18 сентября 2020 года на Netflix состоялась премьера сериала «Рэтчед» («Ratched»). Рассказываем, каким получился сериал, как он связан с романом и фильмом «Пролетая над гнездом кукушки», и стоит ли его смотреть.
Создатель сериалов «Хор» и «Американская история ужасов», Райан Мерфи, в 2020-м году разошёлся на новые проекты. Даже «ковид» не смог помешать ему выпустить «Голливуд», «Политик», и практически сразу за ними, «Рэтчед».
Одним из исполнительных продюсеров сериала выступил Майкл Дуглас, оскароносный продюсер оригинального фильма. Помимо именитых создателей сериал может похвастаться и потрясающим актёрским составом, в который вошли Сара Полсон, Синтия Никсон и Шэрон Стоун.
Новое шоу анонсировали как приквел «Пролетая над гнездом кукушки», а именно предысторию медсестры Милдред Рэтчед — главного злодея культовой истории.
История персонажа
Впервые медсестра Милдред Рэтчед появляется в романе американского писателя Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом». Книга стала «библией» поколения битников и хиппи 60-х, и остаётся культовой по сей день.
Затем персонажа изобразила Луиза Флетчер в одноимённой экранизации Милоша Формана. Фильм получил пять Оскаров и пять наград «Золотого Глобуса» и, как и роман, вошёл в историю и обрёл огромное количество поклонников. Хотя сам Кизи экранизацию своего творения не признал и даже не посмотрел.
Вместе с тем Рэтчед стала одним из самых страшных злодеев в истории кино наряду с Ганнибалом Лектором и Дартом Вейдером (пятое место в списке «100 лет… 100 героев и злодеев» Американского института кино).
В книге Милдред Рэтчед, также известная как «Старшая Сестра» (по аналогии с «Большим Братом» из антиутопии Джорджа Оруэлла «1984») — холодный и бессердечный тиран, ходячая метафора институциональной и бюрократической власти, воплощение системы, стремящейся к общественному порядку и полной нивелировки человеческой индивидуальности.
В фильме же мисс Рэтчед — аккуратная миловидная дама, строгий невозмутимый профессионал, ответственно выполняющий свои обязанности.
Персонаж был основан на реальном человеке, старшей медсестре психиатрического отделения, где Кен Кизи работал санитаром. В газете New York Times в 2001 году, Кизи рассказал, как встретился с медсестрой уже после публикации книги и понял, что он, возможно, преувеличил её плохие качества.
«Она была намного меньше, чем я помнил, и гораздо более человечной».
Кен Кизи
Писатель не единственный, кто указал на то, что он, возможно, преувеличивал «злые» черты медсестры Рэтчед. Роман часто обвиняли в женоненавистничестве из-за обращения с персонажем. Даже драматург Дейл Вассерман, превративший роман в пьесу, сказал New York Times:
«Книга и пьеса ужасно женоненавистнические, а с женщинами обращаются ужасно».
Полсон сказала Elle о персонаже:
«На мой взгляд, она лечила пациентов наилучшим из возможных способов. Я действительно думаю, что у неё, вероятно, не было других вариантов, доступных ей с точки зрения того, как лучше всего управлять мужчинами в такой ситуации. Я имею в виду, что все её пациенты и начальники — мужчины. Если бы она хотела руководить со своей более мягкой стороны, они бы просто сказали: «Тебе здесь нечего делать, ты не умеешь руководить».
В книге и фильме основу сюжета составляет борьба сестры Рэтчед и нового пациента клиники — Р.П. Макмерфи.
Макмерфи предстаёт перед зрителем буйным пьяницей, картёжником и растлителем малолетней. Он избегает тюрьмы, притворяясь сумасшедшим. Попав в психбольницу, он нарушает все возможные правила, рискуя и подвергая риску остальных пациентов, а при каждом контакте с Рэтчед отпускает сальные шуточки в её сторону. При этом он не вызывает негативных эмоций у зрителя, а наоборот, его образ романтизируется и превозносится, особенно среди молодёжи, которая, как мы знаем, любит бунтовщиков и борцов с системой.
Оба героя изначально транслировали идею амбивалентности добра и зла. Их одновременно можно ненавидеть, а можно и посочувствовать, как обычным людям. Но всё же в массовой культуре именно Милдред запомнилась большинству как злодейка.
