Культовость серии Silent Hill просто неоспорима. Наверняка каждый слышал о том самом туманном городке, даже если никогда не играл ни в одну из многочисленных игр.
Сегодня в это трудно представить, но 20 лет назад игры серии Silent Hill были настоящим поп-культурным феноменом. Волна популярности добралась и до нас — композитор Акира Ямаока пять раз приезжал с туром по городам России, исполняя саундтреки, а в кинотеатрах крутили довольно неплохие экранизации.
Однако год за годом качество игр снижалось, вместе с чем уходила и популярность. В погоне за прибылью Konami бездумно штамповала какие-то странные мобильные и портативные спин-оффы, а большие консольные проекты разрабатывали студии-однодневки.

Последней полноценной частью долгое время оставалась провальная Silent Hill: Downpour, вышедшая в 2012 году, и похоронившая франшизу аж до 2024 года — пока не вышел ремейк Silent Hill 2 от Bloober Team, успевших поработать и с Ямаокой, и набить руку на различных ужастиках.
И вот, спустя 13 лет мы получили совершенно новую игру серии — но не про очередного грустного мужика, потервяшего жену или что-то в этом вроде, а про японскую школьницу 60- годов прошлого века, где на первый взгляд от Silent Hill остался лишь густой туман.

Фанатская аудитория холодно приняла долгожданное возвращение серии — многие игроки оказались недовольны буквально всем, обвиняя Konami в попытке выдать случайный инди-хоррор за Silent Hill. Тем не менее, уже на следующий день после релиза стандартного издания игры, Konami отчиталась об одном миллионе проданных копий. Рейтинги игры на агрегаторах за несколько дней устаканились на отметке около 87-90 баллов.

Так что же такое перед нами? Удачная попытка срубить лёгких денег на старом имени или непонятый духовный наследник, продолжающий идеи оригинала?
Сюжет и его подача

Ключевой чертой всей франшизы можно назвать некий персональный ад, в который попадают герои каждой игры. Да, был тот самый город, мистический культ и знаковые противники, но суть заключалась в психологическом копании и сражении с внутренними демонами.
И с этим в новой игре полный порядок. За сюжет отвечает известный японский сценарист Ryuukishi07, обладающий уникальным стилем, в котором истории про местных школьников сочетаются с ужасами в стиле Лавкрафта. Автор известен по визуальной новелле «Когда плачут цикады», а его главным художественным приёмом считается использование наивных историй, атмосфера которых неожиданно нагнетается, шокируя жёсткими сценами.
Рюкиши долгое время работал госслужащим, поэтому темы человеческих пороков активно используются в его творчестве. Сам сценарист заявлял, что игрокам будет сложно отличить сверхъестественное вмешательство от реалистичных моментов, но именно это понимание поможет воссоздать реальную картину мира.

Игра не является продолжением какой-либо части серии и предлагает самостоятельный сюжет, который рассказывает историю девушки Симидзу Хинако. Она убегает из дома из-за отца-тирана. Свою мать она тоже недолюбливает, потому что та терпит нападки мужа, а старшая сестра хоть и была примером для подражания, но и она исчезла из жизни семьи после замужества.
Но не думайте что всё так плоско, и что конфликт лежит на поверхности. На эту основу накладываются темы взросления, осознания собственной личности и своего пути, принятия прошлого и страха будущего.
По первым часам кажется, что перед нами адаптация какой-то примитивной манги про неразделённую школьную любовь, но с каждым пройденным этапом ощущаешь, как сгущаются тучи, а повествование становится всё жёстче. Всё в лучших традициях Ryuukishi07.
Разработчики не нарушили канонов серии, создав пугающе стерильное, но при этом насыщенное намёками игровое пространство. Каждая записка или коллекционный предмет обладают двойным смыслом, понять который можно пройдя игру несколько раз.

Средняя продолжительность игры составляет около 9-10 часов, но это только первый слой сюжета, который даст некоторые намёки на происходящее, не ответив на все вопросы. В игре пять концовок, и чтобы действительно понять всю суть, готовьтесь к изнуряющему марафону.
Такие фокусы с разными концовками были в серии и раньше — часть из них всегда была юмористической, но некоторые добавляли больше контекста происходящему. Вот только те игры проходились в среднем за четыре часа, а здесь мы имеем вдвое увеличенный хронометраж, который осложняется специфичной боевой системой.
Боевая система и её проблемы

Многие согласятся, что боевая система всегда была слабой стороной серии, а всё самое интересное происходило во время исследования мира и решения головоломок. Авторы новой игры явно ставили себе цель исправить эту вечную проблему, но им в голову не пришло ничего лучше, чем позаимствовать ключевые элементы из «соулслайков».
Они ведь тоже держат игрока в напряжении, значит подходят. Наверное, так думали разработчики.

У главной героини есть шкала выносливости для уклонений, возможность парировать атаки врагов и концентрация для кратковременного замедления времени. Поначалу вы действительно трясётесь от каждого силуэта, а встреча даже с рядовым противником превращается в шахматную партию. Это играет на руку атмосфере и погружению вплоть до момента, когда на вас вываливают два-три или даже четыре противника вместе с огромным боссом.

Важное уточнение: в игре есть только две сложности — «Сюжет» и «Сложный». Чего-то промежуточного тут нет. Вы или просто пробегаете игру, особо не замечая сражений, или страдаете буквально над каждой стычкой, когда вам нужно нанести 5-6 ударов базовому врагу, а он снимает всё ваше здоровье за пару движений, не забыв сделать несколько ложных замахов.
Зато можно выбрать отдельную сложность для сражений и загадок. Это позволяет сделать прохождение более комфортным для тех, кто хочет полноценно исследовать мир и решать сложные головоломки, но не тратить десятки попыток на сражения.

