Волна ремейков накрыла с головой и даже потопила под собой мир полного метра. Кажется, что оригинальных проектов уже и нет совсем – сплошные ремейки, продолжения, ремастеры. Кризис идей и стагнация жанра развлечений становится всё ощутимее и ощутимее, не хватает свежего глотка воды или полной перезагрузки.
Когда-то через подобную ситуацию прошёл и жанр слэшеров, некогда выстреливший в прошлом веке. Первые представители этого жанра и правда были интересны и любопытны с точки зрения фана и той аудитории, на которую они были рассчитаны. Одним из таких проектов стал фильм-экранизация одноимённой книги «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», вышедший в 1997 году. Теперь же, когда жанр слэшера сам себя успешно и убил, пришло время снова окунуться в него.
Вот только сценаристы решили забить на придумывание оригинального сериала и просто засунули полуторачасовой фильм в формат мыльной оперы на 9 часов. Стала ли эта затея удачной? Давайте разбираться.
Отбросим в сторону вышедшие продолжения оригинальной франшизы, и, перед тем как приступить к сериалу, немного поговорим про самую первую часть. Но начать надо в принципе с такого замечательного жанра как «слэшер». Жанр великолепен для вечерних посиделок, когда надо отключить мозг и просто насладиться кровью, фаном и комичным страхом.
Если вдруг вы не смотрели классические фильмы подобного жанра, то самая ближайшая аналогия — девятый сезон «Американской Истории Ужасов», действия которого разворачиваются в лагере. Этот сезон — отличная дань уважению именно тем-самым фильмам из 90х: наивным, кровавым и крутым. Самый главный столп слэшера — меньше слов, больше дела.
И оригинальный фильм идеально справлялся с этой задачей. При всей своей простой структуре и при том, на какую аудиторию он был рассчитан – фильм смотрится легко и с удовольствием и по сей день, вызывая именно те эмоции, которые и вкладывали в него создатели. Фильм определённо проходит проверку временем.
За все полтора часа хронометража нет абсолютно никаких отвлекающих от кор-составляющей моментов. Перед нами и коротенькая не утомительная завязка — знакомство с героями, кратко и лаконично описывающие их характеры, а в дальнейшем и изменение в их поведениях, на которые не нужно было тратить уйму текста и времени, чтобы донести до зрителя. Всё происходит на визуальном уровне.
И, собственно, сам слэшер, который занимает почти всю временную составляющую картины, и даже какую-никакую драматическую линию: вставили фоном, от отсутствия которой вряд ли бы что изменилось, но и присутствие которой тоже не помешало.
Все эти малые составляющие жанра собраны очень хорошо, им уделено времени именно столько, сколько нужно, и идут они в своём порядке. Да, сейчас фильм выглядит наивно, местами глуповато, но он всё равно имеет свой характер, ту черту, которая запоминается и узнаётся среди кучи других проектов, выходящих и по сей день.
А самое удивительное — даже спустя столько времени сама картинка и операторская работа выглядят очень красиво и атмосферно, и даже как-то непривычно для жанра: пролёты камеры, кадры с воздуха с вертолёта, даже дёрганные движения камеры-крана и съемка без стабилизации добавляют этой тёплой атмосферы девяностых.
Такие фильмы в своё время задали целый тренд на жанр, прямо как супергеройская тематика в десятые. Они задали общую формулу и канон, но, к сожалению, как бывает со всем популярным, в попытках собрать побольше денег, слэшеры изжили себя, затонув в собственной тупости и самоповторах.
И вот, спустя десятилетия, на арену выходит сериал «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». И не где нибудь, а на сервисе Amazon Prime, в последнее время радующем нас исключительно качественными проектами. Может, данный сериал реанимирует молодёжные слэшеры? Привнесёт что-то новое в жанр, заставив всех охнуть, как от творений Майка Флэнегана? Давайте разбираться.
Для начала хочу напомнить, что в 2015 году была попытка перевести франшизу «Крик» в сериал с аналогичным названием, которую предпринял канал MTV. И это был вполне себе неплохой забавный сериал, который даже пытался пародировать подобный жанр (учитывая, что оригинальный «Крик» задумывался также как пародия), но который повяз в излишней драматической составляющей и затянутости. Понятное дело, что долгий хронометраж не идёт на пользу кромсанию персонажей на кусочки, и в итоге сериал так и не завершили.
Тогда это было некое напоминание, о котором я отчётливо вспомнил во время просмотра «Лета», что слэшеры — это не про глубину сюжета, и не про драму. Это должно быть драйвово, кроваво и с кусками тел. Ну и весело, иногда, хотя, для некоторых людей слэшер — это всегда весело.
Когда ты хочешь перенести полуторачасовую мясорубку в девять почти что часовых эпизодов, ты должен помнить об этом, и помнить, что тебе всегда надо держать зрителя в напряжении и подкармливать расчленёнкой и экшеном. Что убийства в слэшере не должны происходить раз в две серии. Они должны быть чаще, чем раз в одну! В 2017 году у канала SyFy вышел потрясающий проект «Кровавая гонка», который был по духу максимально близок к «тем-самым» слэшерам, и он вполне мог бы удовлетворить любителей подобного, но, к сожалению, был закрыт после первого сезона.
