Первая часть головоломки от создателей Serious Sam вышла практически десять лет назад. Всё это время любители жанра вспоминают необычную и странную игру только восторженными словами.
Первая The Talos Principle была не самой технологичной или высокобюджетной игрой. С виду простенькая головоломка скрывала внутри серьёзный религиозно-философский смысл и густую атмосферу симуляции, которую нужно обязательно преодолеть. Разработчики не стеснялись резко увеличивать сложность головоломок, а вокруг расставляли настолько много различных источников информации, что приходилось параллельно вести целый конспект, чтобы уместить в голове все цитаты, отсылки и концепции.
За свою сложность и концептуальность игра заслужила звание одной из лучших игр в жанре. На Youtube можно найти десятки видеороликов с разбором философских концепций, представленных внутри.
Все эти годы хорватская студия Croateam трудилась над сиквелом, а мы со дня релиза целую неделю разминали мозги в живописных окрестностях Нового Иерусалима.
Игра продолжает сюжет первой части. Симуляция уже позади, а вы рождаетесь в футуристичном Новом Иерусалиме под счастливым номером 1000. Только потом вы поймёте, что номер этот не такой уж и счастливый, а прекрасный город скрывает множество тайн. Завершив обучение, вы попадёте на торжественную речь местного мэра, которую прерывает голограмма древнего Прометея. С этого момента начинается ваше приключение за стены города.
В путешествии вас сопровождает целая команда андроидов, каждый из них обладает своей ролью и характером. Спустя десяток часов уже появятся свои любимчики. В процессе получится не только пообщаться со множеством героев, но и выбрать свои реплики, влияя как на происходящее, так и на концовку. Хоть в основе всего снова головоломки, но социальной и сюжетной части здесь уделено большое внимание. Без изучения мира и общения с жителями вы не поймёте и трети игры.
Тут мы переходим к основной механике — головоломкам и загадкам. За всё прохождение вы решите более сотни задач разной сложности, и легких тут точно нет. Во время обучения вы сами освоите базовые правила, но первая реальная загадка уже преподнесёт сюрприз в виде нового предмета, свойства которого вы поймёте только на практике. По такой логике строится вся игра.
На каждом этапе вы должны решить 8 основных головоломок и парочку бонусных. Каждая из них построена таким образом, чтобы путём проб и ошибок вы постепенно пришли к решению. За всё время не было встречено ни одной задачи, которая бы решилась очевидно и предсказуемо. А вот посидеть пару минут, прикинуть разные варианты, или даже выключить игру, а на следующий день сесть со свежей головой и за раз всё решить — постоянно.
Спустя несколько часов разработчикам удаётся нащупать такой уровень сложности, что после каждого удачного исхода вы чувствуете себя триумфатором, и самым умным. Будто вы единственный, кто смог соединить все эти лучи в правильном порядке, и само решение тоже придумано вами. Со временем набор инструментов будет увеличиваться, а загадки становиться более детальными, но без перегибов. Игра с самого начала говорит, что многие задачи можно решить несколькими способами, и поиск своего, неочевидного решения, тут вполне возможен.
После череды выполненных задач вас отправят зажечь луч в башне, в процессе чего вы не только увидите потрясающие пейзажи и архитектуру, но и построите мост из заготовленных деталек, а также выслушаете новую порцию игрового лора и древних мифов.
Всё вокруг будто ждёт взаимодействия с вами: местная социальная сеть, общение в которой несёт реальные последствия, древние статуи, активирующие секретные звёзды, древние лаборатории с разработками предков и так далее. Условно-открытые локации поощряют адекватное исследование, но игровой мир не терпит невежд, которые пропускают диалоги и не читают дневники.
Очутившись в мире The Talos Principle 2, вы мгновенно ощутите насколько выросли ставки. Ваше поселение андроидов сталкивается с кризисом по всем возможным факторам: политика, религия, наука. Решение головоломок с лучами, гравитацией и порталами напрямую связано с повествованием. Прогулки по потрясающим локациям и общение с поселенцами создают невероятное ощущение какой-то игры совершенно иного уровня. Это, однозначно, игра не для всех, но, неторопливо изучая её мир, вы получите удовольствие, схожее с прочтением серьёзной книги или целого курса по философии, религии и политике. И для игры-головоломки — это высшая похвала.