Люди проводят всё больше времени за просмотром видео, в играх или социальных сетях на своих смартфонах. Это вынудило крупные технологические компании пойти на некоторые предупредительные меры, представив функции, призванные ограничить нашу цифровую зависимость.
Насколько действенны эти методы и как они работают — разбираемся в переводе статьи Бенната Бергера, соучредителя и генерального директора Novel Property Ventures.
Грустный Райан Рейнольдс сидит на стуле. Его глаза влажные и опущенные. На фоне играет печальная музыка.
«Сначала я просто баловался этим, как и все остальные в Голливуде, но всё вышло из-под контроля. Я делал это 24/7. Я даже не осознавал, что у меня проблема, пока моя сестра Анджела не сказала что-то».
«Что она сказала?» — спрашивает интервьюер.
«Это самая сумасшедшая часть, — тихо говорит Райан, — ведь у меня даже нет сестры».
Он смотрит вниз, и мы видим в его руках смартфон с мобильной игрой Toon Blast. Интервьюер пытается отвлечь Рейнольдса от игры, но в итоге сдаётся, не выдержав конкуренции.
Этот ролик — часть рекламной кампании Toon Blast. Он отсылает нас к подобным видео других публичных личностей, признающихся в злоупотреблении наркотиками.
Реклама смешная, а ситуация страшная. Мы чувствуем себя комфортно, хихикая над Рейнольдсом, потому что его невозмутимость делает каждый абсурдный поворот комичным. Как в этом ролике, так и в остальных из этой же серии.
И всё же, мы ещё можем вовремя распознать наши собственные, хоть и преувеличенные, навязчивые цифровые привычки.
Рассмотрим статистику. Согласно последним отчетам Counterpoint Research, почти 50% всех пользователей смартфонов используют их более пяти часов в день, в то время как средний взрослый в США тратит три с половиной часа на своё мобильное устройство. Мы действительно практически постоянно подключены к сети.
Но не стоит волноваться. Ключ к возвращению пользователей к аналоговой жизни находится в пределах досягаемости.
В 2018 году Apple объявила, что iOS 12 получит функцию Screen Time («Экранное время»), которая позволит пользователям iPhone и iPad отслеживать, сколько времени они проводят в приложениях, сколько уведомлений получают и как часто берут в руки телефоны. Нововведение предполагает, что если пользователи будут иметь прозрачный учёт использования смартфона, то они смогут контролировать своё время пребывания в интернете, прежде чем начнут злоупотреблять.
Screen Time даже поставляется с инструментами, предназначенными для помощи мобильным пользователям, включая ежедневные уведомления о временном ограничении, расширенную функцию «Не беспокоить» и возможность группировать, скрывать или откладывать уведомления в целом.
Аналогичную функцию в 2018 году представила и Google — она получила название Digital Wellbeing («Цифровое благополучие») и доступна для смартфонов Pixel с Android 9 Pie. Её детальное сравнение со Screen Time вы можете прочитать здесь.
Этот толчок к цифровой заинтересованности может показаться странным, если исходить от Apple или Google, учитывая, сколько времени и ресурсов они и аналогичные технологические компании потратили на поощрение, а не ограничение использования своих продуктов.
Некоторые из наиболее часто используемых приложений в настоящее время специально разработаны для того, чтобы привлекать и удерживать наше внимание дольше, чем нам хотелось бы. В недавней статье для BBC News ведущий инженер-технолог и изобретатель бесконечной прокрутки Аза Раскин поделился, что многие дизайнеры были вынуждены создавать захватывающие среды приложений для интересов бизнеса.
«Для того, чтобы получить финансирование и повысить цену акций, количество времени, которое люди тратят на ваше приложение, должно возрасти. Поэтому вы попытаетесь изобрести новые способы удержания людей на крючке».
Результат? Мы проводим больше времени вдали от реального мира, погружаясь в цифровую жизнь, которую нам предлагают вести наши мобильные телефоны. По словам Нира Эяля, автора бестселлера Hooked:
«Технологии, которые мы используем, превратились в принуждение. Вы можете зайти на YouTube, Facebook или Twitter всего на несколько минут, но через час вы всё ещё будете нажимать и прокручивать».
Всемирная организация здравоохранения, со своей стороны, официально признала игровое расстройство заболеванием летом этого года. Организация не сделала более широких выводов о захватывающей природе социальных сетей и других приложений для телефона в целом, однако, результаты исследования относительно игр показывают комически навязчивую страсть Райана Рейнольдса к Toon Blast в более тёмном и циничном свете.
Всё это поднимает несколько моральных вопросов. Обязаны ли технологические компании проверять зависимость от своей продукции? Будут ли такие сервисы, как Screen Time, помогать нам выключать наши телефоны и восстанавливать связь с окружающим миром?
Apple предлагает Screen Time как ответ на беспокойство пользователей по поводу зависимости от смартфонов, но это не первая попытка.
В 2015 году под Android вышло приложение QualityTime: сервис мог предоставить информацию о еженедельном использовании приложения и телефона, а так же прислать уведомление, если превысить время пользования.
На первый взгляд, это звучит как предшественник продуктов Apple и Google — и тем не менее, два года спустя, сервис QualityTime не зарекомендовал себя как основное, конечное средство для принудительной проверки приложений.
Интересно, что главной проблемой, похоже, являются сами пользователи. В отчётах об использовании Screen Time рецензенты неизбежно прибегают к нежеланию отключаться от сети. Как пишет журналистка Wall Street Journal Джоанна Стерн после двух месяцев использования Screen Time:
«Для тех из нас, кто навязчиво проверяет телефоны даже когда смотрит на детей на игровой площадке или переходит улицу — значок блокировки Apple похож на пугающую обёртку от пачки сигарет».
Здесь мы видим суть проблемы. Эффективность таких программ, как Screen Time, сводится к прихотям самих пользователей. Пользователи должны хотеть вывести свои телефоны из поля зрения, обратить внимание на предупреждающие баннеры или выбрать менее интересный режим дисплея в оттенках серого. Но по большей части мы этого не делаем.
Приложения, которые мы любим проверять, предназначены для развлечения. Мы высказываем свои опасения на этот счёт, но ничего не предпринимаем. Мы все — карикатура Райана Рейнольдса — и позволяем технологиям проникнуть в нашу повседневную жизнь.
Сервис Screen Time — приятный жест. Эта функция позволяет Apple решать проблемы потребителей в связи с технологической зависимостью и предоставляет возможность проверить себя, но её эффективность падает, когда потребители игнорируют предупреждения службы.
Учитывая, что приложения по-прежнему должны привлекать пользователей и что они по-прежнему хотят развлекаться, я не сомневаюсь, что инженеры и программисты продолжат создавать платформы, которые будут держать пользователей приклеенными к экранам или что мы будем продолжать их использовать.
Если у технологических компаний есть моральное обязательство ответить на проблему технологической зависимости, Screen Time и подобные функции — это скорее отказ от ответственности, чем решение стоящей перед нами проблемы.
В конце концов, Screen Time или Digital Wellbeing, вероятно, пойдут по стопам QualityTime для Android: забытое всеми приложение, которое могло бы помочь, если бы мы только удосужились его использовать.
По материалам Thrive Global.