Roguelike (или же «рогалик) — интересный жанр. С одной стороны, у нас постоянное превозмогание, оттачивание навыков, запоминание паттернов локаций и поведения противников. С другой же — рандом, который не всегда работает на пользу. Два этих компонента могут очень сильно конфликтовать между собой, но в силах разработчиков уравновесить их так, чтобы игрок несмотря на все неудачи преодолевал их, получал удовольствие и не уставал. Во время прохождения Returnal мои настроение и ощущения скакали от восторга до ненависти.
Игра начинается с того, что вы в роли космического разведчика Селены Вассос (Selene Vassos) терпите крушение на неизведанной планете. В ходе её исследования помимо опасной фауны и руин древней цивилизации, вы обнаруживаете свои трупы. Как только её настигает первая смерть, она вновь пробуждается возле упавшего космического корабля. Цикл перезапустился, и только в силах игрока его прервать. Именно эта идея прослеживается на протяжении всей игры.
Начальный экран с самого начала сообщает вам о том, что вы, как и героиня, попадаете в петлю. Вы можете отлучиться, отдохнуть, вывести консоль в спящий режим. Но если выключить игру — всё начнется заново, цикл перезапустится.
Можно понять желание финских разработчиков Housemarque выжать максимум из концепции и не давать поблажек игрокам, но для такой маленькой студии, которая до этого не делала крупнобюджетных игр, а лишь увлекательные, но нишевые аркады (Resogun, Nex Machina), это кажется весьма дерзким шагом, который явно не каждому придется по вкусу.
Сотрудничество с Sony позволило игре выйти в роли полноценного AAA-эксклюзива, но не типичного эксклюзива, а такого, который не старается угодить игроку или пожертвовать геймплеем ради повествования.
Многобюджетность и общий лоск никак не повлиял на сложность или принципы жанра, тут всё на месте — превозмогание, терпение и немного удачи.
Для вас, как и для Селены, это новый и причудливый мир со своими правилами. По началу встречаются то терновые заросли с живыми прожекторами во тьме, то пустыня с красным песком и монументами вокруг. Заскучать вы не успеете, ибо после каждой смерти даже знакомые декорации изменят своё строение. Каждый из миров населяют существа, к которым снова придётся приспосабливаться.
Благодаря удобной 3D карте на игровом экране перемещаться и ориентироваться просто и приятно, к тому же переход на сюжетную арену обозначен характерным образом, поэтому перемещение и исследование комфортно и не отвлекает от самого важного — сражений!
Схваткам с противниками присущ аркадный темп, который отличается от привычного по другим «рогаликам». Тут всё очень динамично, и ни о какой реалистичности нет и речи. Противники постоянно следуют за вами, больно бьют и выпускают много проджектайлов.
У вас вряд ли получится тактично выжидать чего-то и, стоя на одном месте, разбираться с противниками. Вам постоянно нужно делать рывки, прыгать бегать и двигаться. И тут помимо риска словить шальной снаряд появляется другой — что вы провалитесь куда-то. В такие моменты игра вас не убивает, а лишь возрождает на том же месте, отнимая немного здоровья.
Зачастую само оружие диктует вам стиль ведения боя. Стволов не так уж и много, но у каждого свой темп, урон и скорость перезарядки. Каждый ощущается по-своему благодаря геймпаду DualSense не только за счёт вибрации, но и курков. При нажатии левого курка идёт обычное прицеливание, но если продавить, то появится возможность совершить особый выстрел. И это только одна часть вашего снаряжения.
Другая же состоит из различных артефактов, паразитов и предметов улучшений. Рандом может подкидывать вам как удачные вариации артефактов, так и не очень — на мощный выстрел или увеличенный урон при низком здоровье. Некоторые из них попадаются нечасто, но эффект имеют весомый. Часть из них находится во время сюжетных передышек.
Из забега в забег вы попытаетесь добиться наиболее удачной сборки, не теряя концентрации. Только не забывайте, что если вы погибнете или выключите игру, то потеряете всё. При этом далеко не всегда в игре всё зависит только от вас. Иногда можно долго и кропотливо тратить часы на прохождение и столкнуться просто с неудачным подбором артефактов.
И если с игровыми механиками здесь всё отлично, то с сюжетом ситуация спорная. Исследовав инопланетные заросли вы обнаруживаете свой дом. Он здесь, наряду с аудио-дневниками и записками выполняет роль нарративного инструмента. Всё для того, чтобы придать смысл всему происходящему. Разработчики как могли постарались освоить незнакомое для них поле драматургии, и получилось это у них нормально — ни больше, ни меньше.
По ходу игры вы узнаете о прошлом Селены, о её непростых отношениях с матерью, и всё это будет приправлено мистикой — но интерес к сюжетным сценам игра сможет поддерживать только по началу. В общем, сюжет тут есть, и для «рогаликов» он вполне сносный. Если вы играли в P.T., то «домашние» сюжетные моменты вам точно её напомнят.
По итогу, Returnal — это нетипичный эксклюзив PlayStation, который радует скорее самим фактом своего существования, что говорит нам о том, что компания всё ещё готова на радикальные эксперименты.
Отличнейшая графика с массой мелких деталей и частиц, безупречно созданный звук, отсутствие просадок, использование фишек DualSense и PS5. Но при всём этом, это всё ещё просто хорошая игра с бодрым репетативным геймплеем и буксующим незамысловатым сюжетом.
Недостатки можно списать на выход разработчиков из зоны комфорта знакомого жанра. Но это выход состоялся — как для Housemarque, так и для Sony. А это уже хороший знак.