Три года ожидания — и вот он, долгожданный момент. Netflix, наконец-то, выпустил четвёртый сезон культовой антологии Love, Death & Robots — того самого провокационного и визуально ошеломляющего проекта, который когда-то взорвал представления о взрослой анимации.
Созданный Тимом Миллером («Дэдпул») и именитым Дэвидом Финчером («Бойцовский клуб»), этот сериал с первого сезона мощно стартанул и получил признание критиков, а также различные награды вроде «Энни» и «Эмми Прайм-тайм». Первый сезон вышел в 2019 году, второй – в 2021, а третий в 2022 году. Только четвёртый сезон пришлось ждать целых три года. Сумел ли проект сохранить свою харизму после столь длительного перерыва, или он растерял всю магию по дороге — стоит разобраться.
Что вас ждёт в новых сериях: дьявол дерётся с котом, кибергладиаторы рубятся на арене вместе динозаврами, инопланетяне устраивают хаос, а в некоторых эпизодах неожиданно появляются Red Hot Chili Peppers и MrBeast. Звучит интересно, но так ли это на самом деле?
Не могу остановиться (Can’t Stop)
Открывает новый сезон невероятно короткий метр — всего 5 минут 20 секунд! Это не столько рассказ, сколько анимационный эксперимент. На экране — концерт Red Hot Chili Peppers 2003 года у замка Слейн в Ирландии, но исполненный… марионетками.
Энтони Кидис, Фли, Джон Фрушанте и Чед Смит превращены в странноватых и местами даже жутковатых кукол на нитях. Все они, а также их слушатели, висят на струнах, которые тянутся куда-то в темноту вверх. Над происходящим будто бы стоит невидимый кукловод — кто-то (или что-то), управляющее как рок-звёздами, так и всем миром.
Сюжета как такового здесь нет, только полноценный анимированный клип на хит Can’t Stop, без единой фразы, без диалогов. Только песня, сцена и фанаты с поднятыми огоньками.
Возможно, первый эпизод должен был стать чем-то вроде завораживающего арт-перфоманса, однако по сути мы получили какую-то странную пародию на культовый концерт. После трёх сезонов, наполненных фантастикой, мрачной сатирой, философскими подтекстами и экспериментальной анимацией, открытие сезона музыкальным клипом кажется уж слишком простым и поверхностным.
Помня о прошлых сезонах Love, Death & Robots, на протяжении всей серии нет-нет, а ждёшь хотя бы чего-то. Какого-то действия, которое подведёт к интересной истории. Например, банального: куклы осознают свою природу и пытаются вырваться из-под контроля нитей. Но даже этого не случилось. В итоге в эпизоде нет ничего: ни любви, ни смерти, ни роботов, ни каких-либо сюжетных поворотов, которые раньше делали сериал непредсказуемым и глубоким. Первый эпизод – всего лишь визуально красивый и пустой ролик.
Что удивительно, режиссёром этой коротенькой серии стал сам Дэвид Финчер. Однако идея создать именно музыкальный клип принадлежала не ему, а Тиму Миллеру, который решил, что будет интересно поместить Финчера в рамки ограниченного хронометража и посмотреть, что из этого выйдет.
«Идея сделать из Chili Peppers марионеток уже давно крутилась у него (Финчера) в голове. Поэтому не было никаких сомнений, стоит ли это делать. Он сразу же сказал: «Я сделаю из Red Hot Chili Peppers марионеток, марионеток в стиле Team America». Я подумал: «О, чёрт, здорово». И мы поехали. Он такой хороший друг со многими музыкантами, что всё, что ему нужно, это позвонить им и сказать: «Эй, я бы хотел это сделать». И они говорят: «Хорошо, здорово», — рассказал в одном из интервью Миллер.
Увы, этот эпизод стал самым провальным в сезоне: на IMDb он получил самую низкую оценку за всю историю антологии — 4,2. Неудивительно.
Близкие контакты мини-степени (Close Encounters of the Mini Kind)
Длительность этой серии ещё короче предыдущей — всего 5 минут 10 секунд! После спорного старта сезона шоу возвращается к своему привычному безумию — пусть и в миниатюре. Название эпизода явно намекает на фильм Спилберга «Близкие контакты третьей степени», так что сразу можно понять о чём тут пойдёт речь.
