В последнее время мультфильмы объединения Disney & Pixar становятся настоящим достоянием мирового кинематографа. Когда мы говорим об их творениях, мы подразумеваем не просто анимированные картинки. Мы говорим об уникальных произведениях мультипликации, которые совмещают в себе красивую анимацию и невероятный уровень режиссуры; простые сюжеты, раскрывающие серьезные проблемы; детское и взрослое.
Взять хотя бы их недавний мультфильм «Ральф против интернета». Для ребёнка это классный мультфильм о герое старой аркадной видеоигры, который попал в Интернет, потому что его подруге надоело жить в рамках видеоигры. Он, возможно, даже не знает кто такой Ральф. Но он посмеётся, насладится картинкой, влюбится в персонажей, с которыми будет ассоциировать себя до просмотра следующего мультфильма.
А для взрослого — серьёзный повод задуматься над тем, в каком мире мы вообще сейчас живем и как сильно мы запутались во всемирной паутине. И таких мультфильмов у Disney & Pixar сейчас действительно много: оскараносные «Тайна Коко», «Головоломка» и т.д.
Но как и у любой кинокомпании, у Disney есть определённое «наследие». Персонажи, на которых выросли поколения и истории, знакомые каждому. Творения, при упоминании которых сразу возникают ассоциации с Disney & Pixar, как с автором.
И для меня таким творением Disney & Pixar стала «История игрушек». Первый фильм о приключениях живых игрушек стал дебютом для студии Pixar и для их тандема с компанией Disney. Дебютом, каким он должен быть. Первый полнометражный 3D-мультфильм, первый мультипликационный фильм, номинировавшийся на премию «Оскар»; мультфильм, попавший в сотню величайших фильмов в истории американского кино и ставший самым кассовым фильмом 1995 года, пусть только в американском прокате.
Чем же он так понравился зрителям и критикам помимо того, что это был первый 3D-мультфильм? Мне кажется, здесь можно выделить несколько причин. Во-первых, темы дружбы, верности и любви, раскрываемые в фильме. Во-вторых, интересный взгляд на мир со стороны игрушек. В третьих, создаваемый, особенно у детей, эффект «А что если?». Ну признайтесь, если вы были маленьким, когда впервые увидели этот мультфильм, то после его просмотра вы наверняка пытались незаметно подглядывать за игрушками в ожидании того, что они оживут.
Что поменялось спустя двадцать четыре года? Многое. Вышло уже четыре части мультфильма, состав команды игрушек значительно увеличился, их хозяин Энди вырос. Мы, наблюдающие за ходом истории, выросли вместе с ним, собственно, как и качество картин Disney & Pixar.
А что поменялось именно в концепции мультфильма? Да в общем-то ничего. Те же темы и, конкретно, в четвёртой части, почти тот же сюжет, что и в первой. У Бонни, нынешней хозяйки игрушек, появилась новая любимая игрушка. Ковбой Вуди снова страдает от того, что с ним не играют, а с появлением новичка вообще постепенно забывают.
Подставляем Энди на место Бонни, Базза Лайтера на место Вилкинса (именно так зовут новую игрушку и да, это самодельная игрушка Бонни, сделанная из пластиковой вилки и некоторых других подручных средств), желание вилки воссоединиться с мусором, которое и становится главным действием-катализатором всего мультфильма на желание Базза вернуться на свою космическую станцию — и получаем первую часть франшизы… скажут о мультфильме люди, посмотревшие лишь трейлер.
Четвертая часть приключений оживших игрушек — это прежде всего история о любви, преданности, верности, о поиске своего места в жизни и умении вовремя уйти.
Это лента, способная вызвать бурю неподдельных эмоций. На протяжении всего фильма вы смеётесь и плачете; радуетесь победам героев и переживаете за них. Есть пара моментов, в которых некоторые персонажи понимают, что мир далеко не такой, каким им казался изначально, и эти моменты, в которых рушатся надежды, настолько берут за душу, что слёзы у вас начинают скатываться сами по себе. Завершающая сцена вызывает улыбку до ушей.
Это пример невероятного уровня режиссуры. Одна открывающая сцена, выполняющая роль эдакого рассказчика, а-ля «в предыдущих сериях» чего стоит. За несколько десятков секунд нам показывают историю отношений Вуди и Энди, но делают это на каком-то невероятном уровне. Каждый её эпизод вызывает воспоминания о них, а тем, кто не смотрел предыдущие части, позволяет узнать историю жизни игрушечного ковбоя.
Это потрясающее внимание к миру фильма и взаимодействию персонажей с ним. У игрушек почти ничего не происходит магическим образом. Они из подручных средств и вещей, которыми мы пользуемся каждый день, собирают механизмы, которые помогают им перебраться из одного шкафа в другой, оседлать кота и так далее.
«История игрушек 4» — это прежде всего конец истории, длиною почти два с половиной десятка лет. А формула финала франшиз у Disney в последнее время очень проста. Складывается всё лучшее, что было в предыдущих частях и умножается на сто. И этот мультфильм полностью соответствует этой формуле. Однозначно рекомендую к просмотру.