Только о каком погружении или страхе может идти речь, когда ты предельно сконцентрирован на считывании атак или поиске оружия, которое постоянно ломается? В таком варианте это уже настоящий survival-хоррор с элементами Dark Souls. Если вам такое по душе — пожалуйста, но хотелось бы какого-то промежуточного варианта, где всё было бы сбалансировано.
Такой перекос сложности приводит к тому, что начиная со второй половины игры ты просто пробегаешь арены с врагами, специально игнорируя все стычки, которые можно избежать, чтобы не застревать на локации и не тратить время на очередного однотипного монстра. Что тут говорить, если за всю игру вы увидите не больше 6-7 видов противников. Даже боссы получились максимально пресными и безликими, не считая одного в середине и одного в финале.
Тогда почему Silent Hill f — это лучшее, что могло произойти с франшизой, если всё так плохо?
Что делает игру особенной

Если уменьшить количество сражений или просто проходить игру на базовой сложности, не обращая внимание на волны врагов, то перед нами добротное продолжение серии, ничем не уступающее предыдущим проектам как в плане сюжета, так и игрового процесса.
При внимательном прохождении сюжет открывается с разных сторон, создавая в голове множество версий происходящего. Даже претензии к поведению глупых школьников найдут своё обоснование (это спойлер). В общем, тут всё не то, чем кажется на первый взгляд.
Для любителей поиска зацепок в игре есть небольшая деревушка, которую можно свободно исследовать, находить побочные загадки, предметы и истории в духе лучших частей серии. Получается такое мини-расследование внутри основного сюжета, если вы читаете записки, запоминаете имена и места.

В игре в принципе достаточно побочных механик, делающих её гораздо увлекательнее, чем тот же ремейк Silent Hill 2 — шкалы здравомыслия и веры, система подношений, амулеты и улучшения базовых показателей делают геймплей комплексным, не давая игре скатиться в унылое хождение по страшным коридорам.

Местные головоломки тоже заставляют на какое-то время задуматься, походить по локации и самостоятельно прийти к ответу. Некоторые загадки имеют несколько вариантов решения, и если включать голову, то игра вас немного наградит.
Техническое состояние и звук

На базовой PS5 есть два графических режима — «Производительность» и «Качество». В режиме «производительности» игра выглядит бледно и плоско, но держит 60 FPS. «Качество» же радует более глубоким светом и насыщенными цветами, а 30 FPS ощущаются максимально комфортно, если играть в режиме «Сюжет» и не пытаться быть самым ловким акробатом при встрече с врагами.
Для игры также заявлена адаптация под PS5 Pro, но она получилась кривой: благодаря PSSR картинка, близкая к режиму «Качество», держится при 60 FPS, но остаются заметны графические артефакты и другие проблемы апскейлинга Sony. Возможно это исправят с патчами.
Общий визуальный стиль выполнен в полном соответствии с духом серии. Улицы местного поселения выглядят пустынно и депрессивно, вокруг — рисовые поля, заброшенная школа и храмы. Персонажи также совершенно аутентичны и не выбиваются из общего тона.

Саундтрек за авторством Акиры Ямаоки является настоящей визитной карточкой серии, и SH f не стала исключением. Любопытно, что в игре есть несколько композиторов, но всю музыку, которая звучит во время исследования городка Эбисугаока, написал сам маэстро, а за музыкальное сопровождение всех остальных локаций отвечал Кенсуке Инадзу. Полный саундтрек можно послушать тут.
Не сказать, что этот саундтрек полностью войдёт в историю видеоигр, как это было с Silent Hill 2. Но несколько запоминающихся треков там точно есть, включая жуткую, но такую приятную главную тему. Во время прохождения вас ждёт масса интересных звуковых решений, завязанных на местном фольклоре и традиционных инструментах. Готовьтесь к тому, что вас постоянно будут преследовать какие-то завывания, детские голоса и тот самый шум радио.
Что в итоге

Silent Hill f — это игра, сделанная буквально по методичке франшизы. Разработчики будто бы специально встраивали в геймплей повествовательные элементы классических частей, в попытке всем угодить. Сюжет также ломает мозг, а всё что вы видели от «недовольных фанатов» попросту не соответствует действительности. Если говорить объективно, то игры сериии Silent Hill никогда не были идеальными проектами для широкой аудитории, и новая часть точно подходит под это описание.
При этом авторы взяли на себя ответственность полностью сменить сеттинг и исправить главный недостаток серии — боевую систему. Получилось откровенно плохо, так что из одной крайности мы получили другую. Если раньше всё решалось закликиванием, то тут мы перекатываемся вокруг толп врагов, напрочь ломая атмосферу.

Это серьезный недостаток, который для кого-то может стать непреодолимым. Боевая система всегда была «ахиллесовой пятой» серии, так что Silent Hill f сохраняет эту традицию, но переносит все ключевые идеи оригинальных частей в совершенно новый сеттинг.

Необычный мир Японии 60-х, где современность сталкивается с традиционным укладом, нечасто встречается в таких крупных релизах. Сам игровой процесс стал более целостным и осмысленным, при этом не нарушая законов оригинала. Метафоричность и множественность интерпретаций? Пожалуйста. Перед нами прекрасный психологический хоррор, на который стоило бы обратить внимание, даже если бы он не имел Silent Hill в названии.