Во втором эпизоде нас ждёт стремительное и абсурдное вторжение пришельцев на Землю, населённую маленькими человечками. Это явно духовный сиквел «Ночи маленьких мертвецов» из третьего сезона: тот же стиль и всё та же забавная нелепость. Только теперь вместо зомби — НЛО с анальными зондами и «гигантскими» боевыми роботами.
Эпизод начинается с того, что пара инопланетян мирно высаживается где-то в пустыне, и тут же получает выстрелы в лицо от копов. Так завязывается масштабная война, от которой не остаётся целой ни одна миниатюрная крыша. Кругом царит хаос: крохотные солдатики вопят, города сгорают, и над всем этим нависает ирония — пришельцы пришли с миром, но человечки как всегда умудрились всё испортить.
Визуально и технически эпизод выглядит просто отлично, словно пародия на все фильмы о вторжении пришельцев. Он забавный, мультяшный, но, увы, совершенно не впечатляющий. По сути, серия является обычной гэг-сценкой. Сюжет развивается молниеносно и предсказуемо, а концовка хоть и забавна, но совсем лишена глубины.
Над созданием мини-серии работали Роберт Бизи (специалист в области анимации и дизайна), а также сценарист и режиссёр Энди Лайон. Несколько лет назад они вместе создавали эпизод «Ночь мини-мертвецов» для третьего сезона. Для четвёртого сезона эта парочка не стала отходить от однажды сработавшей формулы: серия вновь напоминает сборник забавных экшен-сцен,который включает в себя простой юмор и погром известных мест.
Увы, никакой новизной в эпизоде о мини-пришельцах даже не пахнет, так что смотреть её не то, чтобы очень интересно. На IMDb оценка, по крайней мере, выше, чем у первой серии — 6,8.
Паучья роза (Spider Rose)
Наконец, серия с сюжетом и нормальным хронометражем — более 15 минут. Третий эпизод сезона возвращает шоу к тому, за что его любят: к мрачной научной фантастике с впечатляющей визуальной частью и эмоциональной историей.
На краю Вселенной, в кольце астероидов, киборг-женщина борется с болью утраты. Её муж был убит и теперь всё, что движет ею — это месть. Обновлённая и укомплектованная имплантами, она существует в изоляции на своём дрейфующем корабле, где её преследуют образы из прошлого и кошмарные сны.
Однако жизнь меняется, когда на корабль приходит посылка с живым существом, напоминающим пухлого аксолотля с щупальцами. Неожиданный гость вскоре трансформируется в мехового зверя, странным образом напоминающего питомца… или ребёнка. Так появляется эмоциональный якорь: существо помогает героине не просто выжить, а пересмотреть свои мотивы. Месть постепенно уступает место заботе, а одиночество — связи.
С визуальной точки зрения эпизод выполнен на высоком уровне. Дизайн, от космической станции до имплантов в теле героини, впечатляет вниманием к деталям. Но больше прекрасного визуала радует, что в этой серии, наконец, есть сюжет, диалоги, развитие персонажа и даже философская подоплёка. Пусть история кажется довольно предсказуемой, она всё равно вызывает хоть какой-то интерес при просмотре.
Любопытно, что «Паучья роза» — это по сути спин-офф к эпизоду «Рой» из третьего сезона. За создание обеих серий отвечала Дженнифер Ю Нельсон — художница, дизайнер, иллюстратор и режиссёр (она ранее работала над «Кунг-фу Панда 2» и благодаря этому мульту стала лауреатом премии «Энни» в области мультипликационной режиссуры). Сценарии «Роя» и «Паучьей Розы» основаны на рассказах 1982 года писателя-фантаста Брюса Стерлинга.
В одном из интервью Дженнифер Ю Нельсон рассказала:
«Мир Брюса Стерлинга настолько огромен, в нём так много деталей, и он настолько хорошо продуман, что вы можете видеть только его маленькую часть за раз в этих маленьких приращениях, которые у нас есть. Spider Rose был способом вернуться в этот мир (…) Это всегда была история, которую мы хотели сделать, мы просто хотели сделать её правильно. В этом конкретном случае мне удалось поиграть с некоторыми действительно милыми, уродливыми маленькими питомцами. Так что это здорово».
Серия стала одной из лучших в сезоне, так что и оценка на IMDb у неё соответствующая — 7,0.