А что насчёт сериала?
Перед Мерфи и его командой стояла сложная задача — угодить как фанатам книги, так и фильма, привлечь новую аудиторию и учесть её запросы, а также рассказать историю в собственном стиле.
Что касается последнего — здесь можно сразу поставить галочку. Мерфи уже имел дело с криповой психбольницей во втором (и по моему скромному мнению, лучшем) сезоне «Американской истории ужасов», где Сара Полсон играла пациентку и подвергалась пыткам жестоких медсестёр. В новом проекте шоураннера Полсон исполняет главную роль — сестры Рэтчед – и сама проводит пыточную терапию.
Во множестве рецензий можно найти сравнение этих двух проектов — и главная тема, и актриса и элементы хоррора заставляют проводить параллель. Но если уж сравнивать «Рэтчед» с предыдущими работами автора, то я бы сказала, что сериал многое перенял и у «Голливуда»: та же гламурная яркая картинка, шикарные ретро-автомобили и костюмы, и даже сама «психушка» выглядит, как пятизвездочный отель.
Творчество Мерфи также известно тем, что изучает проблемы ЛГБТК+ персон, и «Рэтчед» не стал исключением. Новый сериал автор полностью посвятил проблемам гомосексуальных женщин в разрезе истории. Начиная с того, как в 1947 году общество не одобряло лесбийские союзы, вынуждая женщин встречаться только в специальных тайных барах, заканчивая лечением лесбиянства в психиатрических клиниках совершенно изуверскими методами, что в 2020-м году смотрится жутко. Плюс ко всему главная героиня по ходу сезона изучает собственную сексуальность и открывает в себе лесбийские наклонности благодаря героине Синтии Никсон.
Но не только лесбиянкам было тяжело в послевоенную эпоху. Все женщины чувствовали себя незащищённо в обществе, где считалось нормальным для мужчины при формальном знакомстве с женщиной прокомментировать её внешний вид или ущипнуть за зад. Подобных триггерных сцен в сериале предостаточно. Но команда сценаристов даёт женщинам и луч надежды.
Порадовало, как они взяли типичных женских персонажей кино послевоенного времени и перевернули их с ног на голову (в хорошем смысле). К примеру, нам показывают антагониста — соперницу Рэтчед — сестру Бакет. Мы уверены, что их противостояние закончится определённым образом — выживет только один. Однако развязка вас удивит.
Далее возьмём и вовсе второстепенного персонажа — сестру Долли. На первый взгляд, эта кукла служит лишь забавным и сексуальным украшением сериала, ублажающим мужскую половину зрителей. Но и здесь сценаристы приготовили сюрприз, раскрыв Долли как сложного персонажа с трагичной и героической аркой.
Также по ходу дела мы узнаем о детских травмах Милдред, которые сделали её в итоге тем «монстром», которого мы знаем по книге и фильму.
Хейтеры скажут, что сериал слишком вольно обошёлся с биографией культовой злодейки и показал её совершенно не такой, как все ожидали. Хотя в наше время, время антигероев, когда даже Джокера показали, как несчастного травмированного человека, тут нечему удивляться. К тому же в книге и фильме никогда не упоминалось прошлое героини и то, что на неё повлияло. Так что здесь я считаю уместным для авторов сериала показать биографию медсестры так, как она им видится.
Все рецензии, утверждающие, что сериал показал нам какую-то другую Рэтчед, не каноничную, правы. Но в этом нет ничего плохого.
Сериал, не показал, как Милдред оказалась в той самой клинике из романа и фильма, за что его тоже часто ругают в рецензиях. Но, похоже, такой цели у авторов и не стояло. Шоу сразу было продлено на второй сезон, а значит, нас ждёт еще немало интересных подробностей жизни героини до встречи с Макмерфи.
Что в итоге
Сериал я посмотрела взахлеб. Во-первых, он фантастически красив. Во-вторых, держит в напряжении до самого конца. И хоть иногда шоу перебарщивает с мелодраматизмом, это не раздражает, благодаря отличной игре актёров. В нем полно насилия и откровенно жестоких сцен в стиле «Американской истории ужасов». И наконец, он переосмысляет культовую злодейку и показывает её обычной женщиной со слабостями. Полностью переосмыслить персонажа — покуситься на такое было довольно смело со стороны создателей «Рэтчед» однако им это удалось.