Ну а мы возвращаемся к нашим баранам. Козам, буквально. С первой серией уважаемые шоураннеры решили очень сильно окунуть нас в молодёжную жизнь, чтобы мы уж точно не забыли, что действие происходит у молодёжи 2021 года: секс-трах-секс, голый член, тикток, куча медиа-слов, геи, лесбиянки, повестка тут и там, туса, наркотики, ещё секс-трах-секс.
Появляется ощущение, что смотришь либо новый сезон «Эйфории», который пытаются снять студенты, либо какой-то кринжовый туториал в стиле «как быть молодым подростком и вести себя максимально по-шаблонному», но никак не слэшер с подобающей атмосферой. Стоит отдать должное — в сериале, как и в оригинальном фильме, довольно крутая музыка. Да, теперь она современная, но настроение по-прежнему задаёт.
Во время убогой экспозиции и знакомства с героями, подливать масло в огонь начнёт и отвратительный монтаж. Рваные, резкие смены кадров, будто таймлайн просто резали в рандомных местах, и довольно странные диалоговые ракурсы, которые скомкают твои мысли окончательно, чем помогут разобраться что есть что. Занимательно, что картинка выглядит довольно неплохо, да и снято приятно, за исключением моментов тремора у оператора, но вот монтаж…
Я ждал изменений и отклонений от оригинала, и, да, они тут есть. Причина нынешнего инцидента на дороге изменена. Но в новых реалиях, в новых условиях, у героев напрочь отбивается причинно-следственная связь, все действия и диалоги выглядят максимально тупо, по-детски, и оставляют больше вопросов, чем ответов. Не такие изменения ожидаешь увидеть, конечно.
Героев хоть и стало больше )видимо, для увеличения «слэшерности»), вот только они стали абсолютно скучными, пустыми и за ними совершенно неинтересно наблюдать, будто бы в какой-то игре встретил болванчиков-мобов, которые скоро пойдут на мясо. В принципе, слэшеры и созданы для подобного, но при этом, когда ты пытаешься забить хронометраж, помимо убийств, тоннами диалогов, экспозицией и драмой, а у тебя актёры то ли не знают, что им играть, то ли не умеют, а диалоги вообще будто из мелодрамы бразильской взяты, то итоговой результат удручает.
А разговоров и драмы тут очень много, ОЧЕНЬ, даже в фильмах Тарантино нет столько слов. Помните, как я говорил, что в фильме составные части идеально работают? В сериале не работает абсолютно ничего, потому что создатели попытались намешать всего подряд, забыв про самое главное — меньше слов, больше дела.
Пожалуй, это один из немногих примеров такого проекта, в котором ты больше сопереживаешь антагонисту, чем героям, желая, чтобы их всех скорее переубивали. Вот только убийств забыли подвезти, а всем остальным — пофигу. И не поймёшь, кому тут больше пофигу: актёрам, сценаристам или же зрителям наблюдать за таким цирком.
Карикатурные испуги-взвизги под резкую музыку прямиком из 90-х совсем не спасают ситуацию. Нет, один плюс всё же есть в сериале! Сцены убийств сняты довольно красиво, смачно и со вкусом. Но это было бы главным и основным достижением, будь их куда больше в рамках хронометража.
Пожалуй, жанр слэшеров — это всё-таки не тот жанр, который нужно переносить на малый экран, он довольно специфичен и работает только при правильных условиях уравнения. Слишком скучно, слишком пусто, слишком затянуто. Нельзя драйвовые картины разбавлять ненужными диалогами и драмами, нет, нужно, чтобы что-то постоянно происходило. Даже если это не фановая атмосфера, как в той же «Смертельной Гонке», а, наоборот, мрачная и тягучая, динамика совершенно не должна страдать — она должна работать и выдавать экшена на все 120%.
Пока хронометраж не сократят до привычных 40 минут, а ещё лучше, если и того меньше, пока то, за чем приходит зритель, не начнёт происходить на экране каждые 10 минут, пока и без того пустые персонажи не перестанут прерываться на никому не нужные драмы и разговоры, а самое главное, пока создатели не перестанут паразитировать на старых франшизах, пытаясь заново поставить их на конвейер, не предлагая абсолютно ничего нового и идя по стопам одних и тех же клише и шаблонов, особенно с темой школьников — у нас так и не появятся нормальные сериальные слэшеры. Я очень надеюсь, что их время ещё придёт, и люди научатся снимать хорошее мясо в рамках многосерийных проектов.
Фильмы 90-х не блистали глубиной, но их создатели знали, для чего они их снимают, и как их надо снимать. Они не претендовали на большее, пытаясь угодить всем и каждому, залезая попутно в остальные жанры, в отличие от современных проектов, которые создаются не пойми ради какой цели, ведь с низких рейтингов даже денег себе в карман не положить. Сравнивая подобное легко заработать синдром утёнка, но я всё равно рекомендую лучше пересмотреть или просто посмотреть оригинальный первый фильм, чем браться за сериал, ведь раньше и правда было лучше.