В апреле вышел финальный эпизод единственной в своём роде фэнтезийно-биографической сказки о российских панках. Каким получился сериал «Король и Шут»? С уверенностью можно сказать одно — он оставляет после себя смешанные впечатления. Шоу вышло неоднозначным — как в хорошем, так и в плохом смысле.
Напомним для тех, кто не в курсе, о чём вообще идёт речь. Сериал основан на истории становления музыкальной группы «Король и Шут», появившейся в начале 90-ых. Сюжет не только рассказывает биографию музыкантов — в сериях также можно увидеть фантастический мир, населённый всякого рода нечистью. За основу для его создания взяли песни рокеров.
Главными героями, вокруг которых разворачивается весь сериал, стали фронтмены группы Михаил Горшенёв «Горшок» и Андрей Князев «Князь».
Начало сериала вышло, мягко сказать, не очень. Первые две серии вызвали желание выключить распиаренную панк-сказку, чтобы больше никогда про неё не вспоминать. В двух эпизодах оказалась собрана какая-то мешанина событий из разных отрезков времени. Все эти разрозненные куски были сняты так плохо и гротескно, что могло показаться будто их снимали какие-то школьники-любители.
Постановка сцен выглядела нарочитой и слишком утрированной. Особенно странно было наблюдать момент, когда на концерте панков встретились брутальные рокеры и типичнейшие бандиты из 90-ых, эдакие дерзкие мужички при пиджаках и цепях. Возможно, такое и в самом деле имело место быть, но показать данную стычку можно было и менее карикатурно — так, чтобы пилотная серия «Короля и Шута» не была похожа на дешёвый анекдот.
Но постепенно становилось всё интереснее. У сериала прорисовывался какой-никакой сюжет. В основной канве происходила типичная для рок-группы история: музыканты пьют, употребляют наркотики и устраивают дебош. В фэнтезийной линии сюжета нам показывали, как двое лучших друзей, Князь и Горшок, отправились на поиски украденной колдуном принцессы. По пути они сталкивались с различными сложностями, нечистью и проверяли свою дружбу на прочность.
Созданный режиссёром сказочный мир явно пытался уравновесить мрачную реальность, в которой жили и творили музыканты. В нём действовали все основные законы сказки: добро всегда побеждало зло, любой мог стать героем, а принцессы доставались простым, но настойчивым дуракам.
Сказочная часть оказалась действительно интересной и необычной. У фанатов наконец-то появилась возможность посмотреть, как выглядит «Мёртвый анархист» из одноимённой песни, а также узнать, зачем дурак ловил в сумку молнию. Но, конечно, не обошлось без минусов.
Визуально сказочные флешбэки не выглядят как что-то, что снимали в 2023 году. Мир уже увидел нового «Аватара» и «Дом дракона» с летающими ящерами, а тем временем у создателей «Короля и Шута» не хватило денег на приличные костюмы и декорации. Кажется, что героев нарядили в карнавальную одежду, найденную где-то в сундуках старого театра.
Различная мелкая нечисть, которую встречали Князь и Горшок во время своего путешествия, совершенно никак не запомнилась — она не выглядела ни впечатляющей, ни интересной. Про какие-то визуальные эффекты и вовсе лучше промолчать.
Внешне сказочная часть выполнена слишком дёшево, топорно и сердито. Возможно, создатели хотели передать ламповую атмосферу того, как сказку могли бы снять в 90-ые, но даже при таком раскладе задумка ощущалась странно и не слишком убедительно.
Основная сюжетная часть при этом выглядела получше, благо тут не потребовались костюмы троллей или горбунов. Главных героев всего-то надо было нарядить в соответствующую рокерскую атрибутику. Однако в данном случае вопросы вызвала игра актёров.
Кажется, что в сериале действительно постарался только Константин Плотников, который сыграл Горшка. Моментами хотелось поверить, что музыкант на самом деле ожил и снялся в шоу про самого себя. Актёр отлично вжился в роль мятежного панк-рокера, побывавшего в различных изменённых состояниях сознания. Ещё один плюс — ему практически идентично удалось передать манеру, с какой говорил рокер. А это наверняка было непросто, ведь у Горшка отсутствовала часть передних зубов.
Второй актёр главной роли — Влад Коноплёв — справился не так блестяще. В его исполнении Князь не выглядел крутым панком. В сериале он показан настолько слащавым внешне, что порой его можно было перепутать с солистом «Руки вверх» Сергеем Жуковым в молодости.
Не обошлось в «Короле и Шуте» без привычных российскому кинематографу актёров: в сериях можно было увидеть Александра Клюквина («Папины дочки», «Измены» и десятки других сериалов) — он сыграл отца Горшка и короля из сказки. К игре актёра нет никаких претензий, просто немного странно, что для такого формата шоу выбрали уже примелькавшегося на ТВ заслуженного артиста России, а не новое лицо.
