Вот и подошёл к концу четвёртый сезон культовой франшизы True Detective. 19 февраля HBO показал финальный эпизод «Страны ночи», а 23 февраля его смогли увидеть и российские зрители — сериал официально транслировался на стриминг-сервисе Amediateka.
Теперь мы можем обсудить, почему этот сезон стал самым просматриваемым в истории антологии, так ли он хорош, как говорят критики, и что не так с его концовкой. Для начала стоит вкратце пробежаться по сюжету нового сезона, у которого есть собственное название — «Страна ночи».
Сюжет
На этот раз действие сериала разворачивается на Аляске в вымышленном городке Эннис. Главными героями стали шеф полиции Лиз Дэнверс и патрульная Эванджелин Наварро. Им предстоит расследовать загадочную смерть учёных, работавших на исследовательской станции Тсалал (Tsalal).
Уже на этом моменте можно прочувствовать налёт мистики (и заметить пасхалку), ведь многие и раньше слышали это странное слово — «Тсалал». Именно так в рассказе Эдгара По назывался остров, населённый кровожадными туземцами. В одноимённом произведении ещё одного писателя в жанре ужасов Томаса Лиготти это слово и вовсе означало тьму в чистом виде. Так ещё и на иврите слово «цалал» означает «тень».
По сюжету на станции работает группа учёных, однако долгого знакомства с ними не происходит, ведь уже в первой серии они загадочным образом исчезают, бросив недоеденные сэндвичи, мокрые вещи в барабане стиральной машины и включенный телевизор, на котором бесконечным повтором продолжает крутиться песня Twist and Shout.
Именно такую картину застают прибывшие на станцию полицейские, которых возглавляет шеф Лиз Дэнверс. Обыскав помещения, они не находят никаких следов ученых, однако обнаруживают одну крайне странную находку. Под одним из столов лежит нечто пугающее — чей-то отрезанный язык, который явно когда-то принадлежал человеку. Вот только кому?
С этого момента начинаются запутанные поиски пропавших исследователей, а после и расследование их смерти. Очень скоро выясняется, что все, кто работал на «Тсалал» мертвы, и, судя по всему, погибли они самым кошмарным образом.
Обнажённые и сплетённые между собой тела ученых обнаруживают в снежных окрестностях. На их лицах застыли маски ужаса. Что именно так напугало взрослых мужчин, и что побудило их раздеться в мороз и покинуть станцию? Это те вопросы, на которые Лиз Дэнверс и её помощнице Эванджелин Наварро предстоит ответить. Однако сделать это будет не так просто, ведь в крошечном городке на Аляске нет нормальных криминалистов, судмедэкспертов или хотя бы нужного оборудования.
Именно с такой интригующей завязки начинается новый сезон True Detective. Что ж, можно уверенно сказать, что сюжет цепляет с первой серии. Сериал богат на события и мрачные тайны, а каждый последующий эпизод подкидывает новые вопросы и не спешит давать на них ответы, сохраняя интригу до последнего. При просмотре остаётся возможность и самому немного поиграть в детектива, пытаясь предположить, кто же является убийцей (если он вообще был), ведь сериал просто пышет обилием подозрительных персонажей.
Кроме того, весьма любопытно наблюдать, как может идти расследование в таких непростых условиях. Вот, например, как определить причину смерти людей, замёрзших, словно жуткая ледяная статуя?
Оказывается, что даже для их разморозки необходимы специальные условия, которые не так просто соблюсти в маленьком городе, где нет ничего кроме бесконечного снега и непроглядной тьмы. Одной из главных фишек сериала стал тот факт, что странное убийство и его последующее расследование происходят во время полярной ночи, которая может длиться на Аляске с ноября по январь.
История создания
Такая необычная идея пришла в голову создателю четвёртого сезона «Настоящего детектива» — пока что не слишком известной мексиканской сценаристке и кинорежиссёру Иссе Лопес (фильм «Тигры не боятся»). Увы, шоураннер и сценарист всех предыдущих сезонов True Detective, Ник Пиццолатто, в этот раз не принимал активного участия в создании. Он ограничился ролью исполнительного продюсера, отдав своё детище в руки Лопес.
