Игры серии Mafia несомненно имеют культовый статус, однако идеальными их точно не назовёшь. У каждой из них множество объективных минусов и недостатков, но уникальное погружение в эпоху и детально проработанные персонажи очаровывали игроков, заставляя забыть о всех проблемах.

Осечка произошла лишь однажды — в Mafia 3. Тогда аудитория не приняла открытый мир с кучей повторяющихся активностей, а сложный и многогранный сюжет многим показался искусственно растянутым. Игра незаслуженно провалилась как в продажах, так и в глазах фанатов. Не помогла даже хорошо переданная атмосфера Америки конца 60-х.

И вот, спустя практически десять лет, студия Hangar 13 возвращается, чтобы сделать идеальную игру для фанатов «Мафии». Получилось ли?
Если для вас «Мафия» это атмосферное кино с тасканием ящиков, гонками на ретро-авто и вечными поездками из точки А в точку Б, то это однозначно игра вашей мечты. Говоря серьёзно, разработчики из одной крайности попросту ушли в другую, пытаясь повторить формулу оригинала. Но обо всём по-порядку.

Перед релизом разработчики грамотно продвигали игру, говоря о том, что это будет классическое линейное приключение в духе «старой школы». Никаких побочных активностей или захвата районов — только сюжет. Подозрения вызвало лишь то, что игру оценили всего в $40 при стандартном ценнике в $70.
Mafia: The Old Country стала приквелом ко всей серии, отправив игроков в 1904 год. Молодой шахтёр Энцо Фаваре трудится в рабских условиях, то и дело получая штрафы от руководства. На эту шахту его продал отец, а поэтому вся дальнейшая судьба уже предопределена.
В какой-то момент герою удаётся покинуть это место, попав, казалось бы, в идеальный мир роскоши и спокойствия. Дон Бернардо Торризи спасает Энцо от преследователей, предлагая остаться у него в поместье в роли подсобного работника. С этого и начинается его и наш путь в криминальном мире.

Если вы сразу ждёте каких-то интересных ситуаций, постановочных моментов или просто детально воссозданного быта, то снизьте ожидания. Разработчики не придумали ничего лучше, чем в течение 3-4 часов заставить нас таскать ящики, подолгу скакать на лошади или кататься на автомобиле, а также участвовать в кривых стелс-миссиях, прямиком из Mafia 2. Всё это сопровождается постоянными диалогами персонажей, которые считают нужным рассказать всё, что они знают, чтобы вы запомнили и узнали каждого члена клана.

Уровень постановки и масштаба в этих миссиях крайне низкий. Их можно сравнить с побочными миссиями в последних частях Assassin’s Creed, когда вы просто следуете за каким-то героем или едете в соседнюю локацию, чтобы с кем-то поговорить. Это нормальная практика и довольно частый приём в больших играх с открытым миром, ведь нельзя сделать сотню миссий одинаково насыщенными и запоминающимися, но вряд ли вы захотите заниматься этим в коротком линейном приключении.

Местный открытый мир далеко не такой большой, как может показаться — он совсем маленький и предельно пустой. В нём совсем нет побочных активностей или заданий. Даже жителей в нём практически нет, а те что есть, никак на вас не реагируют. По ходу прохождения вы даже не будете попадать в отдалённые точки на карте, постоянно передвигаясь между двумя-тремя местами, единоразово заглядывая куда-то подальше.

Так почему же не сделать каждую миссию запоминающейся и насыщенной, как в тех же Uncharted или Red Dead Redemption 2? Недостаточно бюджета или таланта, скажете вы, но нет. Таланта и бюджета у разработчиков хватает, и вторая половина игры это доказывает. Ближе к финалу мы оказываемся в очень красивых локациях, на нас выпускают десятки противников и даже создают необычные игровые ситуации.

Остальная же часть игры пытается быть неспешным фильмом в духе «Крёстного отца», напрямую цитируя многие моменты. Нам показывают весьма качественные кат-сцены, на экране всегда что-то происходит, но вы просто смотрите на это, не принимая никакого участия.

Когда дело доходит до действий, то складывается чувство, что играешь в Mafia 2. Та же система укрытий и ощущение от стрельбы, тот же стелс, на котором теперь сделали большой акцент. Только вот всё остальное и близко не стоит рядом с игрой 15-летней давности. Нет харизматичных героев и уютного мира, за что многие и полюбили серию.

Разработчики также сильно паразитируют на наследии франшизы и чувствах фанатов. Фан-сервис связан с персонажами, среди которых множество тех, которые появятся в первой и второй частях серии, а также ретро-гонки, ставшие главным мемом первой части, сбор таинственных лисиц и многое другое. Кажется, что авторы очень боялись убрать хоть что-то из формулы первых двух частей, оставив даже то, что объективно мешает игре.

Например, можно было спокойно избавиться от этого условно-открытого мира, который никак не влияет на нарратив, а только мешает создать плотное и насыщенное повествование. У него только две функции — показывать красивые пейзажи и хранить коллекционные предметы.

В неспешном темпе игра проходится за 12-15 часов. Это если вы любите смотреть по сторонам, стараетесь не поднять тревогу, из раза в раз повторяя стелс-секцию без чекпоинтов и так далее. И за это время можно насчитать 3-4 действительно интересных миссии, общая продолжительность которых составляет не более трёх часов.

В игре около 150 коллекционных предметов, но во время прохождения вы едва соберёте и треть. Желающие всё это найти могут запустить свободный режим, который доступен как во время игры, так и после её прохождения. Зачем он нужен? Да потому что игровой процесс устроен так, что практически всегда вы будете заперты в определённых зонах, и попытка выйти оттуда запустит таймер, чтобы вы немедленно вернулись назад. Происходит это не всегда, но очень часто.

Игру точно хочется похвалить за красивый арт-дизайн и приятную графику. Видно, насколько кропотливую работу провели дизайнеры, в мелочах воссоздавая Сицилию тех лет. Если смотреть на окружающим мир, как на интерактивный тур или открытку, то всё работает как надо. Также понравились финальные миссии и сюжетный твист, который может вызвать споры, но он делает финал более важным и сложным.

Mafia: The Old Country точно нельзя назвать шедевром или кандидатом на звание «Игры Года» — это старомодное приключение, от которого не стоит ждать голливудской постановки или новаторского игрового процесса. Во многом, эта игра времён 2010-х, если не старше. И в этом её ключевая сильная сторона.

Чем меньше вы от неё чего-то ждёте, тем больше она вам понравится. Да, местами бывает скучно и однообразно, но за этим рано или поздно следует что-то красивое или интересное.