Обзор Ninja Gaiden 4. Современная классика жанра

ниндзя гайден 4 обзор ninja gaiden 4

2025 год можно смело назвать годом Ninja Gaiden. После 13 лет молчания серия неожиданно вернулась сразу с тремя играми. Сначала вышел ремейк Ninja Gaiden 2, потом двумерное переосмысление классики — Ninja Gaiden Ragebound, ну а сейчас мы получили полноценную номерную часть — Ninja Gaiden 4.

К возрождению франшизы приложили руку Xbox Game Studios, предложив проект студии Platinum Games при творческом надзоре создателей серии — студии Team Ninja. Авторы Bayonetta, Metal Gear Rising: Revengeance и многих других легендарных слэшеров не могли подвести. Так ведь?

ниндзя гайден 4 обзор ninja gaiden 4

Ну, практически. Получилось максимально олдскульно, кроваво и бодро. Только достаточно ли этого, чтобы вновь занять своё место в жанре? Сейчас и узнаем.

Сюжет

ниндзя гайден 4 обзор ninja gaiden 4

Хоть разработчики и используют Рю Хаябусу во всех рекламных материалах, здесь ему отведена лишь эпизодическая роль. Да, он был лицом серии все эти годы, но теперь главный герой — молодой ниндзя Якумо из клана Ворона.

Совершенно новый персонаж, которому предстоит освободить могущественного демона Чёрного дракона из заточения, чтобы навсегда уничтожить его, спасти Токио и исполнить пророчество клана. Только всё дело в том, что запер этого демона тот самый Рю Хаябуса, которому очень не нравится, что какой-то пацан решил всё испортить. 

ниндзя гайден 4 обзор ninja gaiden 4

Несмотря на многообещающую завязку, сюжет можно смело назвать самой слабой частью новой Ninja Gaiden. Да, серия никогда не обладала каким-то глубоким нарративом — каждая часть была своеобразным аниме про ниндзя, для которого путь, как говорится, важнее цели.

В новой части ситуация особо не изменилась, но авторы зачем-то попытались придать ему больше значения. Появился невнятный любовный интерес, новые безликие персонажи, а главный герой прошлых частей появляется лишь эпизодически.

Всё это чаще мешает игровому процессу и больше раздражает своей навязчивостью, чем заставляет поверить в их проблемы.

Разработчики явно хотели мягко сместить акцент с Рю на Якуму, но получилось так, что ты просто ждёшь, когда тебе дадут поиграть за старого любимого персонажа. Увы, за него нам дают поиграть лишь в паре миссий, и в них приходится проходить те же локации, что и за Якумо, только в ускоренном темпе.

Гениально! После первого прохождения нам дадут возможность перепройти игру именно за Рю, но это уже совсем другая история.

Геймплей

ниндзя гайден 4 обзор ninja gaiden 4

При всём своём мастерстве и умении делать уникальные игры, Platinum Games имеет яркий почерк в создании локаций — их однообразие.

Оригинальные части Ninja Gaiden буквально каждые полчаса предлагали совершенно новые локации: во второй части, например, Рю оказывался в японской деревушке, потом в заснеженной Москве, а уже в следующем эпизоде в настоящем аду. 

В Ninja Gaiden 4 нам же приходится по 3-4 главы проводить на одной и той же локации, но проблема даже не в этом, а в том, что сам дизайн локаций вызывает некоторые вопросы.

Разработчики решили освежить классический визуал, добавив побольше хайтек-футуризма. Если сначала это действительно удивляет, то ко второй половине игры начинает ужасно надоедать, а локации просто начинают повторяться. Само устройство локаций практически всегда одно и то же.

После нескольких часов ты уже понимаешь, что тебя ждёт далее, ну а к 9-10 часу просто устаёшь. Когда место действия каждой новой главы было не похоже на предыдущее, а общий хронометраж был вдвое меньше — игралось приятнее.

ниндзя гайден 4 обзор ninja gaiden 4

Главное, что не изменился основной принцип серии — просто идти по линейному пути, раз за разом показывая своё мастерство на аренах или в коротких платформинг-секциях, любуясь пейзажами и нарезая врагов на ремни.

Но теперь между аренами появились небольшие ответвления и тропинки в стороны, где можно найти собирательные предметы или выполнить маленький квест — убить мини-босса или забрать особую вещь.

ниндзя гайден 4 обзор ninja gaiden 4

Больше всего хочется хвалить боевую систему. Platinum Games — это просто мастера слешеров. Именно они подарили нам такие эталоны жанра, как Bayonetta, Metal Gear Rising: Revengeance и Astral Chain. Только в этот раз перед ними стояла действительно сложная задача — им в руки попал тайтл, который изначально задумывался, как нечестный вызов игроку и жанру. 

