Обзор фильма «Самаритянин». Есть ещё порох!

26-го августа на стриминговом сервисе Amazon Prime состоялась премьера «Самаритянина» — супергеройского фильма, главную роль в котором исполнил Сильвестр Сталлоне. 

Критики на Rotten Tomatoes почти сразу после премьеры разгромили фильм, выставив ему низкие оценки, результирующими которых стали 39% «свежести», а вот зрителям фильм более чем понравился — их оценка составила 81% «свежести». Что же получилось у Amazon? Давайте разбираться! 

Сюжет

Фильм начинается с рассказа о живших в небольшом городке братьях-близнецах, которые однажды обнаружили у себя суперсилы: неуязвимость, сверхсилу, невероятную скорость и ловкость. Жители городка, узнав о способностях детей соседей, испугались и подожгли их дом, заперев всю семью в нём. Родители ребят погибли, но братья выжили. Один их них встал на путь мести и, взяв себе прозвище Немезида, отправился карать людей. Второй же, назвавшись Самаритянином, решил посвятить свою жизнь спасению людей. 

Устав от того, что Самаритянин постоянно срывает его планы, Немезида решил покончить с героем и выковал молот, против которого не устоял бы ни Самаритянин, ни он сам. Однако из их последней битвы победителем не вышел никто — Немезида погиб, а Самаритянин пропал без вести. Спустя 20 лет мальчишка с окраины, преданный фанат Самаритянина, познакомился со стариком из дома напротив, и вскоре начал подозревать, что его пожилой сосед и есть пропавший без вести супергерой. 

Сюжет фильма очень трудно описать парой слов и даже как-то однозначно оценить: его нельзя назвать скучным и затянутым, но и сказать, что он захватывающий и полный неожиданных сюжетных поворотов, тоже нельзя. Но можно разобрать его достоинства и недостатки, и понять, почему так вышло. 

Первый несомненный плюс сюжета «Самаритянина» — это сама его концепция. Авторы фильма деконструируют супергеройский жанр, но совсем не так, как это делают, например, создатели «Дэдпула», «Хранителей» или сериала «Пацаны». Деконструкция, происходящая в «Самаритянине», заключается не в том, что герои возвышаются настолько, что становятся злодеями, и даже не в том, что они используют катаны и пистолеты, чтобы крошить негодяев. «Самаритянин» транслирует мысль о том, что между супергероями и суперзлодеями вообще нет никакой принципиальной разницы — она появляется лишь при интерпретации их поступков другими людьми.

Более того, развивая эту идею, «Самаритянин» приходит к тому, что ничего белого или чёрного нет. В каждом из нас присутствует как добро, так и зло. 

Другая мысль, всплывающая в рамках этой концепции, на первый взгляд проста, но в контексте фильма очень интересна: ломать — не строить. Эту фразу, как и предыдущий тезис, произносит сам персонаж Сталлоне и она звучит очень интересно, особенно учитывая то, что герои его фильмов 80-х, а именно супергерои того времени (как и персонажи Арнольда Шварценеггера, Брюса Уиллиса и т.д.), спасали мир, попутно уничтожая всё подряд, но об этом не задумывались, ведь глобальная цель была важнее и интереснее, а всё остальное — мелочи и сопутствующие потери. 

Собственно, всё время, что герой Сталлоне проводит в фильме вне драк и битв, он посвящает починке каких-то приборов и механизмов. Он говорит, что это его «психотерапия», и отнюдь небезосновательно. По ночам его мучают кошмары о том дне, когда Самаритянин и Немезида схлестнулись в последний раз. И как бы понимая, что время не вернуть назад, а брата уже не «починить», персонаж Сталлоне чинит всё то, что может снова заработать. 

Второе достоинство сюжета «Самаритянина» — это финальный твист. Мнения по его поводу разделились, насколько я понял по отзывам критиков и зрителей: кто-то пишет, что к нему вело вообще всё в фильме, а кто-то, что этот самый финт их если и не поразил, то как минимум заинтриговал и подарил приятное чувство собственной правоты в конце. И я, пожалуй, согласен с последними.

Во-первых, потому что я не припомню подобных поворотов сюжета в супергеройских фильмах, которые я смотрел. А во-вторых, потому что я смотрел фильм без увеличительного стекла, которым, очевидно, пользовались недовольные, и заметил не так много моментов, которые «кричали» о том, что всё идёт к этому самому твисту. 

И здесь всплывает главный недостаток сюжета — фильм невозможно смотреть не отрываясь от экрана. И дело здесь не столько в самой истории, сколько в персонажах картины — они, увы, плоские, хотя их играют очень талантливые актёры, да и в сюжете, мне кажется, было место для того, чтобы их раскрыть. 

Персонажи

Сэма, преданного фаната Самаритянина, играет Джейвон Уолтон («Эйфория», «Академия «Амбрелла»). И, к сожалению, ему не дали никакого бэкграунда — мы знаем лишь то, что он постоянно пытается получить быстрые деньги, чтобы помочь своей маме, с которой они остались одни почти без средств к существованию, а также то, что он искренне верит в существование Самаритянина и следит за всеми, кто так или иначе может им быть.