Вполне очевидно, что Исса Лопес придумала сюжет нового сезона, вдохновившись инцидентом, который произошёл на перевале Дятлова в 1959 году. Поговаривают, что ещё одними источниками вдохновения послужили история брошенной бригантины «Мария Целеста» (весь экипаж этого корабля загадочным образом исчез) и фильм Джона Карпентера «Нечто», действие которого разворачивается на исследовательской станции в Антарктике.
По словам самой Иссы Лопес, в процессе написания сценария в 2019 году она заслушивалась песнями Billie Eilish, которые также дали толчок к созданию истории. В особенности ей понравился трек Bury a friend, который можно услышать в опенинге сериала.
Во время ковидного карантина Лопес лично ездила на Аляску и какое-то время жила там, впитывая культуру коренных жителей — представителей народа Инупиат. В итоге их быт и предания легли в основу сценария. К слову, актёрам также пришлось неоднократно прокатиться на Аляску и помёрзнуть. Часть съёмок проходила именно там, иногда их проводили на ночном морозе до минус 23 градусов.
Съёмочной группе в принципе пришлось поколесить по северу. Для создания города Эннис, где разворачивается всё действо, шоураннеры посещали маленькие северные городки, такие как Барроу, Ному и Коцебу. При этом основная часть съёмочного процесса проходила в Исландии. К примеру, полицейское управление Энниса — это почтовое отделение в Дальвике. В 4-ой серии можно увидеть крошечный аэропорт Энниса, а ведь на самом деле в кадре находится международный аэропорт города Акурейри.
Актёры
С создателями и местом проведения съёмок все понятно, а кто же снимался в новом сезоне True Detective? На главные роли взяли двух абсолютно противоположных актрис. Шерифа Дэнверс сыграла 61-летняя оскароносная актриса Джоди Фостер, которая во время съёмок нарекла своего персонажа «Карен из Аляски» (видимо, из-за непростого характера героини).
Напарницу шерифа Эванджелин Наварро сыграла американская актриса и профессиональный боксер Кали Рейс, которая является чемпионкой мира по боксу (в 2016 году она завоевала титул чемпиона мира в среднем весе). Актриса, чьё имя явно напоминает об индийской богине разрушения, выглядит весьма колоритно. Её тело покрыто множеством татуировок, на лице у неё три пирсинга. И если серьгу из носа она каждый раз вынимала перед съёмками, то лабреты в щеках оставались на своих местах. Что, несомненно, вызывает вопросы.
Возможно, такие проколы являются данью культуре коренных американцев (актриса имеет индейское происхождение от чероки), но видеть нечто подобное на лице полицейского, ещё и в промёрзшей насквозь Аляске — разве такое вообще возможно? Носить пирсинг на службе может быть весьма опасно, ведь при любой потасовке преступник явно попытается выдрать его. Учитывая характер персонажа, ей точно противопоказано оставлять такие уязвимые места. Эванджелин Наварро определённо имеет проблемы с гневом. В сериале неоднократно показано, как она с большим удовольствием ввязывается в драки со здоровенными мужиками.
Помимо Фостер и Рейс в шоу также можно увидеть и других актёров, среди которых Фиона Шоу (известна ролью Петунии Дурсль в фильмах о Гарри Поттере), Джон Хоукс («Слишком стар, чтобы умереть молодым») и Кристофер Экклстон («Доктор Кто»). На 90% актёрский состав получился весьма удачным. Как минимум, смотреть новый сезон можно из-за Джоди Фостер, которая блестяще справилась с ролью шерифа, матери и достаточно несчастной женщины, пережившей страшную трагедию.
Чем хорош новый сезон
Ещё одним плюсом, из-за которого стоит смотреть сериал, можно назвать атмосферу. При просмотре очень легко ощутить себя где-то там в снегах среди жителей Энниса. Создателям удалось передать атмосферу маленького городка, населенного людьми, знающими всё друг о друге, и, в то же время, хранящими мрачные тайны.