ниндзя гайден 4 обзор ninja gaiden 4

Томонобу Итагаки создавал серию Ninja Gaiden как некий ответ Devil May Cry, где врагов требуется убивать не только красиво — их нужно убить как можно быстрее, иначе они убьют тебя. В первых частях на игрока одновременно нападали десятки врагов, и справиться с ними нужно было за секунды. 

Боевая система Ninja Gaiden 4 будто бы объединяет идеи Итагаки с фирменным стилем Platinum Games. На экране, как и в прошлых частях, опять большое количество врагов, а герою нужно найти наиболее оптимальный способ победить их.

Мало того, что комбо стали более интуитивными и их легче запоминать, так ещё и прокачалась система уклонений: теперь герой практически на микроскопическом уровне контролирует уворот и отражение ударов.

ниндзя гайден 4 обзор ninja gaiden 4

На арене всегда разнообразие типов врагов: дальний бой, летающие, атакующие в ближнем бою и различные мини-боссы. К каждому типу нужен свой подход, поэтому каждое сражение превращается в построение логических цепочек, где вы просчитываете, кто пойдёт в расход первым, а кого лучше оставить на потом.

Особую роль в бою играет форма «Кровавого ворона». Заполнив особую шкалу, Якумо активирует режим, где все его удары становятся особо мощными. Это нужно для парирования особых атак протвников и создания собственных усиленных комбинаций.

ниндзя гайден 4 обзор ninja gaiden 4

Сам Якумо ощущается даже быстрее своего старшего собрата Рю Хаябусы, и в его арсенале нет такого переизбытка комбо. За одно прохождение у вас будет возможность опробовать каждую комбинацию каждого из четырёх видов оружия — всё из-за удобного и интуитивного управления.

О сложности можно рассуждать долго — в слэшерах Итагаки даже самый легкий уровень бросал вызов. Здесь же сложность можно настраивать, вплоть до отдельных механик. Современные игроки слишком требовательны, и чтобы им угодить нужно было пойти на такие ухищрения.

Рекомендуем всё же играть на высокой сложности, чтобы прочувствовать боевую систему по-полной, ну или же на средней, если хочется расслабиться и насладиться красивыми поединками.

ниндзя гайден 4 обзор ninja gaiden 4

Особое место в первых частях серии занимали противники. После каждой вашей смерти их поведение менялось и подстраивалось под ваш стиль игры, заставляя каждый раз разучивать новые комбо и тактики. В этой части такого нет.

У врагов разнообразный мувсет, да и на экране их бывает много, но пару раз умерев от одного типа противников, ты понимаешь все его повадки и можешь легко реагировать на них. Кроме того, у них очень скучный футуристичный дизайн, который никак не запоминается. Вспомните тех же полупауков-демонов из второй части. Тут такого нет и близко.

ниндзя гайден 4 обзор ninja gaiden 4

Ну и боссы — главный элемент игры, без которого всё было бы не так интересно. Тут разработчики действительно постарались и сделали значительный шаг для всей серии. Если раньше боссов можно было легко закликать одной комбинацией, то здесь битвы с ними напоминают игры From Software.

Встречи с боссами действительно заставляют вспомнить souls-like-проекты. Вам приходится полностью пересматривать свой стиль игры, внимательно следить за атаками противника и больше думать о парированиях и уклонениях.

ниндзя гайден 4 обзор ninja gaiden 4

Каждая такая битва действительно бросает вызов и запоминается как визуальной составляющей, так и геймплейной. Расстраивает только то, что боссов тут не так уж и много. За 10-15 часов прохождения на сражения с ними отведено не более двух-трёх.

Оптимизация

ниндзя гайден 4 обзор ninja gaiden 4

На Xbox Series X есть три графических режима — «Производительность», «Качество» и «120 FPS». В режиме «Производительность» игра выглядит красиво и держит критически важные 60 FPS. «Качество» хоть и радует массой деталей и более глубоким светом, но в 30 FPS играть практически невозможно. Так что советуем играть либо при 60 FPS, либо при 120 FPS — если вы хотите ощутить динамику сражений по полной.

Что в итоге

ниндзя гайден 4 обзор ninja gaiden 4

Platinum Games в очередной раз защитила титул безоговорочных мастеров слэшера. Все элементы жанра тут выполнены на высочайшем уровне. Ты буквально чувствуешь каждое движение или удар героя, и хочется играть снова и снова.

Но вот по части сюжета, дизайна локаций и общему сеттингу, игра совсем не похожа на Ninja Gaiden, больше напоминая Astral Chain. Не сказать, что это плохо, но хотелось бы более мрачной атмосферы, более близкой к серии по духу.

Тем не менее, у разработчиков получилось неплохо освежить франшизу, которая теперь наверняка сможет привлечь ещё больше новых поклонников — тем более что игра доступна в Game Pass по подписке.

Похожие материалы