«Серый человек»: как Netflix спустил 200 млн долларов на неудавшуюся бондиану

Июль подарил миру новую дорогую полнометражку: шпионский экшен-триллер «Серый человек». Очередная «самая дорогая кинокартина в истории Netflix» помимо самого этого факта подогревала интерес звёздным кастом и именитыми режиссерами. За первую неделю фильм даже вошёл в топ-5 проектов Netflix по количеству часов просмотров. Но помогли ли 200 млн долларов и Райан Гослинг в главной роли стать фильму чем-то особенным или получился очередной дорогой проходняк от Netflix? Сейчас разберёмся.

Фильм позиционировали как главный хит этого лета. Шпионский боевик сняли достаточно известные среди любителей экшена режиссёры — братья Руссо, которые сделали себе имя на фильмах Marvel. Они задумывали съёмки «Серого человека» ещё в 2014 году, однако некие высшие силы уберегали режиссёров от воплощения этой идеи в жизнь почти десяток лет. В итоге их детище всё же появилось на свет в 2022 году.

Сюжет фильма основан на одноимённом романе Марка Грини, сценарий написал один из братьев Руссо совместно с Кристофером Маркусом и Стивеном МакФили, также известными по работам над фильмами Marvel. По задумке «Серый человек» должен был стать началом франшизы по серии книг и, возможно, посоперничать с бондианой. По факту же он скорее напоминает мешанину из «Джона Уика», «Форсажа» и «Джейсона Борна». При этом фильм не просто изобилует всеми возможными избитыми клише на тему спецагентов — он ими просто фонтанирует. Секретные данные? Есть. Опасные погони? А то, как же. Наёмные убийцы? Да. ЦРУ и предательство вышестоящего руководства? Несомненно.

Сюжет рассказывает о том, как молодого человека по имени Курт Джентри (Райан Гослинг) отправляют за решётку на огромный срок за убийство человека. Но долго отсиживаться в камере парню не приходится — его приходит вербовать агент ЦРУ Дональд Фицрой (Билли Боб Торнтон). Он предлагает преступнику стать частью спецкоманды высококлассных наёмных убийц «Сьерра». Курт недолго думая соглашается и становится безымянным «серым» человеком с позывным «Шестой». Естественно, из него выходит лучший киллер, какого только видела вся организация. А разве могло быть иначе?

Фильм начинается с того, что Шестой оказывается в Бангкоке, где намеревается устранить свою новую цель. Во время подготовки к ликвидации случается непредвиденное (вот это поворот!) — рядом с целью появляется ребёнок. Абсолютно очевидно, что сцена была задумана для того, чтобы показать: главный герой пусть и супер-пупер крутой опасный убийца, но у него всё же есть душа и запрятанное в её глубине чувство справедливости. Естественно, в этот момент персонаж Райана Гослинга заявляет, что не станет действовать по плану, так как под угрозой может оказаться жизнь ни в чём неповинного дитя. Он начинает импровизировать, и…вся операция начинает смахивать на какую-то бойню. Вместо одного убитого человека, кровь пускают ещё десятку телохранителей, в драку оказывается вмешана напарница Шестого, которую тоже к слову могли ранить или убить. Но кого это волнует? Главное сделано — зритель должен был проникнуться к персонажу Гослинга, который хотел спасти ребёнка.

Шестому в итоге всё же удается ликвидировать свою цель, которая оказывается ещё одним членом «Сьерры». Перед смертью бывший киллер успевает передать главному герою флэшку с компроматом на руководство ЦРУ и сказать какую-то бравую фразу вроде «Покажи им там всем» или «Надери им задницы», что, честно говоря, выглядит как-то неуместно, учитывая, что раньше эти два персонажа никогда не встречались.

С этого момента логика покидает фильм полностью. Всё, что остается — это экшен-сцены. По сути, сюжет тут нужен только для того, чтобы тоненькой ниточкой связать огромное количество экшена, так как особого глубокого смысла в фильме нет. ЦРУ объявляет охоту за героем Гослинга. На его поимку выпускают конченного психа Ллойда Хэнсена (Крис Эванс), которого организация зачем-то держала при себе (видимо в качестве цепного пса).

Что зрителю рассказывают о Ллойде Хэнсене, чтобы он стал интересен, как персонаж? Одно большое ничего. Никакой личной истории или рассказов о прошлом. О нём известно только то, что он безжалостный убийца, получающий удовольствие от пыток. При этом на него работает какая-то невероятно огромная армия наёмных убийц, которая выполняет все его приказы. В фильме армию киллеров объяснили тем, что Ллойд пообещал за голову Шестого огромный куш, однако, почему наёмники его во всем слушаются и буквально идут по указке умирать под пули всё же непонятно. Обычно подобные персонажи просто отморозки, которые делают, что хотят, но здесь их сделали послушным пушечным мясом без воли. 

