«Однажды в... Зеровилле». Старый Голливуд глазами Джеймса Франко

19 сентября 2019 года в широкий прокат вышла новая режиссерская работа Джеймса Франко — «Зеровилль» Что это за фильм? О чём он и почему на него стоит сходить? Давайте разбираться. 

«Зеровилль» — это экранизация одноимённого романа американского писателя Стива Эриксона. Сюжет фильма, как и сюжет книги повествует о жизни Айка Джерома.

Айк — студент факультета Архитектуры, страдающий от аутизма и буквально одержимый фильмами. В 1969 году он попадает в стремительно меняющийся под влиянием секса, наркотиков и рок-н-ролла Голливуд. Совсем скоро Айк получает работу монтажёра, знакомится со многими известными личностями того времени, влюбляется и, сам того не замечая, постепенно «теряет голову». 

Темы, заложенные в сюжете книги, также были перенесены в сценарий картины и раскрыты. «Зеровилль» рассказывает об одержимости увлечениями и любовью, показывает к каким последствиям это приводит и как глубоко кино может проникнуть в нашу жизнь, повлияв на восприятие мира. 

Подача истории в фильме сделана еще интереснее, чем сама история. По началу всё идет своим чередом, но по мере развития почти документальная история о Голливуде семидесятых превращается в артхаус. У главного героя постепенно стираются границы сна и яви, мечты и реальности.

И пусть практически на протяжении всего фильма Франко даёт нам возможность посмотреть на своего же героя со стороны, в некоторых эпизодах очень трудно не запутаться. 

Самих действующих героев здесь немного, все они довольны типичны для подобного рода истории. Джеймс Франко, как вы уже поняли, играет Айка — вспыльчивого и немногословного парня, который под впечатлением от фильма «Место под солнцем» набивает себе на затылок татуировку с изображением главных героев, и под влиянием этого же фильма решается на судьбоносную поездку в Голливуд.

Соледад — зазноба Айка и актриса фильмов класса «B», которая снимается исключительно благодаря своей внешности. Её играет Меган Фокс.

Джеки Уивер предстала перед нами в образе монтажёра времен золотой эры Голливуда, внезапно оборвавшейся в конце шестидесятых, и наставника главного героя. Уилл Фарелл неплохо вписывается в роль Ронделла — продюсера начала семидесятых, эго которого, кажется, возвышается над голливудскими холмами. 

События фильма развиваются практически сразу же после описанного и показанного временного отрезка в тарантиновском «Однажды в… Голливуде», но по атмосфере это совсем разные фильмы. Напряжение в «Зеровилле» чувствуется всегда, и достигается такой эффект даже не изображением, а общим психологическим подтекстом фильма.

С тарантиновской новинкой «Зеровилль» роднит так же и то, что, как и «Однажды в… Голливуде» — это своего рода дань уважения эпохе и истории кино в целом. Аутентичные автомобили и автокинотеатры, первые концерты панк-рокеров с рейвами, многочисленные «косяки» в бардачках машин и т.д. 

Пожалуй, это один из лучших трибьютов кинематографу, наравне с «Однажды в… Голливуде». 

Начать стоит с того, что кинематографом здесь интересуются все: от главного героя до воришки, который при неудачной попытке ограбления, остаётся в доме, чтобы посмотреть «Сансет Бульвар». 

Кино здесь не только смотрят и обсуждают, его ещё и снимают. Один из друзей главного героя — сам Джон Милиус, сценарист «Апокалипсис сегодня», в исполнении харизматичного Сета Рогана. Он же зовёт Айка на съёмки фильма, подозрительно похожего на шедевр Фрэнсиса Форда Копполы.

Персонаж Рогана также приглашает главного героя на встречу независимых режиссёров, на которой до боли похожий на Джорджа Лукаса человек рассказывает о том, что в его фильме будут дроиды. На этой встрече присутствует и начинающий режиссёр, который хочет снять фильм об акуле, терроризирующей вымышленный курортный городок Новой Англии. 

Поверьте, если вы фанат кинематографа, то большую часть фильма вы будете смотреть с улыбкой на лице. 

Посмеяться смогут не только поклонники кинематографа, но и обычные зрители — в фильме хватает забавных ситуаций. «Зеровилль» относится к жанру трагикомедии и, пожалуй, это один из лучших представителей этого жанра.

Но прежде всего, «Зеровилль» сугубо авторский фильм. Джеймс Франко постарался показать, насколько он любит кинематограф и насколько велика значимость кино как вида искусства в жизни каждого из нас. Эту возможность он использовал на все 100%. 

Что ещё порадовало лично меня? 

Композиция кадра, особенно в случае с открывающими ту или иную сцену. Как и в других фильмах, открывающие сцены эпизодов служат, чтобы показать обстоятельства, в которых разворачивается сцена, но в «Зеровилле» они сделаны невероятно стильно.

Цветокоррекция и работа с освещением заслуживает отдельной похвалы. Сцены с неоновым светом, а также снятые в полумраке выглядят очень красиво и доставляют невероятное удовольствие. 

Фильм, кстати, изобилует сценами снятыми в Ч/Б. Их используют, чтобы показать сны Айка. 

Так почему же у такого замечательного фильма всего 24% «свежести» на сайте «Rotten Tomatoes», а на сайте IMDB оценка (пока что) безуспешно пытается подняться до семи? Вероятно, рецензенты не были «опьянены» количеством отсылок к истории кинематографа или просто их не поняли. 

Круг людей, настолько сильно увлечённых кинематографом, как мне кажется, очень узок. А фильм строится не просто на увлечении кинематографом, а на одержимостью им. И если для понимания задумки Тарантино в «Однажды в… Голливуде» достаточно было пару раз зайти на «Википедию», то в случае с «Зеровиллем» нужно ещё этот замысел найти в сюжете, что существенно уменьшает его шансы быть принятым широкой аудиторией. 

Показывая зрителю процесс обучения Айка мастерству монтажа, «Зеровилль» порой упускает из вида важные подробности его, например, личной жизни. Первые две сцены с совместным участием Айка и Солидад невероятно отличаются по уровню близости героев. В первой — они знакомятся. Во второй — они уже, как минимум, хорошие друзья, при том, что при знакомстве Айк сумел из себя выдавить лишь пару неловких фраз. Где любовь?

Говоря об отношениях между персонажами Джеймса Франко и Меган Фокс, многие отмечают, что их показано преступно мало, но на мой взгляд, эти самые отношения служат одним из катализаторов безумства Айка. Да, бывают перегибы, как в случае с их первыми совместными сценами, но основные события, которые действительно влияют на Айка, в фильме присутствуют.

Как я уже сказал, в некоторых эпизодах фильма очень трудно не запутаться, это отмечают и критики. Некоторым, судя по комментарием, вообще было трудно разобраться в финальной части фильма.

Я бы не стал рекомендовать этот фильм всем и каждому. На мой взгляд, это настоящий артхаус.

Если вы фанат истории кинематографа, любите большое количество отсылок, психологию и сюжеты, замысел которых не лежит на поверхности, то вам определенно стоит увидеть этот фильм. Если же вы не поклонник столь специфических произведений — идите только на свой страх и риск.

Похожие материалы