Метафизическая трагикомедия для детей и их родителей. Обзор мультфильма «Душа»

21 января в российский прокат вышла «Душа» — новый анимационный фильм студии Pixar.

Главный герой картины — немолодой учитель музыки Джо Гарднер, который всю жизнь мечтал выступать на сцене в составе джазового ансамбля. Однажды он успешно проходит прослушивание у своего кумира — популярной клубной певицы Доротеи Уильямс, и, возвращаясь домой вне себя от счастья, падает в люк, и погибает.

После смерти тела Джо, его душа обнаруживает себя на пути в Великое После, однако на тот свет она не собирается, а потому сбегает с идущего в вечность эскалатора и волей случая попадает в Великое До, где новенькие души обретают себя, и у будущих людей зарождаются интересы, увлечения и мечты. 

В Великом До Джо принимают за одного из наставников — душ умерших великих и знаменитых людей, которые помогают новым душам найти свой талант. В результате этого недоразумения Джо становится наставником упрямой Души 22, которая на протяжении нескольких столетий не может найти свою искру и отправиться на Землю.

Сюжет мультфильма последовательный и логичный, но при этом абсолютно непредсказуемый. Ведомые чувством заботы о ближнем, бесконечной любовью к окружающему их миру и просто в желании пожить подольше герои совершают порой абсолютно удивительные поступки, которые вновь и вновь заставляют зрителя убеждаться в том, что Pixar в очередной раз сняли историю не столько о приключениях нескольких душ, сколько о нас, о людях. 

Темы же в «Душе» раскрываются не самые типичные даже для мультфильма за авторством Pixar. Создатели картины во главе с Питем Доктером пытаются ответить на такие вопросы как «в чём смысл жизни?», «что такое личность?» и «что есть предназначение?», и заставляют зрителя задуматься о них. 

Похвалы заслуживает и атмосфера в картине. Действие «Души» разворачивается сразу в четырёх измерениях — в нашем, в астрале, в Великом До и Великом После — и каждое из них обладает своей уникальной цветовой гаммой, своим саунд-треком и даже своим дизайном персонажей, благодаря чему зритель легко погружается в атмосферу каждого из них, как бы часто персонажи между ними не перемещались. 

Кстати о персонажах. В мультфильме нет антагониста, и это картине только на руку — большая часть времени уделяется непосредственно главным героям и отношениям между ними, в ходе развития которых они побеждают свои отрицательные черты характера, учатся радоваться каждому мгновению и отказываться от своих мечт и желаний в пользу ближнего. 

Впрочем, взаимодействия между Джо и 22 заставляют зрителя не только подумать и взгрустнуть, но и посмеяться — мультфильм полон различных действительно забавных ситуаций, которые развеселят как взрослого, так и юного зрителя. Без добрых и смешных шуток тоже не обошлось. 

Что в итоге? Pixar в очередной раз перепрыгнули собой же установленную планку и снова создали многоуровневое произведение для детей и их родителей, новизна которого заключается не только и не столько в сеттинге и персонажах, сколько в эмоциональном опыте, переживаемом зрителями, и смысловой нагрузке мультфильма. 

В «Душе» Pixar не рассказывают свои взрослым зрителям о дружбе, принятии себя и других подобных темах, они вместе с ними задаются метафизическими вопросами, касающимися души, человеческих талантов и увлечений; пытаются найти смысл жизни и ответить на вопрос, что нас ждёт после неё. А своим юным зрителям, которые пока не размышляют на вышеперечисленные вопросы, Pixar впервые на моей памяти даёт почувствовать тоже самое, что чувствуют их родители, только уже исключительно с помощью яркой анимации и шедеврального музыкального сопровождения. Феноменальный мультфильм!

Приятного просмотра! 

Похожие материалы