В конце марта состоялся цифровой релиз фильма «Тетрис», который нам запомнится если не строгим документализмом, то хотя бы перебивками, стилизованными под восьмибитные игры. Мы решили покопаться в истории создания «Тетриса» чуть глубже, и хотим рассказать о моментах, которые вы могли не заметить.
Прежде чем приступать непосредственно к фактам, хочется отметить, что фильм действительно основан на реальных событиях. Находясь не в самом лучшем положении, Хенк Роджерс открывает для себя видеоигру «Тетрис», созданную советским программистом Алексеем Пажитновым.
Далее события разворачиваются не в пользу героев: ради успеха им нужно будет действовать аккуратно, не потеряв всё то, что имели ранее.
Город, которого нет
Съёмки начались в шотландском городе Глазго в декабре 2020 года и длились примерно 5 месяцев, после чего материал переснимался уже в 2022 году.
Сцены с милитаристическим антуражем и серьёзными девушками на прослушке снимались на бывшей военной базе, а роль офиса компании «Элорг» взял на себя фасад Абердинского университета. Комментируя выбор места для съёмок, Тэрон Эджертон сказал:
«Есть кусочки Глазго, которые довольно строгие, довольно серые и немного брутальные, что очень хорошо сочетается с Москвой».
Шотландия — далеко не самое предсказуемое место, когда пытаешься найти что-то похожее на Россию, но набор из правильно подобранных точек на карте, цветокоррекции и пары советских флагов сделал своё дело.
Эффект Тетриса
В самом начале фильма, сидя в офисе Nintendo, Хенк рассказывает, как во сне он видит кусочки тетриса. Это не случайная фраза, добавленная для сгущения красок — такое явление действительно существует и даже названо в честь игры.
Впервые термин «эффект тетриса» был использован журналистом Джеффри Голдсмитом в 1994 году. С его помощью он описывал ситуацию, когда человек, долгое время занимаясь чем-либо, начинает видеть предмет своей концентрации во снах или в реальности.
Например, люди, играющие в тетрис продолжительное время, могут начать думать о том, как различные формы реального мира могут сочетаться друг с другом. Причем это происходит в самые обычные моменты — блоками могут стать и вещи в сумке, и здания, и книги на полке.
КГБ в костюме Нео
Если показать фильм иностранцу, то у него вполне может создаться впечатление, что самой универсальной формой КГБ были кожаные плащи вкупе с идеально уложенными назад волосами. Художники по костюмам создали нечто среднее между нашим Сашей Белым и Нео из «Матрицы», но это не единственный нюанс киноленты.
Хоть фильм и претендует на какое-то соблюдение исторических событий, авторы добавили многое от себя: начиная от конфликта отцов и детей, ярко выраженного в сюжете, заканчивая той самой сценой с автомобильной погоней. Гиперболизация последствий для Пажитнова, чью квартиру забрали за один отправленный факс, резкий карьерный рост переводчицы Саши, добрый генсек без голубого вертолёта — всё добавляет красок, но не реалистичности.
В жизни история была более спокойная: «Тетрис» обошёлся без вмешательства Горбачёва и отобранных джинсов, а основное поле боя было в кабинетах руководителей «Электроноргтехники».
Визуальное оформление и звук
Первое, на чем фокусируется внимание — это перебивки, стилизованные под восьмибитные игры. Каждый сюжетный поворот ознаменован новым уровнем, а каждая локация показана путем из точки А в точку Б. Пиксельная анимация на фоне советских панелек напоминает о том, какой фильм мы смотрим, но это еще не всё.
Цветокоррекция, как и положено при рассказах о СССР, максимально серая и мрачная, а интерьеры вполне соответствуют духу того времени: сервант с нетронутым сервизом, сигареты «Волга» (но уже в новом дизайне) и выкрашенные краской стены. Вопросы остаются к выкрученным на максимум стереотипам о голодных до кока-колы русских, но здесь клюквенная полиция только выписывает предупреждение.
Интересно и неожиданно было услышать «Holding Out for a Hero» Бонни Тайлер на японском и русском языках. Отдельного внимания заслуживает аутентичная советская дискотека, где играет «The Final Countdown» группы Europe.
Саундтрек вообще является одной из самых сильных сторон фильма. Аккомпанемент идеально вписывается в настроение каждого кадра, а кое-где даже смещает фокус на себя — просто послушайте «Heart Of Glass» от Polina и всё поймете.
Помимо этого, разумеется, были «Коробейники», они же «музыка из Тетриса», а также «Калинка», которую Nintendo ошибочно окрестили как «KARINKA».
Съёмки сцены длиной в год
По словам режиссёра Джона Бейрда, самой сложной и долгой по монтажу сценой была автомобильная погоня по дороге в аэропорт. С нуля прорисовывалось всё: каждое окошко на улице, каждый визуальный эффект.
Реализация двух с половиной минутного фрагмента затянулась практически на 12 месяцев, что, как мне кажется, принесло свои плоды. Экстерьер выглядит действительно гармонично, а компьютерная графика не бросается в глаза.
Что случилось с героями
Концовка фильма показывает лишь приезд семьи Пажитнова в США, после чего наступает хэппи-энд и все счастливы. На самом деле за этим стоит гораздо более сложная история: первые несколько лет в новой стране стали личным испытанием для Алексея.
Новая фирма, новое начало, новый менталитет. В 1996 году он устроился на работу в Microsoft, изменив сферу деятельности с программирования на геймдизайн. К сожалению, в 2017 погиб сын Дмитрий, которому он посвятил этот фильм.
Жизнь Хенка Роджерса после событий фильма мало изменилась. Он продолжил заниматься играми, параллельно уделяя внимание благотворительности. Что касается его дочери, то певицей, как та хотела в фильме, девочка так и не стала: Майя Роджерс является генеральным директором Tetris Company, основателями которой стали её отец и Алексей Пажитнов.
Печальным образом сложилась судьба одного из главных антагонистов. После того, как компания Роберта Максвелла проиграла в суде права на тетрис, владелец Mirrorsoft украл 460 миллионов фунтов из пенсионных фондов принадлежавшей ему компании, затем уплыл на своей яхте в открытый океан и погиб при загадочных обстоятельствах.
Смотреть или нет
Если не из любви к олдовым играм, то хотя бы ради Тэрона Эджертона с накладными усами! Хоть сюжет и достаточно предсказуемый, фильм обладает очарованием, которое заставляет сопереживать героям. Это не то кино, которое будешь пересматривать из раза в раз, но оно действительно неплохое.