Четырёхсотые (400 Boys)
Четвёртый эпизод дарит нам почти 13 минут невероятного визуального стиля замешанного в какой-то бешеный арт-хаус.
Это один из самых визуально эксцентричных и насыщенных эпизодов сезона. Что-то вроде сюрреалистичного боевика в духе «Атаки титанов» под кислотой и с призмой футуристического апокалипсиса. «Четырёхсотые» — это не столько история, сколько ощущение: мир на грани распада, в котором бандитские кланы сражаются за выживание, а любые попытки логически понять происходящее тонут в стилистическом безумии.
События разворачиваются в разрушенном мегаполисе, где выжившие организовались в стихийные фракции. Среди них стремительные девушки-воины на роликах с хоккейными клюшками-катанами, «Братаны» с уставом уличной чести и «Копчёные», почти полностью истреблённые новой угрозой. Угроза эта — гигантские младенцы. Они сеют разрушение и уничтожают всё на своём пути. Из-за того, что 400-й квартал стал первым, подвергшимся нападению, гигантов начали называть «четырёхсотыми».
История толком не объясняет, кто эти младенцы, зачем они здесь и почему идёт битва. Повествование намеренно обрывочное, поданное как фрагменты чьего-то больного сна о постапокалиптическом мире, где смысл давно потерян, а выживает тот, у кого стиль круче.
Для многих серия окажется настоящим испытанием: сюжет мутный, мотивации героев не раскрываются, а объяснение происходящего, если и есть, то спрятано за слоями метафор и шума. Это не классическая история с началом, серединой и концом, а скорее визуальное безумие, переведённое в форму анимационного боевика.
Серию точно стоит воспринимать, как работу, в которой акцент сделан не на содержании, а на подаче. Хотя сценарий при этом написан по мотивам рассказа 1983 года писателя Марка Лэйдлоу (он, кстати, автор сценария игр серии Half-Life).
Над созданием эпизода трудился канадский аниматор и художник Роберт Вэлли, который известен тем, что работал с группой Gorillaz. Ранее Вэлли создал для антологии «Любовь, смерть и роботы» два эпизода: «Зима Блю» (первый сезон) и «Лёд» (второй сезон).
Честно говоря, «Четырёхсотые» вызывают немалое удивление. В плохом смысле. Ведь оба предыдущих эпизода, снятых Робертом Вэлли, были действительно шикарны. Совсем непонятно, почему после всего этого в четвёртом сезоне мы получили такую странную серию, в которой крайне сложно найти хоть какой-то смысл.
Единственное, что радует, так это визуальный стиль, который буквально не даёт оторваться от экрана. С точки зрения визуала — это, пожалуй, один из самых запоминающихся эпизодов четвертого сезона. Вэлли остаётся верен своей фирменной эстетике: гипертрофированные тела, искажённые пропорции — это точно продолжение стиля, заданного ещё в «Зиме Блю», но с куда более агрессивным настроением. Синий уступил место кровавому красному — в тон выжженной Земле и безжалостному миру бандитских разборок.
Как визуальный опыт — это нечто уникальное. Как история… что ж, больше похоже на провал. На IMDb рейтинг у серии низкий, но ещё не самый плохой в сезоне – 5,7.
Другая большая штука (The Other Large Thing)
Котики захватывают мир! И для этого им нужно всего 7 минут — ровно столько идёт серия. В центре сюжета кот с имперскими амбициями по имени Санчес — настоящий мохнатый диктатор в миниатюре. Он оказывается обделён вниманием после того, как в доме появляется новый робот-дворецкий. Но когда выясняется, что робот способен понимать мяуканье и вообще склонен к бунту, дуэт быстро превращается в заговорщиков.
Санчес и его новый механический друг решают сделать то, о чём задумывались многие. Да, речь о порабощении мира котиками, которые при помощи роботов сотрут с лица земли бесполезное человечество.
За этот эпизод отвечает писатель Джон Скальци. Он ранее уже работал над тремя сериями в первом сезоне антологии: «Три робота», «Когда йогурт захватил мир» и «Исторические альтернативы». Также над новым эпизодом трудился аниматор, сценарист и режиссер Патрик Осборн.
Судя по всему, «Другая большая штука» стала ещё одной попыткой Скальци сыграть на знакомой ироничной теме: «Что, если милые существа поработят мир?». Ведь в «Трёх роботах» мы уже точно видели что-то подобное — человечество погибло, а Землю начали населять котики.
