Вышедшая в 2017 году экранизация первой части романа Стивена Кинга «Оно» потрясла мир кино.
Во-первых, сценарий фильма стал одним из немногих примеров удачной адаптации действительно большого литературного произведения. Во-вторых, лента стала достойным представителем жанра хороров в мире победивших «скримеров». В-третьих, авторам фильма удалось найти баланс между юмором и ужасом.
В совокупности эти факторы позволили фильму получить высокие оценки критиков и зрителей, а также подняли уровень ожидания экранизации сиквела.
Вторая часть романа стала заметно смелее. Расхождений с сюжетом книги стало гораздо больше, равно как и увеличилось количество шуток. Страшнее фильм не стал, но и планку первой части не опустил.
Сюжет картины, как и сюжет книги повествует об уже подросшем «Клубе неудачников». Спустя 27 лет после событий первой части уже повзрослевшие и преуспевшие (каждый в своей сфере), защитники городка Дерри, связанные нерушимой клятвой, собираются вновь, чтобы в последний раз дать отпор злу.
Как я уже сказал, сюжет картины отличается от первоисточника. Здесь, например, нет сюжетных линий некоторых второстепенных персонажей, таких как муж Беверли Марш. Изменена судьба некоторых персонажей и даже одна из финальных сцен.
Однако, всё это никак не мешает восприятию истории. Она развивается последовательно и логично.
Немаловажную роль в картине, также как и в книге, играют воспоминания главных героев, которые помогают зрителям узнать о персонажах и их прошлом чуть больше, что, несомненно, будет плюсом для людей, подзабывших первую часть экранизации или сюжет оригинального произведения.
Сами герои колоритные и интересные. Богатые и не очень, аналитик и комик, писатель и дизайнер, библиотекарь, архитектор и учитель, живущие своими жизнями. У всех свои страхи и проблемы, которые зачастую отражают проблемы современного общества: кто-то не может признаться в своей нетрадиционной ориентации, кто-то страдает от домашнего насилия, кто-то по-прежнему находится в плену неразделённой любви и т.д.
У персонажей есть много общего, но, к сожалению, они работают только как команда. Никакого взаимодействия на уровне личностей здесь почти нет, большинство чувств друг к другу герои хранят внутри себя. Что выглядит немного странно, особенно в случае с любовной линией между Беверли Марш и Биллом Денброу, которая вот-вот станет любовным треугольником, но им не становится.
Это не мешает её развитию, о ней не забывают, но если есть возможность создать новые условия для развития отношений между героями, то почему бы ей не воспользоваться?
Тем более это выглядит странно на фоне развивающихся отношений между Ричи и Эдди, дуэт которых порой генерирует действительно забавные и интересные диалоги и ситуации.
А что с клоуном? Сам Пеннивайз зачастую появляется в фильме в форме страхов главных героев, из-за чего по сравнению с первой частью образу клоуна уделяется меньше времени, что, впрочем, не мешает ему быть устрашающим монстром, который пугает и пожирает не только детей, но и взрослых (и это не спойлер).
Окружение, в котором находятся герои тоже дружелюбным не выглядит. Город Дерри довольно мрачный. Его жители также не вызывают положительных эмоций, в городе орудуют банды жестоких подростков; родители, засмотревшись на спортивное состязание могут оставить своих детей без присмотра и не заметить их ухода. В общем-то всё как обычно.
«Добро пожаловать в Дерри!»
Уровень саспенса сохранился не хуже, чем атмосфера города. Порой мне действительно было страшно, возможно, это из-за того, что я не очень часто хожу на фильмы ужасов.
Но лично я для себя сделал следующий вывод: «Оно 2» хорош тем, что играет с чувствами зрителя, как Пеннивайз играет со страхами героев. Обманывает, заставляет бояться, успокаиваться и снова бояться, доводя таким образом до состояния, в котором зритель попросту не будет знать, чего бояться.
Происходит это, конечно, не сначала. Саспенс растёт по ходу фильма: чем ближе к концу — тем страшнее.
Другое дело, что этот самый саспенс порой сводится на нет из-за многочисленных шуток персонажей. Поначалу всё кажется действительно забавным, персонажи подшучивают друг над другом, опираясь на воспоминания о прошлом.
Естественно, не обходится без шуток «ниже пояса» и подколов «об отношениях с вашей мамой», которые были приемлемы и даже звучали органично в первой части, где героям было по тринадцать лет, но никак не сейчас, когда героям под сорок.
И совсем эти шутки не приемлемы, когда те самые герои, которым под сорок, стоят на границе жизни и смерти, а зритель напуган не меньше персонажа. В конце фильма вам, конечно же, будет уже не до них, потому что обстановка накалится до такого уровня, что вы в глубине души начнёте болеть за персонажей (возможно, я просто впечатлительный). Но некоторые сцены вот эти неуместные «гэги» всё же портят.
Куда лучше, чем шутки в фильме получились отсылки. Здесь вам и визуальное цитирование «Сияния» — экранизации романа всё того же Стивена Кинга, и даже его камео, которое выглядит по-своему забавно.
«Оно 2» получает менее высокие оценки, нежели предыдущая часть дилогии. Что, на мой взгляд, выглядит странно. Я согласен, что порой есть перегибы с юмором.
Согласен, что за игрой ещё не опытных детей было, возможно, интересней наблюдать, чем за игрой профессионалов своего дела, таких как Джессика Честейн и Джеймс МакЭвой, но если смотреть чуть глубже, то фильм не далеко ушёл по уровню качества от первой части. И тем более не стал совсем «несбалансированным».
Стало меньше Пеннивайза, но больше других образов, не менее мерзких и страшные. Появился странный любовный треугольник, но есть действительно забавные и интересные отношения между Ричи и Эдди. Были детские страхи, стали вполне взрослые проблемы.
На мой взгляд, «Оно 2» достойное продолжение первой части, которое определенно стоит внимания поклонников Стивена Кинга, любителей фильмов ужасов и тем более фанатов первой части.
Приятного просмотра!