За Forspoken с момента анонса тянулся шлейф вторичности и посредственности. Анонсировали проект ещё в 2020 году, после чего несколько раз переносили релиз, ссылаясь на доработку.
Несмотря на множество геймплейных роликов и демоверсию, выпущенную незадолго до релиза, многие геймеры так и не разглядели достоинств временного консольного эксклюзива PlayStation 5. Для тех, кто не в курсе — Sony выкупила консольную эксклюзивность у Square Enix на 2 года и не постеснялась об этом сообщить, пусть и очень мелким шрифтом.
В общем, никто не ждал от игры ничего хорошего. И, как оказалось, не зря. После релиза выяснилось, что разработка Forspoken была проблемной: концепцию много раз переделывали, а команду покинуло несколько ключевых сотрудников.
От изначального видения игры не осталось практически ничего, а некоторые элементы оказались хуже задуманных. Многое из этого произошло после ухода геймдизайнера Хадзимэ Табаты, который ранее руководил разработкой тоже довольно спорной Final Fantasy XV, которая, однако, всё же полюбилась геймерам со временем, чего пока что нельзя сказать о Forspoken.
Но должны ли эти факты как-то оправдывать конечный результат? Мы полностью прошли эту уникальную во многом игру, которую разгромили западные журналисты, назвав её худшей игрой 2023 года — а ведь он только начался. Оказалось, что не всё так однозначно.
Фэнтезийная экшен-RPG начинается в Нью-Йорке, где судят Фрей Холланд — сироту, преступницу и главную героиню. Строгая судья читает нотацию, после чего отпускает героиню домой. По дороге вы встречаете представительниц банды, которые избивают Фрей и требуют вернуть украденное. Но она должна поскорее вернуться домой, чтобы покормить кошку.
Таким образом вас и нас знакомят с образом жизни и характером главной героини, из которой создатели всеми силами пытаются сделать добрую преступницу с чистым сердцем. Образ не новый, а показано это всё уж слишком прямолинейно, от чего испытываешь лишь отторжение и неприятие, нежели симпатию и сочувствие.
Переломным моментом становится поджог квартиры Фрей, после которого она в депрессии сидит на крыше, как вдруг, в окне заброшенной чужой квартиры, героиня видит огромный золотой браслет. Надев его, вы и Фрей оказываетесь в магической Атии.
Ноооо… этот волшебный мир оказывается максимально пустым и лишённым хоть каких-то интересных событий и ситуаций. По сути есть лишь один живой город и огромные просторы, на которых раскиданы сундуки, руины, вышки, монументы и подземелья.
Вокруг этих активностей расставлены группы противников разного типа: зомби, воины-зомби, животные, зомби-животные. Никаких NPC или живых людей посреди просторов тут нет, а познавать сюжет предлагают из книг и записок, которые наскучивают через час игры.
Открытый мир здесь не только бесполезен, но и вреден, так как сюжетные миссии в игре довольно неплохие и за счёт своей непродолжительности играются весьма динамично. Стараясь избегать дополнительных заданий от людей из единственного города, можно 8-10 часов поиграть в фэнтези-сериал от Netflix, со всеми специфическими атрибутами.
Распространённый прием «попаданчества», когда героя внезапно переносят в другую реальность, тут использован по всем канонам. И если вы хоть раз видели фильмы или читали книги с такой концепцией, то почти все сюжетные повороты не станут для вас неожиданностью. Героиня полюбит этот мир, а местные жители сделают из неё легенду, и окажется, что она попала сюда неслучайно, а всё происходящее имеет двойной смысл. Если вы такое любите — вам понравится и эта вариация на старую тему.
Что действительно в игре необычно, так это боевая система, которая плохо работает в начале игры, но по мере прохождения активно дополняется кучей разнообразных приёмов и силой четырёх стихий. К концу игры это даже начнёт приносить некоторое удовольствие.
Каждое из заклинаний можно прокачать, выполнив несколько условий в бою. Сражения выполнены так, что победить можно и закликиванием одного приёма, но делать это долго и утомительно, поэтому сам начинаешь искать удачные комбинации стихий, а также дальнего и ближнего боя. Улучшить показатели можно с помощью плаща, ожерелья и краски для ногтей.
Также в сражениях активно используется ловкость главной героини, когда одной кнопкой вы можете грациозно уворачиваться от атак, в лёгком и воздушном стиле раскидывая всех вокруг. Играется это всё динамично и приятно, хоть и сложность боссов ближе к финалу резко подрастает, ломая привычную технику ведения боя.
Быстрый стиль перемещения используется и в открытом мире, что делает его исследование менее утомительным, но ситуацию кардинально не спасает. Если бы героиня не преодолевала эти десятки километров за пару минут, то игру бы мы точно бросили в самом начале.
Сильно огорчает визуальная часть игры. Более поздние локации и боссы выполнены неплохо — там лучше проработано освещение и глубина. От некоторых же моментов приходишь в дикое раздражение — настолько халтурно это сделано. Тут стоит вспомнить про ужасающе высокие системные требования игры в версии для ПК и спросить — откуда они взялись?
Вся первая половина игры выполнена так, будто её переделывали наспех и в последний момент. Блёклые и пустые локации, ужасное плоское освещение, низкое качество текстур и лицевых анимаций. Ухудшает ситуацию и то, что в первые пару часов у вас сюжетно ограничено перемещение и боевая система. Вам попросту не интересно играть, а создатели не забывают вывалить на вас кучу пустых диалогов и текстов, некоторые из которых невозможно читать или слушать, не испытывая кринж.
Тем не менее Forspoken рано называть худшей игрой года — в конце-концов, год только начался, и много что может нас ещё неприятно удивить. В игре есть приятные элементы, способные кому-то понравиться. Если не обращать внимание на пустой открытый мир, то можно проскочить игру за 8-10 часов, посмотрев неплохой кинематографичный боевик с симпатичными визуальными эффектами. Но чтобы получить удовольствие, придётся закрывать глаза на множество недостатков. До конца дотерпеть сможет не каждый.
Выйди эта игра в подписке PS Plus, и многие претензии отпали бы, а игра стала бы в ряд с похожими по качеству проектами из Xbox Game Pass на 6-7 баллов из 10. Но здесь мы видим ценник в $70, которые игра совершенно точно не оправдывает. По большой скидке или если игра всё же появится в подписке — может быть. Но только если вы большой поклонник фэнтезийных историй про попаданцев, и готовы перетерпеть первые часов 5, чтобы разглядеть в игре нечто большее.