Baldur’s Gate 3 долгое время была вне поля зрения широкой аудитории. Для этого было множество причин: неизвестная многим современным игрокам серия, первая часть которой вышла аж в 1998 году, три года раннего доступа только на ПК и недружелюбный тип классической компьютерной RPG. Сама же игра была в разработке целых шесть лет.
Но в последние недели буквально весь интернет обсуждает игру, о которой совсем недавно знали только энтузиасты и фанаты. Кого-то привлекли мемы про медведя, кто-то услышал о сотнях часов прохождения и тысячах концовок, но самое главное, что про игру сейчас знают все, а пиковый онлайн в Steam перевалил за 600 тысяч игроков. Baldur’s Gate 3 — штучный продукт и кропотливый ручной труд, который просто нельзя пропускать. К слову, события третьей части никак не связаны с прошлыми двумя, так что проходить их сперва не нужно.
После запуска вас сразу же встречает большая эпичная катсцена. На экране происходит много всего, но не пытайтесь сразу всё понять. Игра устроена таким образом, что ваш герой тоже ничего не знает про происходящее вокруг. Это значит, что вы вместе с ним будете поэтапно узнавать и запоминать, что тут происходит. Такой подход роднит вас с героем, которого очень интересно создавать в редакторе персонажа.
Вы можете выбрать заранее созданного героя, но лучше создать с нуля своего. Именно так советуют поступить сами разработчики, и вы точно не пожалеете. На создание героя я потратил почти час, выбирая не только внешность, но и класс, подкласс, специальность и особенности. Не поленитесь, и потратьте на это время, ведь с ним вы пройдёте сотни часов. Подскажу, что класс и подкласс будет возможность изменить, если вы найдёте нужного персонажа в самой игре.
Как только начинается сам игровой процесс, вы рискуете просто растеряться от множества действий и свободы перемещения. Даже на получасовой вводной миссии, где невозможно сойти с пути, у вас будет несколько моментов, которые повлияют на всё дальнейшее прохождение. При спешке вы вообще можете их пропустить.
И на таком принципе завязана вся игра. Она нетороплива, и требует от вас того же. Тут очень мало обязательных сражений, и вообще нет кучек противников расставленных между сюжетными моментами. Как только вы попадаете на глобальную карту, вы можете идти куда угодно и делать всё, что вздумается. Сначала даже ощущаешь себя дезориентированным. Куда идти? Что делать?
Всё, что вы знаете: в вашу голову забрался паразит, и, спустя какое-то время, вы можете потерять контроль над своим телом и разумом. Всё. Один персонаж говорит, что знает целителя, другой отговаривает вас от этой затеи, третий вообще не против запустить ещё одного паразита, а четвёртый должен что-то знать, но пока занят более важной проблемой. И это настолько классно! Никто не заставляет вас исследовать всю карту, искать предметы и выполнять побочки.
Вы делаете, что хотите. Но когда вы делаете что-то очень особенное, придётся бросать кубик — дайс, обязательный атрибут всех игр Dungeons & Dragons, на пятой редакции которой и основана Baldur’s Gate 3. Чем сложнее действие, тем большее значение должно выпасть. Если не получилось, готовьтесь к напряжённым переговорам или даже сражению. Или какому-нибудь нелепому развитию событий.
Боевая система пошаговая, каждый из героев имеет целый набор различных умений, свитков и заклинаний. Тут тоже придётся кидать кубик, только в этом случае игра кидает его за вас, а вы этого не видите — на экране просто помечено количество возможного урона и вероятность успеха. Поэтому стоит вдумчиво собирать отряд, а при повышении уровня подбирать умения, соответствующие вашей роли.
За пару дней я наиграл чуть больше 17 часов, и даже не прошёл первый акт, а в самом акте точно не увидел и половины контента. Это вызывает чувство настоящего приключения, которое не крутится вокруг вас. Расскажу только об одном событии, которое меня поразило. Я подошёл к лагерю гоблинов, и вместо скрытой атаки решил поговорить. Разговаривать они не очень хотели, но я убедил их в том, что избран их божеством. Это было непросто и пришлось использовать бонусные броски кубика и знания из записок, но зато я спокойно ходил по деревне, а огры, сидевшие в той же деревне, дали мне рог, чтобы я мог позвать их на помощь в трудную минуту.
Не прошли эти часы и без неприятностей. В какой-то момент игра перестала делать автосейвы. Пройдя более двух часов без них, я провалил важный диалог и решил перезагрузиться. Как понимаете, с тех пор я сохраняюсь каждые 15 минут и перед каким-то важным событием. Разработчики уже выпустили патч, который должен решить эту и ещё десяток более мелких проблем.
Но играть сейчас можно и нужно, с оптимизацией полный порядок. Я играю на сборке десятилетней давности на высоких настройках, но только при загрузке больших городов чувствую серьёзные просадки на минуту. Очевидно, что при таких масштабах это очень хорошее достижение. Игра даже получила полную поддержку Steam Deck и отлично работает на ASUS ROG Ally, если верить обзорам.
Но консольным игрокам придётся подождать версии для PlayStation 5, которая выйдет только 6 сентября — одновременно со Starfield для Xbox Series X|S. К счастью или к несчастью, версия игры для Xbox задерживается из-за технических проблем с реализацией кроссплея на одном экране и оптимизации под Series S, если верить словам разработчиков. Но ожидание точно будет того стоить, поверьте.
Baldur’s Gate 3 дарит уникальное чувство праздника. Как будто читаешь приключенческую книгу в детстве, и представляешь себя на месте тех самых искателей сокровищ. В такой огромной игре отличные сюжетные ролики, всё в порядке с постановкой и драматургией, про глубину игрового процесса вообще говорить не стоит. Это тот случай, когда игра полностью заслуживает своей популярности и всего хайпа вокруг. Для широкой аудитории появился шанс приобщиться к легендарной серии и настоящей RPG, без каких-либо упрощений и условностей.