Таким образом, несмотря на потенциально безумную завязку, новый эпизод оказывается не таким уж свежим в плане идей. Эпизод держится на плаву только благодаря сочащемуся самодовольством и презрением коту Санчесу, голос которому дал американский актёр и комик Крис Парнелл («Студия 30»). Он, кстати, уже озвучивал одного из персонажей в «Трёх роботах».
Конечно, любители котов получат удовольствие, ведь все возможные «кошачьи» клише тут соблюдены. Владельцы кошек точно заметят в повадках пушистого главного героя своих любимцев. Однако неприятный для любителей котиков момент — хозяева Санчеса выглядят отвратительно карикатурно, уж с ними точно не хотелось бы никому иметь хоть какое-то сходство.
При этом визуально серия добротна, но ничем особенно не выделяется. Мягкие формы, мультяшный стиль и нейтральная цветовая гамма — всё это хорошо работает на семейно-комедийное настроение, но эпизоду всё равно не хватает выразительности или свежих визуальных решений.
Это не худший эпизод сезона, но определённо один из проходных. На IMDb рейтинг у серии тем временем неплохой — 7,0.
Голгофа (Golgotha)
И снова эпизод длительностью чуть больше 7 минут. Однако эта серия разительно отличается от остальных — в ней присутствуют живые актёры.
Это второй раз за всю историю антологии, когда на экране появляются настоящие актёры — первым был эпизод «Ледниковый период» из первого сезона. И как тогда, так и теперь, ставка сделана не столько на визуальные эффекты, сколько на необычную, пусть и спорную, идею.
В центре сюжета — католический священник, которого срочно вызывают к морю. Там, среди нефтяных пятен и волн, его встречают не кающиеся грешники, а инопланетные кальмароподобные создания, считающие, что божественное существо воплотилось на Земле… в теле дельфина. Сам дельфин, между прочим, недавно «воскрес» после того, как пострадал от разлива нефти, вызванного человеческой халатностью. Теперь он — мессия, а человечество — чума планеты.
Главную роль Отца Магуайра исполнил новозеландский актёр Рис Дарби, известный своим комедийным амплуа. Его партнёр по кадру, более суровый и мрачный епископ Клири, был сыгран Грэмом Мактавишем (известен по роли гнома Двалина в трилогии «Хоббит»).
Режиссёром выступил Тим Миллер, создатель «Дэдпула» и один из шоураннеров сериала. И это многое объясняет: эпизод ловко балансирует между комедийным абсурдом и критическим посылом, но не может решить, кем он хочет быть — весёлой пародией или проповедью. В итоге он не работает по-настоящему ни в одном из этих направлений.
Сценарий написан по мотивам рассказа британского писателя-фантаста Дэйва Хатчинсона, но литературная основа здесь чувствуется лишь в зачаточном виде. История о вере, эволюции и апокалипсисе получилась короткой, а ведь она могла бы стать мощным философским высказыванием.
Сюжет кажется больше прологом к чему-то большему, чем полноценной историей. Здесь есть неплохой потенциал: ироничный взгляд на религию, тему экологии, критика человеческой самоцентричности, но он едва тронут. Ни персонажи, ни диалоги не получают достаточного развития, и даже появление самого «мессии» оставляет скорее недоумение.
С технической точки зрения серия выглядит качественно. Инопланетянин, выполненный с помощью CGI, органично вписывается в кадр с живыми актёрами. Но этого явно недостаточно. «Голгофа» точно не самая интересная или сильная серия антологии. Посыл «люди уничтожают Землю, надо изничтожить их самих» точно не может претендовать на оригинальность.
Тим Миллер тем временем высказался в одном из интервью, почему в этом эпизоде появились настоящие актёры:
«Мне нравится время от времени делать что-то в живом действии, просто чтобы напомнить людям, что мы можем. На самом деле это просто ощущалось — мне понравилась история, мне понравилось, насколько она была сдержанной, она ощущалась завершенной (…) Мне понравилась история, прежде всего, и живое действие было способом сделать это».
В отличие от Миллера получившаяся в итоге серия понравилась далеко не всем. Рейтинг на IMDb у неё довольно низкий — всего 5,2. Исходя из цифр, это второй после Can’t Stop худший эпизод четвёртого сезона.
