В конце марта стало известно о том, что портал Digital Photography Review закрывается после 25 лет работы. Целая эпоха закончится уже 10 апреля. Очень грустно, но лучший способ проводить известнейшую площадку для обсуждения камер, технологий и самой фотографии — ненадолго стать нашими коллегами и пофантазировать вместе с нами.
Представляем не вполне серьёзную, но злободневную подборку технологий, которых не достаёт современным камерам, хотя для смартфонов это уже стандарт.
Камера? There’s an app for that!
За последнее время смартфоны сделали огромный шаг в возможностях фото- и видеосъёмки, и теперь практически не нужны не только «мыльницы», но и вполне функциональные камеры, ещё пару лет назад стоящие не меньше новенького iPhone.
Halide — пример одного из самых продвинутых профессиональных фотоприложений для iPhone
Дюймовые сенсоры уже не новость (пусть речь и о «видиконовских» дюймах, которые на треть меньше обычных), а куча программных фишек, приложений и огромный ассортимент аксессуаров, включая анаморфотные объективы, клетки и триподы на любой вкус, подняли возможности мобильной фотографии на такой уровень, что кажется совсем скоро интерес останется лишь к полному кадру и среднему формату.
Но поговорить хочется немного о другом — о практических моментах и функциях, отсутствие которых иногда кажется удивительным и мелочах, из которых и складывается удобство.
Фотограф троицу любит
Нет, речь не о правиле третей, а о том, что помогает выстроить кадр — об экране. Первые цифровые фотокамеры с трёхдюймовыми экранами начали появляться в середине «нулевых», а более дорогим и навороченным зеркальным моделям потребовалось ещё примерно пять лет, чтобы пересесть с иглы одобрения двух дюймов на казавшиеся огромными, по тем меркам, три.
Samsung Galaxy NX — беззеркальная камера на Android с большим сенсорным экраном
Но стоит вспомнить и экраны телефонов того времени: 3,5 дюйма у первого iPhone 2008 году казались чем-то фантастическим. С тех пор размеры дисплеев в камерах не менялись, за исключением очень редких экспериментов. За последние пятнадцать лет экраны цифровых камер стали какими угодно: наклонными, поворотными, сенсорными, но только не большими.
Можно, конечно, возразить, что никто не смотрит YouTube на фотоаппарате, и уж тем более не играет на нём в Genshin, а у камеры есть ещё много кнопочек, которые нужно где-то разместить, но вы только посмотрите на эти сантиметровые рамки, которые не меняются от модели к модели!
Sony ZV-E1, представленная в конце марта 2023
Даже четыре дюйма пригодились бы при визировании, особенно в ситуациях, когда видоискателем пользоваться не выйдет. Более того, если яркость экрана часто компенсируется наличием OLED-видоискателя, то с разрешением дисплеев всё тоже не так хорошо, как хотелось бы.
Первая полнокадровая беззеркалка Sony — ILCE-7, вышедшая в начале 2014 года
Производители камер, как правило, не указывают разрешение в привычном всем формате, вместо этого публикуя количество точек, но одна точка — это не один пиксель, поэтому даже самые современные (по меркам камер, конечно) дисплеи 3,2″ с двумя миллионами точек — это примерно 720p.
И это лишь самые современные модели, а подавляющее большинство актуальных моделей и вовсе имеет экраны с разрешением 480p или VGA.
Памяти никогда не бывает много
В современных суперскорострельных беззеркалках, конечно же, есть буферная память, отвечающая за временное хранение серий снимков, но почему бы не встроить, пару сотен гигабайт, доступных пользователям? Фотографы и видеографы вряд ли бы огорчились наличию быстрого встроенного хранилища.
Беззеркальная камера Leica TL2 c 32 ГБ встроенной памяти
Это и резервная память, и дополнительная, а места никогда не бывает много. К тому же, многие камеры уже годами предлагают разделение RAW и JPEG на разные носители или резервирование, а карты могут подвести в самый неподходящий момент или потеряться.
Примечательно, что на заре цифровой фотографии встроенная память встречалась во многих любительских камерах, хоть её объём и был смешным. Но речь идёт о временах, когда даже карта на 128 МБ считалась избыточно ёмкой и дорогой.
Внутренняя память также может обеспечить более высокую скорость, и речь даже не об NVMe SSD, которые сильно греются. Лишь самые дорогие беззеркалки имеют поддержку CF Express или XQD, а более распространённые карты SDXC ограничены 300 МБ/с — и это самые топовые карты с поддержкой UHS-II.
В то же время, даже встроенная память UFS 2.0 (не говоря об актуальных версиях) показывает куда большие скорости, особенно при большом объёме, а первым смартфоном с поддержкой этого стандарта был ещё старичок Galaxy S6 от Samsung, вышедший в 2015 году.
