Обзор фильма «Не смотрите наверх». Ирония ради иронии

Пока Роланд Эммерих продолжает из года в год крутиться вокруг одних и тех же тем апокалипсиса ради спецэффектов на больших экранах, Netflix решила зайти с другой стороны, и сделать фильм о катастрофе с упором на комедию и громкий каст, выпустив фильм «Не смотри наверх» от Адама МакКея, у которого в портфолио статуэтка «Оскар» за лучший адаптированный сценарий фильма «Игра на понижение». Давайте узнаем, сыграла ли ставка?

Что радует с самого начала, так это стремительное повествование — сюжет несётся с места в карьер, не размазывая минуты хронометража по стенам унылыми диалогами и экспозицией. В первых же кадрах нас знакомят с главными героями, которых сыграли Лео ДиКаприо и Дженнифер Лоуренс, и, после краткого знакомства, фильм переходит к самому главному — нам всем хана. Главные герои должны донести это до земных обитателей с высоты своих научных гнёзд.

Вся важность миссии оповещения разбавляется двумя составляющими, по сути, разделяя фильм на две основные темы — обычные шутки юмора и попытки высмеять политику с повседневной жизнью. И если шутки местами и правда выглядят неплохо, то политическая сатира, да и сатира в целом, выглядят слишком уж избитыми, жирными, и подаются прямо в лоб. Неравенство, пофигизм властей, капитализм корпораций — всё это мы не то что видели в сотнях произведений, а наблюдаем в режиме реального времени.

Не думаю, что это какая-то вау-актуальная-свежая информация не только для российского зрителя, но и для американского. А так как это почти никак не отличается от нашей жизни, то мы уже устали от подобной иронии судьбы. Попытка в открытую показывать абсолютно то же самое через фильм не работает, да и вызывает скорее грусть, чем смех.

Помимо избитой политической сатиры, есть и более приземлённая, подходящая для комедий категории Б — сатира над телевидением, над звёздами, над миром потребления и перенасыщения информацией. Всё это, опять же, выглядит как фильмы из нулевых, где подобные приёмы ещё могли работать, но, увы, сейчас они смотрятся слишком халтурно и безыдейно, будто у сценаристов случился творческий нестояк.

Каст, конечно, великолепен, тут и спорить нечего. Вот только из-за быстрого монтажа в угоду стилистике и повествованию, играть актёром особо и нечего, особенно это видно по Лео — его будто зажали в тиски жанра, в рамки шаблонного героя, и он даже не пытается напрягаться, из-за чего его герой теряется на фоне остальных персонажей (хотя, не буду спорить, учёный из ДиКаприо получился отличный, может, это амплуа раскроют в другом каком-нибудь фильме).

К второстепенным ролям придирок абсолютно никаких, особенно учитывая каст, собравший в себя Джону Хилла, Тимоте Шаламе, Мэрил Стрип, Кейт Бланшет и многих других. Но Дженнифер Лоуренс, как всегда, Дженнифер Лоуренс — ходит весь фильм с одним лицом и особо ничего не отыгрывает.

Если убрать из фильма попытки в социальную иронию и политический стёб, то получится вполне неплохая комедия на один вечер. Проблема только в том, что фильм позиционирует себя как политическая сатира, и напичкан ею доверху, из-за чего его становится смотреть слегка скучно. Обычные шутки тоже работают не очень и через раз, поэтому приходится сидеть и вылавливать их среди тонны банальных гэгов.

Фильм оказался довольно примитивным, и вы вряд ли найдёте что-то новое для себя в типичных муках выбора и морали, но его задумка, актёры и, местами, юмор, выглядят довольно неплохо. Рекомендовать этот фильм я точно не буду, но как разок на вечерок — самое оно.

Похожие материалы