Воплощая свои намерения в жизнь, паренёк нередко попадает в тяжёлые ситуации: связывается с бандитами, подвергается нападению хулиганов и т.п. Однако зачастую эти однообразные ситуации повторяются, и в какой-то момент я уже потерял счёт эпизодам, когда он убегал от бандитов, а потом снова к ним возвращался. Никакой рефлексии персонажа, обдумываний им своих действий или даже переживаний по поводу потери отца мы не видим, из-за чего сопереживать ему очень трудно — он просто из раза в раз наступает на одни и те же грабли.

Ещё обиднее за главного злодея Сайруса, роль которого исполняет Пилу Асбек («Игра престолов», «Анчартед: На картах не значится», «Призрак в доспехах») — он выглядит не как устрашающий злодей, а как сошедший с ума фанат комиксов, который одержим идеей получить силу и костюм своего кумира. Обчищая хранилище с деньгами, он оставляет деньги, предпочитая им костюм и оружие Немезиды. Каждый раз надевая шлем злодея, он кричит так, будто сейчас над ним разверзнутся небеса, но этого не происходит, отчего выглядит это комично. И, опять же, это всё, что мы о нём знаем — как-то сопереживать ему или даже ненавидеть его довольно трудно.

Единственный персонаж фильма, который вызывает эмоции, — это Джо Смит в исполнении Сильвестра Сталлоне. С его героем связан главный сюжетный твист и на нём же завязаны вышеуказанные идеи, развивающиеся в фильме. Герой Сталлоне устал от своего амплуа, не любит находится в окружении людей и пытается покончить со своим прошлым, пытаясь его отрефлексировать, восстанавливая различную электронику, которую ещё можно починить, и убегая прочь из тех мест, где появляется хотя бы какое-то упоминание супергероев. 

Другие же герои — пособники Сайруса, мать Сэма и т.п. — второстепенны настолько, насколько это вообще возможно. По сути их главная функция в том, чтобы мотивировать героев на какие-то поступки и поддерживать диалоги. 

Именно поэтому фильм и невозможно смотреть не отрываясь: единственный герой картины, за которым действительно интересно следить — персонаж Сильвестра Сталлоне. Если вас увлечёт история всех героев, возможно, вы и заметите все эти моменты, предсказывающие главный сюжетный твист. Но если вы просто смотрите фильм и вас, как и, я думаю, многих зрителей привлекает лишь персонаж Сталлоне, финт в финале сработает. 

Мир фильма

Действие фильма происходит в мрачном мегаполисе Гранит-Сити. Над городом постоянно висят тучи и время от времени льёт дождь. Само по себе место действия вопросов не вызывает, но их вызывают некоторые аспекты жизни в нём. Например, в городе практически нет полиции. Да, главные злодеи отыскивают и мучают пару полицейских, переодеваются в их костюмы, но глобально остановить гангстеров мало кто пытается, и это выглядит несколько странно, особенно на фоне того, что время от времени полицейские сирены всё-таки становятся слышны. 

Кроме того, я, например, несколько недооценил культ героев в мире «Самаритянина» и был искренне удивлён, когда целую сцену посвятили тому, как Сайрус с Сэмом абсолютно серьёзно обсуждали, кто из их кумиров круче. Так что да, стоит быть готовым к тому, что подростки тут рискуют своей безопасностью, чтобы закрасить логотип Немезиды логотипом Самаритянина, а гангстеры набивают татуировки любимого суперзлодея.

Помимо прочего, нужно быть готовым к тому, что это фильм с рейтингом PG-13, а потому какими бы зрелищными тут ни были драки и сражения (а они действительно выглядят неплохо), вы не увидите крови, расчленёнки и всякой разной другой жести, ставшей одним из атрибутов фильмов, деконструирующих супергеройский жанр. 

Однако если принять все указанные выше условности мира «Самаритянина», смотреть его станет вполне комфортно: Гранит-сити всё-таки получился атмосферным, а драки и погони, происходящие в нём — захватывающими.

Что в итоге

«Самаритянина» нельзя назвать идеальным фильмом — большинство героев в нём плоские, а чтобы погрузиться в мир фильма придётся принять некоторые условности. В отличие от фильмов киновселенной Marvel или даже DC, эти условности не скрываются за умопомрачительными схватками, которые начинаются на Земле, а продолжаются в космосе и других измерениях.

Но фильм предлагает очень интересный и пока, на мой взгляд, уникальный способ деконструкции супергеройского жанра, внутри вполне логичного сюжета картины присутствует интересный твист, а главный герой, будучи единственным прописанным персонажем фильма, брутален, многослоен и интересен. Так что для просмотра тёплым вечерком в окружении друзей «Самаритянин» вполне годится. 

Похожие материалы