«1917» каждым своим упоминанием в СМИ заставлял ждать своей премьеры всё больше. Лента успела получить два «Золотых Глобуса», победив в номинациях «Лучший фильм (лучшая драма)» и «Лучший режиссёр», а также получить десять номинаций на премию «Оскар», в том числе «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр».
Победит ли «1917» в указанных номинациях — пока неизвестно, но у него для этого есть множество предпосылок. Каким получился фильм — разбираемся ниже.
События фильма разворачиваются весной 1917 года в разгар Первой мировой войны. Двум молодым солдатам — младшему капралу Блейку и младшему капралу Скофилду, поручают смертельно опасную миссию — пересечь вражескую территорию и доставить на передовую приказ об отмене атаки в практически невыполнимый срок. Если капралы не успеют, батальон, состоящий из 1600 человек, попадёт в засаду. Для Блейка задание становится личным — в батальоне служит его брат.
Сюжет фильма довольно примитивен и чем-то напоминает игровой сайд-квест типа «доставь нечто важное из пункта А в пункт Б». Плохо ли это? Нет. Внутри, казалось бы, довольно простого сюжета, присущего различным «road-movie», находится настоящая военная драма о дружбе, ценности человеческой жизни и человечности как таковой.
Претензий к истории нет никаких. Она последовательная и логичная. А когда вы узнаёте, что сюжет фильма основан на реальных событиях — историях, о которых Сэму Мендесу некогда поведал его дед Альфред Х. Мендес, вы понимаете, что она ещё и достоверная и, пожалуй, намного более пугающая.
Адаптируя рассказы дедушки, Сэм Мендес и сценаристка Кристи Уилсон Кернес проделали абсолютно невероятную совместную работу и «зашили» в, казалось бы, примитивный сюжет настоящую военную драму.
Однако, чаще всего, говоря о «1917», зрители и критики хвалят операторскую работу и монтаж. И это неспроста — главная заслуга в создании так называемой магии кино принадлежит оператору Роджеру Дикинсу и монтажёру Ли Смиту.
Сочетание невероятно долгих кадров Дикинса, которые снимались отрывками до 8 с половиной минут и монтажа Смита, который создаёт ощущение, что фильм снят одним, максимум — двумя кадрами, порождают невероятное чувство вовлечённости зрителя в происходящее.
Вам буквально предлагают взглянуть на войну глазами участника. Вы непрерывно следуете за героем, ползёте за ним по грязи, убегаете от падающего самолёта, устаёте, погибаете и воскресаете.
С помощью подобного приёма создаётся атмосфера постоянного присутствия зрителя в кино. Вы буквально видите все ужасы войны: трупы животных, облепленные мухами, и останки людей, ставшие средством пропитания различных падальщиков; последние жесты солдат погибающих и слёзы выживших.
Всё вышеперечисленное присутствует в фильме. Создатели «1917» отправляют зрителя на войну, где есть место страху и ужасу, где некоторые солдаты считают медаль бесполезным куском металла, а для погибших бойцов не выкапывают могил. На войну без какой-либо романтики.
Говоря о технической части, создающей столь сильный эффект погружения, я не могу не отметить работу композитора Томаса Ньюмана. Его саундтрек буквально становится частью происходящего, создавая в нужный момент необходимый уровень напряжения и подчёркивая эмоциональное состояние героев.
Техническая часть фильма, несомненно, является, если не главным, то одним из главных достоинств фильма. Именно она создаёт ужасающую атмосферу войны, в которую зритель погружается с головой с первых минут фильма.
Проработка персонажей и актёрская игра также являются одной из сильных сторон ленты.
Джордж Маккэй и Дин-Чарльз Чапмен, исполнители главных ролей, отлично играют двух довольно разных по характеру и отношению к миру друзей-капралов. Они принимают трудные решения, падают и поднимаются, боятся, но на наперекор своим страхам идут к цели.
Второстепенные роли здесь играют такие актёры как Колин Фёрт, Марк Стронг, Эндрю Скотт и Бенедикт Камбербэтч. И делают они это превосходно. Персонаж может появиться всего на 5-10 минут, но он однозначно успеет создать определённое впечатление, рассказать о себе речью или действиями нужное зрителю количество информации для понимания своей мотивации и истории.
«У фильма довольно много достоинств, а есть ли у него недостатки?» — спросите вы. Если придираться, то есть. Например, в некоторых эпизодах герои становятся просто неуязвимыми. Да их могут серьёзно ранить и они могут просто истекать кровью, но иногда «проскакивают» эпизоды, в которых по герою могут стрелять несколько солдат сразу и ни разу не попасть. Но опять же, это всего лишь придирка, которую вы вообще вряд ли заметите при просмотре.
Что в итоге? Сэму Мендесу удалось снять по-настоящему уникальный фильм. «1917» — это настоящая военная драма в обёртке простой и понятной каждому истории, погружающая в себя зрителя с головой и оставляющая в этой голове мысли о ценности человеческой жизни и дружбе, о человечности и долге.
Приятного просмотра!