Кроме того, понять насколько город мал можно по небрежности, с которой изначально ведётся расследование. Выясняется, что местные полицейские хранят материалы дел у себя дома, не гнушаются фотографироваться с трупами или отправлять на поиски пропавших людей местных вооружённых раздолбаев.
Все сезоны «Настоящего детектива» очень разные, но каждый из них в той или иной степени заигрывал с мистикой. Четвёртый сезон просто переполнен ей — он даже начинается очень мрачно, словно какой-то фильм ужасов. Все серии сопровождает тревожная музыка, мрачные пейзажи, а также неожиданные появления тотемных животных или мёртвых людей. Кажется, что в городе творится какая-то чертовщина, потому до финальной серии не ясно — это люди приложили руку к смерти учёных или какие-то потусторонние силы?
При всей этой мрачной составляющей визуал у нового сезона остаётся на высоте. Одна только ледяная скульптура из замерзших тел чего стоит. В принципе, было бы странно, если бы HBO с их многомиллионными вливаниями денег выпустила на экран что-то, что внешне могло выглядеть убого. Так что тут вопросов нет. А вот дальше начинаются вопросы.
Как четвёртый сезон связан с первым
Где возникают вопросы, так это по части сравнения первого и четвёртого сезонов True Detective. Кажется, что Исса Лопес попыталась сделать что-то абсолютно противоположное первому сезону, при этом скрыв в своём творении массу отсылок к нему.
В первую очередь стоит обратить внимание на радикальное изменение полюсов. В первом сезоне мы могли видеть двух мужчин детективов, колесящих под пронизывающим солнцем по южным штатам в поисках убийцы девушек. В новом сезоне всё с точностью наоборот.
Первая серия четвёртого сезона начинается с фразы: «Ибо мы не знаем, какие звери снятся ночи, когда её часы становятся слишком долгими, чтобы даже Бог мог бодрствовать». Её приписывают персонажу рассказа Роберта Чэмберса Хилдреду Кастейну. А как многие могут помнить, в первом сезоне можно было заметить различные элементы из книги Чэмберса, например «Жёлтого короля» и древний город Каркоза.
Ещё одной схожей деталью стала таинственная спираль, с которой сталкиваются шериф Денверс и патрульная Наварро. В первом сезоне главные герои также неоднократно встречали символ спирали, который тогда являлся меткой культа.
Действие четвёртого сезона разворачивается как минимум через 10 лет после финала первого. Однако в новых сериях можно заметить ещё одну отсылку — мы вновь слышим фамилию семейства Таттл. Напомним, в первом сезоне Таттлы спонсировали школы, где происходили ритуальные убийства. Благодаря связям их не удалось привлечь к ответственности, и вот, спустя долгое время, их вновь подозревают в причастности к злодеяниям.
А вот тут точно подойдёт мем с нервно курящим МакКонахи. В новом сезоне можно увидеть мёртвого отца главного героя из первого сезона. Как известно, Раст Коул вырос с отцом по имени Трэвис на Аляске, а тот позднее скончался от лейкемии. В четвёртом сезоне появляется мертвец по имени Трэвис Коул, который видится жительнице Энниса — Роз Агино.
Последняя является кем-то вроде местной «Дамы с поленом». Она когда-то была близка с Трэвисом, а теперь видит его танцующий призрак на снежных просторах Энниса. Также в новом сезоне можно услышать фразу, которую произносил Раст Коул в первом сезоне: «Время – это плоский круг».
Вот только всё это заигрывание с первым сезоном — просто чистой воды байт на просмотры. Честно говоря, лучше бы создатели «Страны ночи» бросили свои силы на что-то другое. Например, на написание таких же красноречивых диалогов, какие были в первом сезоне. Увы, между Лиз Дэнверс и Наварро явно нет той же химии, что была между Растом Коулом и Марти Хартом.
Отсылки ради отсылок
Сериал на самом деле просто кишит символизмом, который туда от души напихали новые создатели. Часть этих символов отсылает к первому сезону, другая так и остаётся непонятой. К примеру, образ белого медведя мелькает на протяжении почти всех серий: в титрах, в виде мягкой игрушки, на форме полицейских. Кроме того, гигантский белый зверь просто бродит по улицам. Однако совершенно не ясно к чему должен вести этот намёк.
