В начале августа на стриминговом сервисе Hulu состоялась премьера нового фильма Дэна Трахтенберга «Добыча» — приквела знаменитого триллера «Хищник».
От фильма изначально никто не ждал ничего особенного, поскольку Хищник, как и другие знаковые персонажи слэшеров 80-х и 90-х, уже давно записаны в число «дойных коров» продюсеров. Каждый фильм с участием этих инопланетных чудовищ (в случае с Чужим и, собственно, Хищником) или земных маньяков (как, например, в случае с Криком, Джейсоном и другими) оказывается хуже предыдущих, собирая при этом неплохую кассу на ностальгирующих зрителях и тех, кто, покупая билет, отчаянно надеется увидеть что-то новое с любимыми персонажами.
Однако у авторов «Добычи» получилось всех удивить — после появления первых рецензий критиков оценка фильма на Rotten Tomatoes составила все 100% «свежести». Оценки зрителей, количество которых постоянно пополняется, даже спустя несколько дней после премьеры, тоже остаются высокими — 79% «свежести». Что же такого снял Дэн Трахтенберг и как ему это удалось? Давайте разбираться!
Сюжет
Действие фильма происходит в 1719 году, на севере Великих равнин, где проживает девушка по имени Нару из племени команчей. Она мечтает стать великой охотницей, однако соплеменники её намерения всерьёз не воспринимают, поскольку охота, по их мнению, исключительно мужское дело.
Однако, есть у Нару и сторонники — её мать, не желающая мешать дочери, и её брат — талантливый охотник Таабе, который постоянно поддерживает сестру и старается сделать всё, чтобы дать ей возможность себя проявить. Однажды Таабе соглашается взять Нару к себе в отряд, который отправляется на поиски горной львицы, напавшей на охотников племени. К удивлению отряда, им удаётся найти пропавшего охотника раненым, но не убитым. Таабе решает выследить львицу и завершить охоту. Нару и её соплеменник Пааке идут с ним.
Облава не удаётся: львица убивает Пааке, а Нару, хоть и ранит зверя, но не убивает — отвлёкшись на яркую вспышку света в лесу, она падает и теряет сознание. На следующий день её брат возвращается с трупом животного и становится новым вождём племени.
Но Нару ни львица, ни новый статус брата уже волнуют — её интересует череда загадочных событий и знаков, которые она наблюдала: прибытие «громовой птицы», ставшее знамением, что она готова к охоте; вспышка света в лесу и, конечно, следы монструозных размеров, найденные ей во время охоты на горную львицу. Нару берёт свою верную собаку Сари и отправляется охотиться на монстра.
На первый взгляд, структура «Добычи» типична — есть пришелец, который хочет всех перебить; есть группа людей, которые замечают некие странности и всё. Охота начинается. Но дьявол, как обычно, кроется в деталях. Авторы «Добычи» при написании сценария взяли за основу сюжет культового оригинала, который существенно отличался от последующих — и многими ненавидимых — сиквелов. Чаще всего авторы последних брали из «Хищника» инопланетянина, причём именно его наиболее кровожадную сторону, группу крепких ребят и экшен с расчленёнкой.
Сценаристы нового фильма, взяв за референс оригинальный фильм, превратили Хищника из бездумного маньяка с другой планеты, в исследователя, который время от времени — в целях защиты или того же изучения планеты — сражается с её обитателями, а людей — из вооружённых до зубов морских котиков в более беззащитных поселенцев и французских колонизаторов. Количество взрывов и выстрелов несколько сократили, сделав их намного более зрелищными. Тоже самое с расчленёнкой — её стало поменьше, но при этом она стала более мерзкой.
И всё это, на удивление, пошло фильму только на пользу — он снова стал триллером, в котором есть место и саспенсу, и страху зрителя как за героев, так и перед расчётливым и жестоким Хищником, стрекот которого (кстати, тоже взятый из оригинального фильма) вызывает ощущение жути. Конечно, «Добыча» в большей степени массовое кино, но отнюдь не бессмысленное. Фильм поднимает, например, тему сильной женщины, при этом не превращая героиню в пуленепробиваемого берсерка, а показывая её как умного, хитрого и сильного духом персонажа, который борется, ошибается, снова сражается и добивается своего.