Самым любопытным персонажем в сериале можно назвать Шута. Изначально могло показаться, что дьявольское создание озвучивал известный юморист Александр Гудков, но нет. Оказалось, что в этой роли снялся Евгений Ткачук. Ему достался образ вечно преследующей Горшка галлюцинации, которая подталкивает его уйти из жизни и попутно натворить множество неприятных дел.
Концепцию данного персонажа можно назвать самой интересной, потому как он единственный, кто побывал в обеих сюжетных линиях. Шут стал чем-то вроде связующего звена между реальностью и миром сказки — и это, надо сказать, весьма неожиданный ход.
Если рассматривать «Короля и Шута», как обычный сериал, то на этом обзор можно было бы закончить. Однако шоу является отчасти биографическим, поэтому вокруг него разгорелись достаточно жаркие споры фанатов музыкальной группы.
К примеру, множество претензий вызвал персонаж первой жены Горшка — Анфисы. Её безумный и утрированный образ многим пришёлся не по вкусу. Но в данном случае в этом нет вины самой актрисы Валери Зоидовой — её поставили в столь замысловатые рамки создатели сериала.
В реальности персона настоящей Анфисы окутана лёгкой тайной — про неё не так уж много известно. Скорее всего, по этой причине режиссёр решил сделать её образ несколько нереальным и нарочитым: в один момент Анфиса рассуждает о глубокомысленных вещах, в другой — ведёт себя не лучше отъявленного гопника с района, крушит всё подряд и орёт благим матом.
В то же время создаётся некоторая нереалистичность её существования, словно она является плодом воображения постоянно находящегося под кайфом Горшка.
Однако больше всего возмущения у зрителей вызвало то, как в сериале показан сам Горшок. Не всем пришлось по вкусу, в каком свете выставили их кумира и близкого человека. К примеру, Ольга Горшенёва (вторая жена Михаила Горшенёва) не так давно высказалась в соцсетях на тему сериала. По её словам, образ её мужа совсем не соответствует действительности:
«Михаила не то чтобы показали не с той стороны, а будто бы специально гиперболизировали слабости и сделали антогонистом».
Она посоветовала режиссёру нырнуть поглубже и не транслировать поверхностную картину в массы. Также, по мнению супруги Горшка, сериал опорочил его память.
Мнение вдовы нашло горячую поддержку. Уже при просмотре первых эпизодов было ясно — в сериале, в работе над которым активное участие принимал Андрей Князев, нарочито выставлено противостояние Князя и Горшка в пользу первого.
Будто бы Князь являлся идеальнейшим другом и человеком, который только и делал, что спасал непутёвого сотоварища по группе. Его персонажа не могло сломить ничто — даже наркотики, которые он попробовал по прихоти Горшка.
Однако в одном из эпизодов всё же был показан настоящий криптонит музыканта — его «сломало» пренебрежительное отношение лучшего друга, Горшка. В этой серии музыкант с горя калечит себя и едва не отправляется на тот свет. После он принял решение покинуть группу, но и тут обиженный Горшок не дал ему покоя, мешая давать сольные концерты.
Помимо того, что Горшок не давал бывшему лучшему другу и спасителю строить карьеру, в сериале бесконечное множество времени отведено тому, как он пытался угробить свою жизнь наркотиками и пьянством. Практически всё экранное время занимали трипы музыканта, его отлёживание в рехабе и новые ломки.
Видимо, смотреть, как Михаил Горшнёв сочинял песни и ставил спектакль «Todd», было бы не так увлекательно, как наблюдать за его рушащейся жизнью.
Попытку обелить фронтмена группы предприняли лишь в самом конце. В последней серии Горшка неожиданно показали чуть ли не образцовым семьянином, который хотел бы ещё пожить и много чего сделать, но увы. Было слишком поздно. Смерть буйного и неспокойного музыканта показали тихой и какой-то домашней. В реальности же основной причиной его гибели считается передозировка.
По итогу сложилось ощущение, что сериал стоило назвать «Князь и Горшок», а не «Король и Шут». Ведь по факту о самой группе в шоу рассказано очень мало — только основные детали, да и то не все. В сериях большую часть отдали именно наркозависимости фронтмена, а не тому, как он вместе с товарищами по цеху придумывал песни, снимал клипы и готовил масштабную постановку в театре.
Даже уход первых участников из группы показан настолько смазано и быстро, что этого можно было и не заметить. Про то, как «КиШ» расстался со скрипачкой Машей и вовсе ни слова сказано не было.
Качественного байопика всё же не вышло. Сериал определённо можно было сделать лучше и менее оскорбительным для памяти Горшка. Но нельзя отрицать, что интересный проект у режиссёра Рустама Мосафира тем не менее получился. Как минимум можно сказать спасибо за то, что песни группы вновь обрели небывалую популярность.