При просмотре также можно заметить постоянно мелькающие два цвета: синий и оранжевый. Фанаты-конспирологи уже усмотрели в них некие секретные пасхалки, которые должны были натолкнуть зрителя на того, кто виновен в пропаже учёных.
Ещё один момент: в некоторых сериях можно заметить появление апельсинов. Это уже явно отсылает нас даже не к трилогии «Крёстный отец», где перед смертью героев всегда появлялся цитрусовый фрукт, а к элементарному отсутствию фантазии у создателей. Надёргали отсылок ради отсылок.
Критика со стороны создателя
По сети также распространилась информация и скриншоты, где создатель предыдущих сезонов «Настоящего детектива» Ник Пиццолатто открыто критикует четвёртый сезон и репостит комментарии недовольных фанатов. Похоже, что задумки Иссы Лопес показались Пиццолатто слишком глупыми и вторичными на фоне первого сезона.
Возможно, кому-то сюжетные ходы и бесконечные отсылки ради отсылок покажутся раздражающими. Однако абсолютное большинство явно взбесит кое-что другое: новый сезон True Detective имеет чересчур жирный и местами просто гипертрофированный фем-уклон.
Чем плох новый сезон
Во всём новом сезоне просто-напросто нет положительных и ярких персонажей мужчин. Все они либо слабохарактерные слюнтяи, либо и вовсе откровенные злодеи. Женская община в сериале показана крайне выпирающе и нарочито, зрителям буквально тычут в лицо женским сообществом, состоящим преимущественно из коренных местных жительниц.
Что действительно расстраивает, так это то, что главные героини сезона прописаны с чересчур карикатурными характерами, полными избитых клише. Персонажи конкретных сильных женщин выглядят слишком токсичными и неприятными. Их крайне нарочито наделяют качествами «крутых детективов», роли которых раньше исполняли мужчины. Лиз и Навваро всегда решительны, невозмутимы, готовы к действиям и не «разводят сопли».
Но обе героини находятся в зоне серой морали. Они вроде бы и выступают за добро (в основном за права женщин), но в то же время не гнушаются запачкать руки в чужой крови. Им кажется, что они могут вершить правосудие самостоятельно, не опираясь на букву закона, но Дэнверс и Наварро должны были сами оказаться за решёткой за многое из того, что они сделали и чему потворствовали. Однако шоураннеры всё равно упорно пытаются представить их обеих в выгодном свете.
Выводы после просмотра «Страны ночи» получаются весьма неоднозначные. Вроде бы и сюжет интересный (как минимум по-началу), и картинка приятная, но слишком уж в сериале намудрили с мистическими отсылками и псевдосильными героинями. Какого-то великолепного женского переосмысления знакомого сюжета не вышло, скорее вышло наоборот. Нельзя не отметить и то, что помимо фем-повестки зрителей на протяжении шести серий прямо по щекам бьют антикапиталистическими и экоактивистскими лозунгами, приправленными очередной демонизацией учёных.
На IMDb можно проследить как падали рейтинги серий. Первая получила оценку 7.2, финальная — всего 5.5, а ведь новый сезон «Настоящего детектива» стал самым просматриваемым в истории сериала. Ещё в самом начале он собрал 12,7 млн зрителей, тогда как первый сезон получил 11,9 млн просмотров за всё время трансляции на HBO. Финал сезона же посмотрели рекордные 3,2 млн зрителей.
Всего четвёртый сезон насчитывает 6 серий, каждая из которых идёт около часа. Смотреть их или нет, если вы ещё не посмотрели сериал, ожидая выхода всех серий, — слишком сложный вопрос. Нельзя сказать, что потраченного времени откровенно жаль, но когда концовка сезона вынуждает создательницу ходить по интервью и объяснять, что же на самом деле она имела в виду — это весьма показательно.
Для фанатов же всего сериала есть хорошая и плохая новость. Хорошая — его продлили на пятый сезон. Плохая — Ник Пиццолатто не вернётся к работе над сериалом. Работу над ним и дальше продолжит Исса Лопес.