Кроме того, фильм уже одним своим названием намекает на то, что забытую в сиквелах тему противостояний человека и природы, хищника и добычи, подадут под новым углом. И это ощущение вовсе не иллюзорно. Авторы фильма действительно её поднимают и раскрывают даже более детально, чем в оригинальном фильме — мы не раз и не два увидим целые эпизоды, посвящённые тому, как Хищник сражается с не менее хищными животными, и тому, как охотятся люди, причём как на зверей, так и на друг на друга. Ну и, конечно же, тому как сражаются сильнейшие хищники, оказавшиеся на вершине пищевой цепи.
Персонажи и мир
Героев в фильме довольно много: тут и племя команчей, и французские колонизаторы и даже персонаж-отсылка ко второй части Рафаэль Адолини — да-да, тот самый и с тем самым револьвером. Однако главных героев тут три: Нару, её брат Таабе и Хищник.
Нару играет Эмбер Мидтандер, которая не имея отношения к племени команчей очень круто справляется с ролью. Нару — и хрупкая девушка, которой не дают себя проявить в силу различных предубеждений; и бунтарка, которая сбегает из дома навстречу приключениям; и умная изобретательница, которая первой из племени приручила собаку, превратила томагавк в метальное оружие, обхитрила самого Хищника, заставив его перебить её противников; и храбрый воин, который сражается до последнего.
Таабе, которого играет Дакота Биверс, представляет собой благоразумного и тактичного парня. Он до конца стоит перед своими соплеменниками за свою сестру, попадая из-за последней в различные передряги, но продолжая её оберегать, и добиваясь статуса вождя племени.
Хищник, как я уже говорил выше, превратился в настоящего, исследователя, зачастую жестоко убивающего своих подопытных. Он следит за земной флорой и фауной, смотрит на то, как происходит взаимодействие хищников и добычи, находит сильнейших, сражается с ними и, убивая, собирает свою коллекцию трофеев.
Подобно самому Хищнику, герои фильма немногословны, а в их диалогах иногда говорится одно и тоже разными словами, но на общее впечатление это не особо влияет, да и главные герои — каждый по разному, конечно — раскрывается по ходу дела. Но, пожалуй, больше всего усилий авторы «Добычи» вложили в место и время действия фильма. В мельчайших подробностях показано вообще всё: от палаток команчей до их мешочков для сбора трав и цветов. Некоторые зарубежные критики даже говорят, что если из фильма убрать его фантастические элементы, получится документальный фильм о жизни команчей.
Визуал
Визуальная часть фильма не идеальна, но тоже очень хороша. В «Добыче» множество красивых пейзажей и ракурсов и невероятно зрелищные сражения. Но иногда можно невооруженным глазом заметить, что в некоторых эпизодах — например, в сцене прибытия Хищника — видна не самая современная и дорогая компьютерная графика.
Таких эпизодов действительно немного, да и актёр, играющий Хищника, снимался в специально созданном под съёмки фильма костюме инопланетянина. Никаких зелёных трико на зелёном фоне!
Что в итоге
Я ничего не ждал от «Добычи», несмотря на то, что я большой фанат оригинального «Хищника». И, как мне кажется, я такой не один — после довольно интересного, но не дотягивающего до уровня оригинала сиквела; отвратительного триквела и совсем уж невыносимой истории о противостоянии Хищника и Чужого, на новый качественный фильм о жестоком инопланетянине мало кто надеялся.
Однако Дэн Трахтенберг не только оправдал ожидания тех немногочисленных, но преданных фанатов «Хищника», но и превзошёл их. «Добыча» не пытается удивить зрителя многочисленными взрывами, за которыми не видно ни героев, ни сюжета, или разлетающимися в разные стороны конечностями, которые, скорее, не пугают, а вызывают тошноту.
Её авторы поражают зрителей другими способами: скрупулёзным подходом к проработке мира, постоянно нагнетающимся саспенсом, действительно крутыми отсылками не для всех, довольно живыми персонажами, и, конечно же, Хищником, о котором Дэн Трахтенберг рассказал в своём фильме, кажется, больше, чем любой другой автор сиквелов о приключениях пришельца с дредами на Земле.