Серия God of War вот уже почти двадцать лет развлекает владельцев консолей PlayStation, а главный герой, Кратос, стал настоящим символом жестоких приключений в Древней Греции. Но в 2018 году состоялся перезапуск серии, где постаревший герой поселился в заснеженных скандинавских горах, обрёл семью и покой. Спустя почти пять лет выходит продолжение этой истории. Вышел ли сиквел на новый уровень или это всё та же игра, только с новым сюжетом?
Скажем сразу, что «Рагнарёк» является прямым продолжением предшественницы, и это очень важно. Да, в главном меню можно посмотреть краткий пересказ прошлых приключений, но там будут лишь основные события, вокруг которых строится глобальный сюжет. Основная суть — во взаимодействии персонажей. Для понимания действий основных и второстепенных героев вам стоит сначала пройти перезапуск 2018 года, а уже потом садиться за «Рагнарёк».
Игра сразу же начинается с такого эпика и высокого темпа, что в первый час-полтора получаешь неописуемый восторг. На экране появляются практически все ключевые персонажи, а разработчики не боятся выложить сразу все карты на стол. Если первая часть была камерной драмой о проблеме отцов и детей, то тут вам сразу дают понять, что ставки высоки как никогда, и что опасность грозит всему миру.
С одной стороны, это вдыхает новую жизнь в размеренные и неторопливые скитания старого Кратоса в роли отца-одиночки. С другой, тон сиквела сменяет экшен-драму на просто мега-экшен с трудным подростком в качестве компаньона. Взаимоотношения героев уходят на второй план, а главной задачей становится вселенское противостояние с Одином.
Очевидно, что против такого оппонента нужно собрать максимальное количество поддержки, отчего к третьему часу прохождения игра превращается то ли в Mass Effect, то ли в «Стражей Галактики». Для кого-то это будет поводом с ещё большим желанием пройти игру. Мне же больше пришлось по душе более камерное путешествие, где ценилась каждая фраза, а цель имела символическое значение, нежели рациональное.
Это не говорит о том, что в продолжении скандинавской саги нет драмы или какой-то глубины — наоборот. Есть, и очень даже немаленькая, но она теряется и размазывается по масштабной мировой битве, к которой вы готовите себя и окружающих все тридцать часов игрового времени. Стоило ли оно того? Большой вопрос.
В игре есть время для мелодрамы и рефлексии, а главная смысловая нить, ведущая к финалу, выполнена настолько по-взрослому, что прощаешь сюжету его отход в сторону красочности и уподобление супергеройскому блокбастеру. В финале игра избавляется от всего лишнего, и лишь тогда вновь готова поставить в центр внимания самое важное, ломая стереотипы и ожидания.
За это время вы встретите как старых, так и абсолютно новых персонажей, каждый из них сможет раскрыться с необычной стороны. У кого-то это происходит во время сюжетных заданий, а кто-то сможет показать себя во всей красе только в ходе выполнения побочек. Их тут достаточное количество, а уровень постановки и исполнения порой не хуже основных заданий.
Всё вышеописанное происходит в составе с непрекращающимися маханиями топором, клинками и не только. Боевая система осталась на уровне предыдущей части, но пополнилась новыми приёмами и особыми ударами.
Не сказать, что это глобально меняет ощущения от игры, тем более, что прокачавшись в первой части, в сиквеле Кратос предстаёт абсолютно «обнулённым» персонажем, которого приходится обучать всем приёмам заново. Боевую систему хочется описывать в последнюю очередь. Если она вам понравилась в прошлой части — понравится и тут, а если нет, то глобальных изменений не ждите.
Вы вновь будете находить чертежи брони, наручей и поясов, меняя их по ходу игры и прокачивая с помощью всевозможных предметов для крафта, сундуки с которыми лежат через каждые три метра.
Крафт и создание билдов здесь немного упростили, но интерфейс всё ещё выглядит немного перегруженным, и больше напоминает какую-то RPG, а не сюжетный экшен. К этому мы уже привыкли в игре 2018 года, а сиквел лишь улучшил некоторые аспекты и добавил пару новых элементов. Не сказать, что я запутался в этой системе, но я просто брал наиболее мощный вариант и прокачивал его, пока не находил подходящую замену.