А что известно о Шестом, кроме того, что у него руки по локоть в крови, но он пытается быть положительным героем, несущим в себе чувство справедливости? Сценаристы попытались рассказать историю жизни главного героя, но лучше бы они этого не делали. По ходу фильма ни с того ни с сего появляются странные обрывочные флэшбэки, из которых зритель должен как-то догадаться о сложном детстве героя, которое толкнуло его на первое убийство. При этом каких-то внятных подробностей в этих сценах увидеть нельзя. В общем, дорогие зрители, хватайтесь за хилые подсказки и догадывайтесь сами или просто не задавайте вопросы.

Не помог персонажу раскрыться и сам актёр Райан Гослинг. В фильме он либо молчит и с невозмутимым лицом надирает кому-то зад, либо выдаёт короткие и не всегда смешные шутки в сложных ситуациях. С таким сценарием как-то особо развернуться и показать достойную игру Гослингу было просто невозможно. А ведь он несомненно талантливый актер.

Фильм длится около двух часов, но, как уже заявлялось ранее, основная его часть состоит из экшен-сцен. Учитывая, что упор боевика был сделан именно на погонях и драках, нельзя сказать, что они получились не эффектными. Однако можно ли их назвать запоминающимися? Скорее нет, чем да.

Жанр боевиков пестрит таким огромным количеством фильмов, что сделать что-то новое, что могло бы переплюнуть старые кинокартины у режиссёров все-таки не вышло. Может быть, раньше драка в падающем самолёте или перестрелка в трамвае, сносящем на своём пути автомобили, могла кого-то поразить, но сейчас наблюдать за подобными сценами несколько скучно. Особенно тяготит тот факт, что все они сняты максимально неправдоподобно — вот-вот и начнут соперничать с Болливудом. К примеру, в фильме есть сцена, в которой персонаж Гослинга выпрыгивает из горящего самолета, прямо в полёте настигает врага, начинает с ним драку, душит стропилами парашюта и умудряется каким-то чудесным образом приземлиться на землю без единой царапины.

Масштабная перестрелка в Праге также вызывает отдельный вид кринжа. Под руководством психопата наёмники от лица ЦРУ расстреливают площадь с людьми, взрывают все кругом из каких-то гранатомётов и просто расфигачивают в мясо европейский город. При этом режиссёры с особой фанатичностью показали, как злодеи поубивали кучу полицейских, оказавшихся поблизости. В данном случае переживать больше хочется не за главного героя, а за правоохранителей, которых, как и наёмников, сделали обычным пушечным мясом.

И, конечно же, власти европейской страны в этот момент были заняты своими делами или просто спали, ничего не предприняли и не направили туда все свои спецслужбы. Главный герой в очередной раз выжил и спокойно покинул место перестрелки на ярко-красной машине, которую не запомнил только ленивый. Но кто же его станет преследовать, ну что вы. Видимо наёмники расстреляли всех полицейских Праги.

Учитывая сколько денег было вбухано в фильм, и как много стран в нём показано, казалось бы локации для съемок должны были выбираться самые красивые. Однако, как выяснилось, Netflix слегка продешевил и организовал почти все съемки в Праге. Внимательный зритель может заметить, как виды известного города выдавали за Баку, Берлин, Вену и даже Бангкок. Так, например, когда герои находятся в Вене, на одном из домов можно увидеть типично пражскую красную адресную табличку, которую почему-то не потрудились снять или как-то закрасить.

В целом, единственное, за что хочется поставить маленький плюсик, так это яркая картинка. Операторская работа может вызвать некоторую эпилепсию из-за постоянно меняющихся хаотичных кадров, но фильм всё же получился красивым. Внимание зрителя цепляют ещё с самых первых кадров, когда на экране появляется Райан Гослинг в стильном красном костюме и с такого же цвета водяным пистолетом.

При этом не совсем понятно, зачем фильм с такой яркой картинкой, которую точно стоит смотреть в кинотеатре, запихали в стриминговый сервис. Оценить единственный плюс кинокартины, просматривая её с экрана телефона, всё же вряд ли получится.

В целом, если отбросить желание посмотреть фильм с интересным сюжетом, классной актёрской игрой и каким-либо намёком на смысл, то «Серый человек» может вполне подойти для того, чтобы скоротать вечер. Любителям необременённых смысловой нагрузкой боевиков точно, что говорится, зайдёт.

Концовка фильма может показаться несколько странной, особых намёков на продолжение в конце фильма нет. Однако помня, что братья Руссо хотели сделать франшизу, которая могла бы стать новой бондианой, можно ожидать, что в скором времени у фильма появится вторая часть (может не надо?).

Похожие материалы