Когда Кролики Энерджайзер рыдают в истерике
Конечно, дополнительная память и большой экран точно увеличат энергопотребление, и об этом как раз третий пункт. Аккумулятор и зарядка.
2000 мА/ч при напряжении 7 Вольт — типичный показатель современных полнокадровых беззеркалок. Более компактные модели меньшего формата зачастую имеют батарейки как у GoPro. Хотите 5000 мА/ч? Батарейные ручки и съёмка с питанием от внешнего аккумулятора вам в помощь.
Ещё одним камнем преткновения даже у вполне современных моделей является медленная зарядка, при этом камера может заряжаться через USB-C, а о здоровье аккумулятора, который легко заменить, казалось бы, беспокоиться не стоит.
Общая ёмкость аккумуляторов в батарейной ручке на фото слева – 5500 мА/ч. На фото справа внешний MagSafe-аккумулятор Anker на 10000 мА/ч.
Нужно сказать, что даже такая функция, как зарядка от провода, а не с помощью отдельного ЗУ для аккумулятора, добралась до продвинутых камер лишь с популяризацией беззеркалок — не более 10 лет назад. По всей видимости, ожидать повсеместного распространения Power Delivery стоит примерно столько же.
Фильтр Байера. Работает с 1974 года
Фильтр Байера был разработан ещё во времена, когда компания Kodak была у всех на слуху, и до сих пор практически без изменений используется в большинстве камер. Именно от заставляет выбирать между светочувствительностью и разрешением.
Альтернативные решения, стоит сказать, всё же были, — например, матрицы X-Trans от Fujifilm с иной структурой, которая обеспечила снижение уровня шума, а сенсоры Foveon вообще не имеют мозаики, но минусом такого подхода долгое время было очень низкое разрешение.
HTC One 2013 года: всего 4 Мегапикселя, зато какие!
Именно переосмысление фильтра Байера позволило смартфонам уйти от 12 Мегапикселей. Первым 48-Мегапиксельным Quad-Bayer сенсором стал IMX586. Технология пиксельного биннинга обеспечивает высокую светочувствительность и возможность съёмки с повышенной детализацией.
На данный момент она используется лишь в смартфонах, а сегмент беззеркальных камер всё сильнее делится на модели с высоким разрешением и решения для видеографов, где платой за сумасшедшую светочувствительность является разрешение в те самые 12 Мегапикселей.
Приход Quad-Bayer в сегмент беззеркальных камер уже несколько лет так и остаётся слухом. Но надежда всё же есть, ведь ещё одна фишка, впервые представленная в смартфонах, уже давно прижилась и в сенсорах камер. Речь идёт о технологии обратной засветки или BSI.
О её особенностях с гордостью рассказывал со сцены ещё Стив Джобс, представляя iPhone 4. Правда до камер BSI-сенсоры добрались лишь пять лет спустя.
Помоги нам, искусственный разум
Пока художники, дизайнеры, сценаристы и представители других творческих профессий боятся, что их скоро оставит без работы ChatGPT, а такие программы как Gigapixel Ai за считанные секунды спасут и улучшат ваши изображения, правдоподобно дорисовывая детали, функции на основе машинного обучения обходят сами камеры стороной.
Нет, вставлять готовую луну на фотографии ночного неба, как делают смартфоны Huawei и Samsung, не нужно, но функции на основе ИИ могли бы, например, сэкономить время за счёт улучшения качества звука на видео, подобно Enhance Speech от Adobe, а возможность сохранять готовые JPEG-изображения c креативной обработкой нейросетями (хотя бы для сложных сцен, где в смартфонах уже годами используется ночной режим) в дополнение к RAW вряд ли бы кому-то помешала.
Смартфоны победили?
С каждым годом смартфоны всё сильнее загоняют камеры в статус узкоспециализированных устройств. Ещё бы: почти у каждого в кармане находится гаджет, который может снимать Slow-motion видео в 4K даже под водой и делать снимки в очень широком диапазоне фокусных расстояний без необходимости менять увесистые объективы на ходу, а для обработки и публикации даже не нужен компьютер.
Тем не менее смартфоны пока не могут обеспечить той же детализации, передачи полутонов и динамического диапазона, которые предлагают даже те камеры, которым в этом году уже исполняется десяток лет. Нет иных вариантов и у тех, кому нужны максимальные возможности для обработки видео, и то самое естественное размытие фона, которое могут обеспечить «взрослые» объективы.
Тем не менее, очень хочется, чтобы хотя бы некоторые бренды чаще решались на что-то новое, ведь именно эксперименты позволили пройти путь от монструозной гармошки XIX века до современной цифровой камеры. И если посмотреть на современные смартфоны с оптикой и алгоритмами Leica или Hasselblad, то хочется задать вопрос — а когда уже камеры пусть даже этих же брендов получат что-то и от смартфонов?