Ближе к середине прохождения вы откроете достаточно приёмов, чтобы адекватно комбинировать и совмещать разные виды атак топором и клинками, нарезая десятки разнообразных противников. Игра избавилась от одного из главных недостатков оригинала — в каждом из миров вас будут ждать враги разной степени разнообразия.
Этого уже достаточно для того, чтобы не видеть одних и тех же троллей, а рубить и красиво добивать разную нечисть. Досадно, что на каждый тип противника выделили одно-два вида добиваний, и ближе к середине игры уже надоедает смотреть на повторы кровавых расправ.
На что ещё надоедает смотреть, так это на некоторые локации, которые не только взяты из игры пятилетней давности, но и используются по несколько раз. Конечно, есть и абсолютно новые, но разработчики не стесняются заставлять нас обходить вдоль и поперёк всю карту и все миры, находя новые сюжетные обоснования.
В каждую из локаций можно вернуться вновь, так как во время прохождения некоторые зоны будут закрыты из-за нехватки особого оборудования, которое вам выдадут позже. Нечто подобное игроки могли встретить в Horizon Forbidden West.
Некоторые локации запоминаются своими боссами, другие — своими загадками или же постановочными моментами. Не будет ни одной, которая пройдёт мимо вас, никак не оставив след в вашей памяти.
Условно-открытый мир позволяет отдохнуть от основных заданий и побродить в поисках спрятанных коллекционных предметов, ну или уже вернуться к ним позже, катаясь на санях или лодке, рассматривая, где есть что-то интересное.
Несколько раз случалось так, что я просто останавливался на несколько минут, получая аудиовизуальное удовольствие от местных пейзажей. Не сказать, что графика тут особо выдающаяся (всё же игра разрабатывалась с огромной оглядкой на PS4), но и претензий к ней быть не может. На лицах главных героев видно каждую пылинку, а мир наполнен сотнями мелких деталей. На PlayStation 5 игра отлично выглядит в режиме «производительности» с динамическим 4K и 60 FPS, и отличий от режима «качества» с нативным 4К при 30 FPS по чёткости картинки я не заметил. Ради более плавного геймплея имеет смысл выбирать динамическое разрешение.
А вот что замечаешь, так это постоянные скрытые загрузки, спрятанные за проходами в узкие пространства, медленными пешими прогулками и прочими хитростями. Каждые пять-семь минут тебя обязательно запихнут в какое-то «бутылочное горлышко», где ты минуту будешь ползти в тесном коридоре, пока игра подгружает следующую локацию.
Казалось бы, такая незначительная мелочь, но она рушит всю магию этого мира и сильно мешает темпу игры. Очевидно, что это костыли от версии для PlayStation 4, но это слишком сильно влияет на погружение. Те же Horizon Forbidden West и Spider-Man Miles Morales тоже выходили на обеих платформах, но им удавалось создавать иллюзию огромного бесшовного мира, то самое ощущение «некстгена».
По итогу God of War: Ragnarok нельзя назвать полноценным сиквелом (наверное поэтому разработчики и не поставили двойку в названии), но и обычным DLC для первой части такой труд назвать сложно. Эта та самая вторая глава саги, выполненная на том же уровне, что и первая часть, с некоторыми поправками на масштабность.
Складывается ощущение, что ты просто продолжаешь играть в игру пятилетней давности, хоть и выглядеть она стала гораздо свежее. И если брать сумму двух игр, то «Рагнарёк» достойно развивает начатое, ставит яркую и необычную точку в приключениях отца и сына. Отдельно же игра воспринимается довольно спорно и вторично, больше напоминая наивные, предсказуемые и не всегда логичные фильмы от Marvel, нежели мрачные и жестокие истории героев, ушедших в тень.
Фанаты будут в диком восторге от возросших ставок, а все остальные просто получат ответы на вопросы, которые оставила первая часть. Новая God of War может и должна понравиться большинству игроков, вне зависимости от предпочтений. Стоит лишь немного успокоить свои ожидания, и вы точно не пожалеете.