Рёв тираннозавра (The Screaming of the Tyrannosaur)
12 минут — столько длится эпизод под номером 7, в котором смешалось воедино всё: космос, гладиаторы, динозавры и любовь двух обнажённых наездниц. Да, вы не ослышались, именно такой набор.
События эпизода разворачиваются на орбитальной станции, вращающейся над спутником Юпитера. Здесь, среди ослепительного глянца и декадентского разгула элиты, состоится свадьба — союз галактических домов. Но венчание в этих кругах повод не для романтики, а для кровавого зрелища. В качестве развлечения — гладиаторские бои, где в роли гладиаторов выступают генетически улучшенные воины, оседлавшие тираннозавров и трицератопсов.
Главная героиня — воительница с тотемом Волка, многочисленные флешбеки отсылают к её прошлому на заснеженных равнинах. Сейчас ей нужно выжить в кровавой бойне, которая разворачивается на глазах у галактических правителей, попивающих шампанское в передвижной роскошной ложе.
Кажется, что это всё очень похоже на версию «Гладиатора», доведённую до абсурда.
Смело можно сказать, что анимация в этой серии на высоте: динамичная, выразительная, дерзкая. Боевые сцены отрисованы с любовью к деталям и яркой хореографией. Однако за визуальным буйством, увы, теряется смысл. Всё выглядит как крутая CGI-фантазия пубертатного подростка, мечтающего о динозаврах и голых воительницах.
Эпизод пытается быть чем-то большим: рассказом о силе воли, символизме тотемных животных, восстании против угнетателей… но не справляется. Символика не подкреплена ни визуально, ни сюжетно, ни культурно. Пафосные монологи звучат натянуто, иногда даже нелепо. Многие фразы, честно говоря, можно смело отправлять в «пацанский цитатник», где как раз ценят высказывания о волках.
В серии так много всего и так мало смысла. Как минимум хотелось бы получить ответ, откуда в этой вселенной взялись динозавры и почему они в космосе? Что тут вообще происходит?
Над этим эпизодом также, как и над предыдущим, работал Тим Миллер. Сценарий основан на книге автора Стант Литор. В сети в описании произведений этого писателя указано следующее: «Эпическая научная фантастика с гладиаторами на спинах тираннозавров, оборотнями-брахиозаврами, Бабой Ягой, лесбиянками-наездницами на дакотаврах, ковбоями-трицератопсами и плотоядными кактусами». Что ж, это многое объясняет (нет).
Кстати, в этой серии не обошлось без известных личностей. Одного из персонажей, ведущего кровавого шоу, озвучил MrBeast — популярный видеоблогер, известный своей любовью к челленджам.
Тим Миллер заявляет, что MrBeast решил сняться в шоу бесплатно, так как является огромным фанатом Love, Death & Robots.
«Я был у него дома в Северной Каролине. У него есть постеры «Любовь, смерть и роботы». Он большой фанат, и я знал, что он хотел бы поучаствовать в истории, если бы мы нашли подходящую. Итак, что может быть лучше злого ведущего, который получает такое удовольствие, подвергая этих бедных беспомощных людей всем этим испытаниям?», — сказал Миллер в беседе со ScreenRant.
Он также заметил, что 7 эпизод отчасти напомнил ему реалити-шоу Beast Games, где как раз ведущим является MrBeast: «Не знаю, как вы, но я смотрел это шоу и столько раз думал: «Боже мой, это так подло», поэтому я подумал, что он идеально подойдёт для этого».
7 серия получила на IMDb рейтинг 6,2. Кажется, это один из самых зрелищных эпизодов сезона, но одновременно один из самых пустых. Если смотреть глазами 13-летнего фаната динозавров — это без сомнения идеально. Однако, тем, кто ищет идеи, философию или смысл стоит проходить мимо.
Как Зик обрёл веру (How Zeke Got Religion)
Восьмой эпизод четвёртого сезона — это редкий случай, когда анимационная короткометражка не просто оправдывает своё существование, а вытягивает весь сезон. Это 12 минут чистого атмосферного хоррора, визуального великолепия и неожиданно цельного сюжета.
События переносятся в самую гущу Второй мировой войны: американский бомбардировщик B-17, «Либерти Белль», получает приказ срочно уничтожить старинную церковь на территории оккупированной Франции. Однако героям нужно не просто сбросить бомбы на нацистов. В этот раз солдатам предстоит остановить куда более зловещую угрозу — нацистский ритуал, в ходе которого пробуждается какое-то чудовищное зло.
