. Думаю, вы понимаете, что опыт был весьма травмирующим. После многих лет с PlayStation и ПК, происходящее на экране казалось какой-то шуткой.

В регионах была проблема с дисками, в цифре эксклюзивы стоили огромных денег, а геймпад-планшет выводил изображение в мутных 480p. Спустя пару заходов в Mario 3D World и в какой-то ремастер старой «Зельды», консоль отправилась на полку. Оттуда она доставалась только на релизе The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Скачав игру хитрым способом и поиграв в неё часов 5-6, я увидел интересный концепт и 20 FPS. На этом история с Wii U была окончена.

После всего этого релиз Switch я воспринял максимально скептично. Пощупав устройство лично, я уже точно понял, что передо мной очередная маркетинговая ловушка. Экран первой ревизии имел огромные рамки, маленький угол обзора и ощущался блёклым и тусклым.

Масла в огонь подливали и стартовые игры по типу Arms и 1-2 Switch, которые дали понимание, что это просто игрушка. Покупать новую консоль ради той самой «Зельды» с Wii U казалось мне глупостью.
Сила стереотипов
Стереотип, что Switch — японская погремушка, жил во мне все эти годы. Особенно при наличии актуальных консолей от Sony и Microsoft.

Какая там «Зельда», если есть красивейшая Horizon Forbidden West в 4K на 65 дюймовом ТВ? Очередной эксклюзив Nintendo получает десятки и звание «Игры года»? Да что за бред, когда шикарные Indiana Jones and the Great Circle или Psychonauts 2 получают сдержанные оценки.

Шло время, и к началу 2024-го года я начал понимать, что новые релизы уже не вызывают никаких эмоций. Конечно, были исключения, но в большинстве своём это очередные открытые миры, поучительные сюжеты или раздражающее «разнообразие». Из раза в раз повторяются ситуации, диалоги и даже игровой процесс, превращая твоё любимое хобби в какую-то рутину. Всё пришло к тому, что сейчас я не жду никакую из уже анонсированных игр. Ничего не вызывает тот самый энтузиазм, с которым мы все когда-то садились за экраны.
Но в январе 2025 года ко мне в руки на пару часов попадает Switch OLED с пачкой классных эксклюзивов. За то время, что я успел с ней провести, я получил столько эмоций, сколько не получал с релиза PlayStation 3 — последней для меня консоли, которая могла удивлять. Вернувшись домой, я успокоился, но мысли об «устаревшей» консоли от Nintendo не покидали голову.
Разум и опыт чётко говорили, что момент упущен, и сейчас рациональнее дождаться Switch 2. Но руки зашли на маркетплейс и оформили заказ на OLED-версию консоли в стиле Tears of The Kingdom.
Зачем нужен Switch в 2025 году
Хочется объяснить, почему я не стал ждать каких-то нескольких месяцев, чтобы купить только что анонсированный Switch 2.

Сейчас мы имеем последнюю и лучшую версию первого Switch с сочнейшим OLED-дисплеем. И это большой аргумент в пользу старичка. Судя по утечкам, первая ревизия новой консоли получит базовый LCD-экран с приличными рамками. Естественно, это будет более качественный дисплей, нежели был в первой консоли, но это всё ещё не OLED с его шикарной насыщенностью и яркостью. К тому же, первые ревизии всегда имеют некоторые огрехи, которые со временем исправляют: динамики, более энергоэффективный процессор, улучшенное охлаждение и так далее.
Нет никакого желания идти по маркетинговой дорожке, и через два-три года снова покупать то же устройство, но с новым экраном и улучшенным аккумулятором. К тому же, вряд ли Nintendo так просто отрубит 150 миллионов пользователей первого Switch, и перестанет брать с них деньги за новые игры. Кажется, что ещё пару лет мы будем получать все инди-релизы и часть новых эксклюзивов на всех консолях.

Про чёрный флаг и зелёные магазины мы говорить не будем, но любители таких вещей знают, что сейчас первый Switch находится буквально на пике своих возможностей. Энтузиасты повышают частоту кадров и улучшают графику в играх, разгоняя чип и выпуская фанатские патчи.

Официалы же не могут воспользоваться таким преимуществом, ведь Nintendo намеренно не использует железо по-максимуму, в угоду автономности и долговечности. В этом плане Switch 2 ещё несколько лет будет оставаться священным граалем, к которому будут долго подбирать ключи.

