7 ноября 2019 года в широкий прокат вышел фильм «Доктор Сон» — экранизация одноимённого продолжения романа Стивена Кинга «Сияния» и, соответственно, сиквел знаменитого фильма Стэнли Кубрика 1980 года.
Действие фильма разворачивается спустя сорок лет после событий «Сияния». Дэнни Торренс вырос, но от психологической травмы, полученной в детстве, так и не оправился. В попытках убежать от прошлого и самого себя Дэнни до беспамятства напивается в кабаках и барах, употребляет наркотические вещества, буквально сводя себя в могилу.
Но своих «сияющих», читай телепатических, способностей Дэн ещё не лишился. Он по прежнему чувствует таких же «сияющих» людей как и он.
Борьба с алкоголизмом и попытки начать жизнь заново приводят его в один из пригородов Нью-Йорка, где он устраивается в хоспис, находит, возможно, своего лучшего друга и встречает «сияющую» девочку Абру, которая обращается к нему за помощью.
Оказывается, существует группа существ «Истинный Узел», которые на протяжении веков убивают «сияющих» и питаются их силой, чтобы продлить себе жизнь. Теперь Дэнни должен спасти девочку, победить «Истинный узел» и выжить.
Буквально затянув зрителя в свою атмосферу в самом начале, фильм не отпускает вас до самого конца. При хронометраже в два с половиной часа фильм не провисает ни на секунду. Вопрос «а что же дальше?» сохраняется на протяжении всего фильма, равно как и чувство напряжения.
Если вы смотрели «Сияние», значит скорее всего вы испугаетесь ещё при появлении «олдскульного» логотипа «WB», на фоне которого играет та самая вселяющая ужас мелодия. Если нет, то вы испугаетесь чуть позже.
Выйдя из кинотеатра, я понял, что в фильме было всего несколько действительно жестоких сцен и пара-тройка страшных моментов. Но это не отменяло того факта, что на протяжении всего фильма меня не покидали страх и напряжённость. Эпизоды в отеле «Оверлук» и каждый поворот коридора пробуждают в вас те самые чувства, которые вы испытывали при просмотре фильма Кубрика.
«Сияние» в своё время стал настоящим культурным феноменом, одним из первых фильмов, которые изменили отношение к жанру хорроров, но он привёл в ужас Стивена Кинга, который не обнаружил в нём ни идеи борьбы главного героя с самим собой, ни оригинального окончания своего произведения. Зато обнаружил Джека Николсона в главной роли, против кандидатуры которого был против с самого начала.
«Доктор Сон» же раскрывает все проблемы и темы, заложенные в оригинальном произведении, как то попытки главного героя убежать от самого себя и своего прошлого, его борьба с алкоголизмом и т.д. И не умаляет заслуг Стенли Кубрика, постоянно делая к нему отсылки, оммажи, что, безусловно, будет дополнительным плюсом фильма для фанатов произведения Кубрика.
Цвет и свет работают на усиление эмоций зрителя и всегда соответствуют общему настроению сцены. Безнадёжность, побег — холодные цвета, но максимально мягкие цвета в доме Абры. То же самое со светом.
Отдельного упоминание заслуживает оформление «Оверлука». Неприятные, чересчур яркие оранжево-красные полы, которые абсолютно не сочетаются со стенами. Залитые светом пустые помещения с шестиметровыми потолками, не соответствующие внешнему виду отеля — тёмному и заброшенному зданию на горе. Одни эти контрасты уже порождают некоторое ощущение неуютности. А коридоры «Оверлука»… Ух!
Главную роль в фильме исполнил Юэн Макгрегор и сделал это на высшем уровне. Вы верите в его борьбу, в его страх, в его радость. От Юэна Макгрегора не отстают и коллеги по съёмочной площадке.
Ребекка Фергюсон отлично вживается в роль готовой на всё ради сохранения ставшего для неё семьёй «Истинного Узла».
Юная Кайли Карран хорошо справляется с ролью практически всесильной, но при этом нуждающейся в защите девочки-телепата.
Но у фильма есть недостатки. Например, в проработке истории. Не хочется спойлерить, но там есть одна максимально нелепая смерть персонажа, пусть и не очень важного для истории, но почти необходимого для развития главных героев.
Перед режиссёром картины, Майком Флэнаганом, стояла, казалось бы, невыполнимая задача. Нужно было снять фильм, который не умалит достоинств знаменитого «Сияния». Фильм, который подтвердит статус Флэнагана, как режиссёра хорроров и неплохих экранизаций произведений Кинга, которые в отличии от «Сияния» нравятся писателю не меньше чем зрителям. И главное — фильм, который понравится самим зрителям.
И Майк Флэнаган с ней справился. Приятного просмотра!