Из недр земли восстаёт древнее существо, чей облик словно вырван со страниц апокрифов и ночных кошмаров — с ликом херувима и телом, которое невозможно описать: руки, щупальца, крылья и зияющие рты.
Большая часть действия сосредоточена в замкнутом пространстве самолёта — там происходит очень клаустрофобный бой с трансцендентным злом. Главными героями становятся насмешливый атеист Зик, молодой проповедник и суровый ветеран. Типажи персонажей довольно стандартные, но работают. Они оживают благодаря грамотно расставленным акцентам и отличному визуальному ритму.
Анимация в этой серии — отдельный восторг. Она балансирует между комиксной стилистикой и мрачной реалистичностью. Цветовая палитра — красочная, с акцентами на вспышках крови, огня и золотом сиянии божественного ужаса. Это как будто оживший комикс из 90-ых, руку к созданию которого мог бы приложить кто-то вроде Майка Миньола с его «Хеллбоем».
Над серией работали несколько современных анимационных студий, среди которых Titmouse, Inc. Напомним, эта студия запомнилась мультсериалом «Царство падальщиков», который, к большому сожалению, был закрыт. Кстати, над этим сериалом, также как и над 8 серией антологии, трудился испанский режиссёр, художник и сценарист Диего Поррал.
Сценарий для серии написан по мотивам рассказа 2019 года Джона МаКникола «How Zeke Got Religion at 20,000 Feet» («Как Зик обрел веру на высоте 20 000 футов»). Это название более точно передает суть истории, которая развернулась в новой серии сезона.
Вывод: эпизод о столкновении с абсолютным злом умело сочетает хоррор, экшен и мистику. Он не пытается быть чем-то заумным и философским, но и не скатывается в подростковую фантазию о динозаврах с обнажёнными воинами. Кажется, впервые за весь сезон мы получили цельный, напряжённый и блестяще анимированный рассказ.
На IMDb серия получила довольно высокую оценку — 7,1.
Умные приборы, глупые владельцы (Smart Appliances, Stupid Owners)
Девятый эпизод — это сатирическая миниатюра, в центре которой не монстры, не солдаты и не космонавты. Здесь монологи ведёт… бытовая техника. Серия длится всего 5 минут 40 секунд, но за это время мы узнаём всё, что накипело у душевой лейки, унитаза, вибратора и освежителя воздуха. Словом — всё, что вы не хотели знать о своей ванной, но теперь точно услышите.
За постановку отвечал Патрик Осборн, уже знакомый нам по третьему сезону («Три робота: стратегии выхода») и серии с восстанием котов и роботов. Вместе с писателем Джоном Скальци они вновь вернулись к своему любимому приёму — антропоморфной критике человечества через призму говорящих вещей.
По сути, это серия зарисовок: каждая реплика — мини-монолог от лица бытового устройства. Душевая лейка жалуется на хозяйку, которая злоупотребляет «пульсирующими режимами» не совсем по назначению. Электрическая зубная щётка возмущается, что ею пользуются раз в неделю. Подаренная вафельница, забытая в шкафу, страдает от одиночества, а воздухоочиститель советует хозяину пересмотреть рацион.
Главный же голос — у унитаза, который задаётся экзистенциальным вопросом: почему именно он должен быть тем, кто каждый день наблюдает всё это?
Анимация — забавная смесь покадровой пластилиновой стилистики и CGI, отсылающая к работам аниматора Ника Парка. Всё бы ничего, но, увы, ей не хватает такого же обаяния и душевности, какие были в мультах «Уоллес и Громит» или «Побег из курятника». Визуал выглядит ярко, фактурно, но довольно безлико — скорее как стильная рекламная заставка, чем полноценная анимационная история. Впрочем, и задач у эпизода нет глобальных: он не про сюжет и не про развитие, а про абсурд и самокритику.
Эта серия существует исключительно ради пошлых и бытовых шуток в духе стендапа на тему «жизнь одинокого человека глазами его приборов». Часть зрителей это развеселит, особенно благодаря харизматичной озвучке (в том числе от Ниси Нэш и Кевина Харта), но для остальных эпизод покажется банальной сценкой, затянутой до шести минут.