Конечно, за последнее время на рынке появилось несколько серьёзных конкурентов в схожем форм-факторе, что сделало Switch не таким ультимативным устройством. Но уникальная и разнообразная библиотека эксклюзивов делает своё дело даже спустя 8 лет. Да, есть тот же Steam Deck, который научился эмулировать игры конкурента, но делает это он не всегда корректно, весит более полукилограмма и работает полтора часа. А это уже совсем не то, что предлагает Nintendo.
Магия игр Nintendo
Важно понять, что игры Nintendo сделаны таким образом, что вы можете играть в них десятки и сотни часов. Почти все эксклюзивные проекты имеют продолжительность от 15 часов, а на сбор всех секретов может уйти и все 200. При этом геймплей легко дробится как на долгие многочасовые сессии, так и на короткие с забегами по 15-30 минут.

Например, та же Super Mario Odyssey сделана так, что ты можешь часов пять исследовать одну просторную локацию, постоянно обнаруживая там новые луны и секреты. При этом делать это можно короткими партиями. Например, в рабочий перерыв. На сбор одной луны уходит не больше 5-10 минут реального времени, зато после ты получаешь достаточно радости и удовлетворения.

И такая логика работает во всех эксклюзивных играх. Даже в слэшерах, по типу Astral Chain или в тактических стратегиях Mario + Rabbids. Вы спокойно можете сесть за телевизором и провести в игре как 5-6 часов, так и быстро получить законченный фрагмент геймплея за 15 минут. Такого и близко нет в громадных консольных проектах, где на запуск игры, прослушивание диалогов и начало квеста уйдёт уже полчаса.
Я часто ловил себя на чувстве, когда после утомительного рабочего дня есть свободный часик на игру, но на ритуал с включением ПК/PS5/Series X и погружением в какую-то серьёзную игру просто нет сил. В итоге всё скатывалось в несколько каток в Call of Duty или в другую сессионку. Switch же решил эту проблему. Я мгновенно беру заряженную портативку из док-станции или вытаскиваю её из чехла, и сразу попадаю в увлекательный геймплей.

Много эмоций дарит и кооперативная история. Большинство игр поддерживают игру вдвоём перед одним экраном. И сделано это настолько уместно и интуитивно, что притягивает к экрану даже далёких от игр людей. В такие моменты не составляет труда отдать один джойкон второму игроку, а небольшое количество кнопок позволяют вникнуть в процесс абсолютно каждому. Таким образом со мной поиграли все члены моей семьи. Причём каждый из них делал это с огромным энтузиазмом, вспоминая забавные моменты из детства.
Что может пойти не так
Если вы на дух не переносите «мультяшный» стиль, автоматически считая такие игры детскими, то придётся пересмотреть свои принципы. Иначе будете страдать и плеваться даже от самых качественных и глубоких игр, по типу The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom или Super Smash Bros. Ultimate.

Объективные вопросы вызывает качество сборки консоли. Закреплённые джойконы могут немного люфтить, а стики и правда уж слишком маленькие. Спустя пару недель начинаешь понимать, что плоская поверхность устройства не очень эргономична, и хочется докупить специальные грипы-накладки, чтобы хват был более привычным.

Ну и полноценный геймпад также скоро окажется в вашем списке покупок, если вы захотите нормально играть в слэшеры или порты больших проектов. Кстати о них. Если вы хардкорный геймер, который хочет иметь в кармане Hogwarts Legacy, Doom, Resident Evil Village и Mortal Kombat 1, то имеете на это право. Только потом не жалуйтесь, что частота кадров не та, или текстуры мыльноваты.

На Switch портировано множество больших проектов, но какой ценой? Это всегда большой компромисс, и с такими аппетитами лучше смело брать портативный ПК на Windows. Switch идеальна для инди-проектов и эксклюзивов, ради которых не хочется гнуть спину за монитором.
Что в итоге
Если вы вдруг тоже устали от однотипных видеоигр, но по разным причинам не замечали Switch, то самое время наверстать упущенное.

Покупать Switch 2 на релизе я считаю нецелесообразным. Сейчас вы можете недорого взять ту же б/у консоль, относительно недорого покупать и менять картриджи. Но главное — наслаждаться качественными играми, которые значительно отличаются от того, чем нас кормят крупные издатели. Спустя пару лет, закрыв библиотеку оригинала, отрастив усы и надев красную кепку, можно будет смело брать Switch 2.
Тем же, кто давно уже прошёл все игры на Switch и не может дождаться релиза Switch 2 хочется пожелать лишь отсутствия дефицита на старте продаж, минимум проблем в первых партиях и максимум новых оптимизированных игр и портов.