Когда-то серия Splinter Cell не нуждалась в представлении. Стелс-экшен по мотивам произведений Тома Клэнси задумывался как прямой конкурент серии Metal Gear Solid, и долгие годы считался одним из эталонов жанра.

Игры франшизы рассказывали о секретном подразделении «Третий эшелон» и его агенте Сэме Фишере. Почти за два десятилетия службы главный герой успел побывать в десятках стран мира, несколько раз спасти США от ядерных и террористических атак, а также создать собственное подразделение — «Четвёртый эшелон».
Splinter Cell: Blacklist вышла аж в 2013 году, но с тех пор мы получали лишь гостевые появления постаревшего Фишера в других играх Ubisoft, а также обещания выпустить ремейк первой части, который анонсировали ещё в 2021 году.

Идея экранизации Splinter Cell возникла ещё в середине 2000-х — на пике популярности бренда. Над фильмом велась активная работа, был назначен неплохой режиссёр, а сценаристы написали десятки сценариев под разные бюджеты. Сначала на главную роль был утверждён актёр Марк Уолберг, но уже к 2012 году ходили слухи о Томе Харди в роли Сэма Фишера. К 2024 году один из продюсеров сообщил, что разработка окончательно отменена.

Но внезапно, к концу 2025 года мы получили анимационный сериал от Netflix, работа над которым велась более пяти лет. Шоураннером мультсериала стал Дерек Колстад («Джон Уик», «Никто»). Более того, сразу после премьеры сериал продлили на второй сезон, где авторы обещают показать более масштабные события.
Так можно ли Deathwatch назвать триумфальным возвращением франшизы, или перед нами очередная Netflix-адаптация, паразитирующая на известной франшизе?
Стоит отметить, что авторы мультсериала явно понимали лор и все сильные стороны серии Splinter Cell, активно используя флешбеки, отсылающие к миссиям из Chaos Theory (третьей части серии) и показывая уже известных героев. Откровенного бреда на протяжении всех восьми 20-минутных серий не будет, но фирменную атмосферу тайной правительственной организации растеряли за обилием экшена и новыми персонажами, которые получились максимально стереотипными.
В лоре франшизы есть десяток второстепенных героев, которые могли бы идеально подойти на ведущие злодейские роли, однако сценаристы будто бы по контракту должны были создать собственных Netflix-злодеев, типаж которых появляется чуть ли не во всех адаптациях компании.

Сюжет мультсериала разворачивается после событий всех вышедших игр, когда Сэм Фишер окончательно покинул службу и доживает свой век в окрестностях Польши вместе с пёсиком. Узнаёте почерк сценариста «Джона Уика»? Вспомним его ещё в обсуждении боевых сцен. Игра, кстати, тоже частенько отправляла нас в тур по восточной Европе, и адаптация частично сохраняет эту традицию.

Секретное подразделение «Четвёртый эшелон» теперь возглавляет Анна Грим — давняя помощница Сэма, дистанционно участвовавшая во всех операциях героя. Теперь она руководит новым молодым агентом Маккеной, которая проваливает задание в той же Польше, и по стечению обстоятельств приводит недоброжелателей прямиком к пенсионеру Фишеру.

Сценаристы не стали использовать клише с долгими уговорами оперативника в завязке. Сэм с большим желанием возвращается в игру, чтобы раскрыть очередной мировой заговор и спасти некогда собственную организацию от нового поколения агентов.

По счастливой случайности, за заговором стоит компания Displace International, которую когда-то основал старый друг Фишера — Дуглас Шетланд. Он играл большую роль в классических частях франшизы. Теперь масштабной, но подозрительной компанией руководят дети Шетланда — Диана и Чарли. И это те самые новые персонажи, которые невероятно раздражают своей клишированностью и глупостью.

На протяжении всех серий вы будете угадывать их реплики и закатывать глаза от предсказуемости действий. Финал сезона слегка скрасит этот цирк, но это не отменяет всего того, что они успели наговорить за два часа хронометража.
Удивительно, но авторам удалось соблюсти баланс между экшеном и диалогами. Да, персонажи любят поболтать, но в каждой серии есть даже излишне жестокие боевые сцены, больше похожие на мульт-версию того же «Джона Уика», нежели на экранизацию политического стелс-триллера.
Парочку фирменных скрытных моментов всё же будет, но в основном Сэм Фишер выдавливает противникам глаза, врукопашную зачищает целую комнату врагов и стреляет во все стороны. Не совсем стиль оригинала, но хотя бы выглядит приземлённо и местами реалистично.

И тут хочется сказать о том, как выглядит мультсериал. Сделан он явно не за большие деньги — в кадре очень много статичных сцен, которые иногда выбиваются из темпа повествования. Экшен сделан довольно медленно и камерно, не говоря уже о долгих разговорах топ-менеджеров папиной фирмы или радиопереговорах из тёмного кабинета.
Если подбирать аналогии, то это близко к Netflix-адаптации Tomb Raider — бюджетненько, местами симпатично и без вау-эффекта.
Отдельно хочется упомянуть сцены флэшбэков. Они выполнены в более мрачной чёрно-белой стилистике и повторяют события одной из игр. Вот они выглядят максимально аутентично и атмосферно. Хочется больше такого, и надеемся, что второй сезон посвятит несколько эпизодов новому взгляду на известные фанатам события.
В этот раз авторы слегка изменили знаковый диалог Фишера и Шетланда, убрав излишний политический контекст, но показав знаменитую сцену в новом виде.

Неизвестно, намеренно ли сценаристы оставили за кулисами множество важных историй, которые не успели закончиться в видеоиграх. Ничего не сказано про дочь Сэма, которая всегда играла большую роль в сюжете, нет никакого упоминания про целую команду сотрудников из Blacklist. Будто бы слишком много всего оставили без внимания.
Надеемся, что это всё для того, чтобы сконцентрироваться на новой локальной истории, а все сюжетыне «козыри» припасены на второй сезон.

Splinter Cell Deathwatch не хватает звёзд с неба, но делает первый аккуратный шаг к возрождению франшизы. Сэм Фишер тут не ворчливый дед, а терпеливый наставник, который лично врывается во все заварушки, пытаясь помочь молодым. Даже финал сезона говорит о том, что история Фишера ещё далека от завершения.
Да, в кадре всё чаще будут появляться новые лица, но авторы будто бы специально делают их слегка нелепыми и простыми, чтобы в случае чего на помощь пришли те самые любимые нами старички, которые никак не хотят уходить на пенсию.

Не ждите от Deathwatch чего-то большого — это осторожная попытка оживить серию, не внося в неё каких-то фундаментальных изменений, плавно подводящая к тому, что любая история когда-то кончается. Но после неё начинается совершенно новая.