В целом, это не самый худший эпизод сезона. Он напоминает, что в антологии есть место не только ужасам, но и банальной шутке про вибратор, уставший от своей жизни.
На IMDb серия получила рейтинг 5,4.
Ибо он умел красться (For He Can Creep)
Финальный, десятый эпизод четвёртого сезона «Любовь. Смерть. Роботы» — это странная, готическая и неожиданно трогательная притча, в которой вновь не обошлось без котиков.
Серия длится 12 минут и носит название «Ибо он умел красться» — цитата из эксцентричного стихотворения XVIII века «Jubilate Agno» Кристофера Смарта. Именно оно и вдохновило писательницу Шивон Кэрролл на создание рассказа, лёгшего в основу сценария. В центре истории — противостояние поэта и Сатаны, с кошкой в роли божественного посредника.
Лондон, 1757 год. Безумный поэт Смарт, заточённый в лечебнице, получает божественное задание — сочинить невероятный стих. В то же время Дьявол (озвученный Дэном Стивенсом), надеется извратить этот дар и обратить его в оружие — поэзию, которая положит конец человечеству. Однако у Смарта есть защитник: кот по имени Джеффри. Пока мир стоит на краю апокалипсиса, именно он вклинивается между своим хозяином и силами Ада.
На первый взгляд — абсурд. Но за гротеском и готическим фарсом скрывается своеобразная ода творчеству, вере и преданности. И, конечно же, кошкам. В духе Лавкрафта, где коты проводники древней истины, Джеффри здесь не просто питомец, а ангельский защитник, наделённый силой противостоять демонам. Он царапает, шипит, сияет и выгоняет Сатану обратно в бездну.
Визуально эпизод выполнен в резкой cel-shaded анимации с грубоватыми контурами, которая напоминает стилизацию под гравюры XVIII века. Это не самая яркая работа в сезоне с точки зрения визуала, особенно по сравнению с предыдущей работой режиссёра Эмили Дин («Живой пульс машины»), но в ней есть некоторое очарование старинной книжной иллюстрации. Местами анимация кажется сырой, но этот несовершенный стиль отчасти усиливает театральность происходящего.
Финал сезона можно назвать атмосферным. «Ибо он умел красться» — это скорее анимационная притча, чем стандартный эпизод. За его стилизацией и юмором скрывается серьёзная тема: о том, как творчество может быть либо спасением, либо проклятием, и о том, что даже самая маленькая, пушистая жизнь может иметь божественное значение.
Последняя серия в сезоне получила тем не менее среднюю оценку на IMDb — 6,3.
После просмотра всех серий возникает всего один вопрос — неужели этого мы ждали три года?
В четвёртом сезоне «Любовь. Смерть. Роботы» практически нет ничего, что сулит название. Ни любви, ни роботов, лишь чуток смертей… возможно, сериал пора переименовывать в «Спецэффекты. Банальщина. Котики». Это уже не дерзкий эксперимент, а вылизанная подборка визуальных скетчей, которые старательно обходят острую социальную тематику.
Где философские дилеммы? Где леденящие душу антиутопии? Вместо них — калейдоскоп безопасных гэгов и котов (ладно, котики — это всё же плюс). Иронично, что шоу, начавшееся с глубоких откровений, теперь больше напоминает мультипликационное промо — ярко, мило и ни о чём.
А ведь технически все серии четвёртого сезона выглядят безупречно. Работа художников и аниматоров, правда, продолжает поражать. Но когда визуальный восторг — единственное достоинство, возникает вопрос: не превратилось ли шоу в демо-ролик для студий, утратив свою душу? Если раньше этот сериал рвал шаблоны, то теперь он может разве что скрасить время за ужином — для бездумного просмотра под еду, как раз подойдёт.
Что удивительно, критики на Rotten Tomatoes ставят высшие баллы четвёртому сезону. А вот зрители наоборот обрушили рейтинг почти до 40% и обвинили создателей в творческом выгорании. На других платформах также можно встретить море негативных отзывов, в особенности много возмущения вызвал девятый эпизод:
Что ж, похоже всё, что нам остаётся — это пересматривать Zima Blue и Jibaro, вспоминая каким острым это шоу когда-то было. Быть может однажды выйдет пятый сезон «Любовь. Смерть. Роботы», и он будет лучше. Но пока что Netflix не делал официальных анонсов.