Тема психологии развивается всё активнее и активнее, особенно, в последние годы. И, там, где есть спрос, рождается и предложение, захватывая своими лапищами разные сферы нашей жизни. Вот и на малом экране эта тема расцветает во всей красе. Отправной точкой стал отличный сериал Бондарчука «Псих», а теперь ТНТ Premier представил свою версию сумасшедших покатушек под названием «Инсомния» с Гошей Куценко во главе. Стоит ли тратить время на новый отечественный сериал? Сейчас разберёмся.
В самом начале хочу отметить, что перед нами — процедурал, а не чистый сюжетный сериал. Да, его всё ещё связывает общая сюжетная линия, но для меня стал необычным выбор подобного формата сериала на данную тематику. Само же действие крутится вокруг героя Куценко — психотерапевта-гипнолога, который, по традиции, будучи человеком психологических наук, не может разобраться даже в своей голове. Буквально с первых же секунд нас погружают в довольно вязкую атмосферу безумия, в пучину сознания главного героя, которая будет сопровождать и персонажа, и нас, на протяжении всех серий.
Бросается в глаза каст и техническая сторона сериала. Потрясающие мощные актёры, такие как Ирина Старшенбаум, Мария Миронова, Александр Робак и другие, знают своё дело на все сто и отлично справляются со своими задачами! Даже дети ведут себя вполне убедительно. Голос Куценко идеально подходит для гипнотических сеансов, и сам он вроде бы вполне неплохо смотрится в роли психолога, но ему словно что-то не хватает, будто какая-то скованность из-за того, что Гоша не до конца понимает, как ему играть.
Возможно, первая серия снималась отдельно от всего сериала, потому что далее всё окончательно встаёт на свои места: Гоша и ко полноценно входят в роли, сюжет начинает двигаться, и сериал, полноценно встав на рельсы, начинает мчаться на всех парах к зрителю. С каждой серией качество сериала не падает, а наоборот, продолжает расти.
И всё бы ничего, но тут появляется гигантский жирный минус сериала. Создатели зачем-то решили отойти от чистой психологии и сдвинуться в тему мистицизма, что, на мой взгляд, вообще не пошло на пользу, а только сбросило напряжение и ожидание от именно психологической составляющей. Такой подход напомнил чем-то сериал «Behind Her Eyes», в котором, то ли из-за сценарного кризиса, то ли из-за незнания, как выкрутить психологический финал, историю повели путём мистицизма, что абсолютно разрушило восприимчивость тайтла. И, к сожалению, в «Инсомнии», как только ты настраиваешься на психологию, всё начинает подрывать этот момент. Также картину портит и реакция героев на подобные происшествия — все почему-то спокойны и делают вид, будто так и должно быть, хотя ещё в первой серии, герой Куценко ясно выразил негативные мысли касательно всяких духовных вещей.
Убедительности не добавляет и элемент гипноза. Да, я в курсе, что такое практикуется, но в данном сериале это выглядит слегка нелепо. Вряд ли подобный подход можно назвать профессиональным (хотя, учитывая, как терапевт ведёт себя со пациентами, то вопросы отпадают). К этому добавляется ощущение, что и в целом действия в сериале происходят как-то слишком просто, будто всё работает по щелчку пальцев.
И, честно говоря, эти пункты были бы критичными, если бы их не перекрывала довольно крепкая драматическая составляющая проекта – истории, за которыми интересно следить и ты правда переживаешь за их участников, вкупе с актёрской игрой, картинкой и музыкой. При всех этих составляющих, озвученные минусы не уходят, но переносятся на задний план, не сбивая с просмотра сериала.
А теперь подробнее о технической стороне. Картинка — вау! Алишер Хамидходжаев — оператор, которым восторгалась Валерия Гай Германика, ожидая его специально для «Все умрут а я останусь», от работ которого и я прихожу в восторг — и в этом проекте сотворил чудеса. Камера словно танцует, а не снимает, выплясывая пируэты, задерживаясь в долгих крупных ракурсах на героях и добавляя мизансцены и внутрикадровый монтаж. Подобная картинка для русских веб-сериалов — это очень хорошо, а дополняющий её приятный цветокор так совсем не позволит вам отнять глаз от экрана.
Очень важный момент — переозвучка на постпродакшене сделана довольно хорошо. Наконец-то героев слышно нормально и нет ощущения, что тебе просто переозвучивают актёров, бубня в микрофон. Хотя, небольшие погрехи в уровнях всё-таки присутствуют в некоторых сценах, да и что-то Александр Робак в этом плане подвёл — слова актёра почти невозможно разобрать. Зато музыкальное сопровождение в «Инсомнии» на таком же хорошем уровне, как и визуальная составляющая.
Я специально не стал сравнивать «Инсомнию» с «Психом». Да, это похожие проекты, но всё-таки это совершенно разные сериалы, каждый из которого заслуживает отдельного внимания, не сбиваясь на сравнения. И конкретно «Инсомния» кажется интересным и в меру захватывающим представителем волны русских-веб сериалов. Да, в нём есть недочёты, но самое главное — они не критичны, и сильные стороны тянут одеяло на себя, что позволяет спокойно смотреть серию за серией.