Assassin’s Creed Shadows мастерски обманывает ожидания, создавая иллюзию возвращения к корням. В первые 5-6 часов вы играете лишь за стелс-персонажа Наоэ, а плотность событий такая высокая, что действительно вспоминаешь лучшие части франшизы. Но после 20-ти часов прохождения чётко понимаешь, что это было сделано специально, чтобы скрыть основную рутину и создать положительное первое впечатление.
Кажется, что Ubisoft сделала полугодовой перенос релиза только ради того, чтобы уменьшить роль самурая Ясуке, и сделать его совсем необязательным персонажем. Всё для того, чтобы не распугать оставшихся фанатов и сделать акцент на «возвращении к корням».

Наверное, это пошло проекту на пользу. Однако в игре остался огромный ворох старых проблем. Ubisoft уже пять лет не выпускала большую часть Assassin’s Creed, и за это время она не только не научилась ничему новому, но и окончательно отстала от конкурентов.

Новая игра начинается с того, что христианские миссионеры прибывают в Японию. Лидер клана Ода встречает гостей, и просит их оставить ему раба Ясукэ, в котором он видит хорошего ученика и воина. Завязка вполне логичная, и в дальнейшем за Ясукэ будет несколько флешбэк-миссий, в которых он будет вспоминать обучение, а также то, как нелегко ему давался этот путь.
Сделано это вполне логично. Однако если вы любите отстаивать историческую достоверность в видеоиграх, то сразу вас огорчим — это не документальный проект, и тут множество художественных отступлений: как вполне допустимых, так и совсем странных.

По другую сторону кланового конфликта находится девушка Наоэ. Она вооружена скрытым клинком, и является тем самым ассасином-ниндзя. Удивительно, что в первую треть игры вообще нельзя сменить персонажа, и нужно играть только за неё. Мы знакомимся с сюжетом и миром игры, а также осваиваем несколько новых стелс-фишек: крюк-кошку, возможность ползать и следить за уровнем освещённости.

В первые пять часов кажется, что повествование стало мрачнее, а сюжет динамичен как никогда. Как только вы привыкаете к хорошему, на вас вываливают всё то, что должно максимально отвлечь от основной задачи: менеджмент убежища, исследование открытого мира с обязательным сбором ресурсов и миссии в стиле «выследи и убей 20 человек».
А где же самурай Ясукэ, спросите вы? К концу долгого пролога Наоэ встречается с ним, и узнаёт в нём одного из участников жестокого нападения на свой клан. Но вопреки хоть какому-то смыслу, они внезапно понимают, что преследуют общие цели, и становятся лучшими друзьями и союзниками.

От такого исхода событий становится просто смешно. Ведь вам пять часов показывали страдания героини, и раз за разом демонстрировали кадры расправы над её отцом. В этот момент весь саспенс кончается, и вы с новым другом идёте зачищать карту.

Вообще, главная цель героини — выследить и ликвидировать 12 всадников, которые убили её семью и украли шкатулку ассасинов. Ничего нового для серии, но звучит всё ещё неплохо. Только вот устроено это так, что перед убийством каждого из важных противников, вам нужно выполнить не менее трёх подготовительных квестов.

Иногда это довольно динамичные и увлекательные миссии, но чаще всего вам просто подкидывают список из ещё одного десятка врагов, мол это всё его телохранители, и нужно обязательно убить каждого, прежде чем идти к основной цели.

Такой подход не только размывает изначальную мотивацию, но и ставит AC Shadows ближе к Valhalla и Odissey, нежели к оригинальным частям серии. Да, мир стал более компактным, но теперь вас буквально заставляют «пылесосить» каждый храм или лагерь противника, потому что без этих ресурсов останавливается прокачка персонажа. Вам просто блокируют звено улучшений, и вы не можете потратить полученный опыт.

К этому добавляется и менеджмент базы. Если вы не будете собирать ресурсы и улучшать её, то вам недоступны гравировки для оружия, улучшение союзников и много других мелочей.

Ubisoft не только искусственно раздувает сюжет, не пуская вперёд, если вы не убьёте десяток охранников другого охранника, но и делает исследование обязательным элементом для прокачки. Идёт ли это на пользу повествованию? Вряд ли. Базовые механики вновь растягивают до уровня средненькой RPG, чтобы вы обязательно остались в игре на 50 часов, не меньше. Только непонятно зачем.

В этом всём вновь теряется наш самурай Ясукэ. Он попросту не умеет захватывать вышки, а его ловкость ограничивается залезанием на дерево или небольшой забор. Да, иногда можно освежить геймплей, и хочется поиграть за него, чтобы в открытом бою захватить какой-нибудь лагерь или выполнить сюжетную миссию. Но для основного исследования и комфортного прохождения подходит только Наоэ. Как минимум, только она умеет забираться на вышки и захватывать их!

Ну и подвижность также решает. Ведь вы можете просто избежать большинства схваток, и быстренько пробраться в нужную точку, чтобы совершить скрытное убийство. Это куда увлекательнее, чем танком лезть вперёд и ковырять шкалу здоровья у десятка противников в течение 15 минут.

Особняком стоят основные сюжетные миссии, где вы сначала силой выносите ворота в условную крепость, махая огромной дубиной за Ясукэ, а уже потом вам передают управление над Наоэ, и вы пробегаете по крышам, бесшумно выслеживая местного главаря. В таких заданиях всё в порядке с постановкой, кат-сценами и эпичностью. И это лучшие моменты игры. Но даже в это время случаются странные вещи.

Например, отвратительный саундтрек. Во время исследования играет какая-то едва заметная и незамысловатая дудочка. Но вот почти в каждом сражении разработчики врубают какой-то странный хип-хоп или фонк с элементами фолка. Звучит это максимально неуместно и глупо. Более того, такие странные композиции включают и во время сюжетных сражений.
А кто-то ещё помнит такую вещь, как Анимус? Это та самая машина, в которую погружается человек, чтобы погрузиться в воспоминания предков, и взять их под свой контроль. На этой идее вообще основана вся франшиза, и Анимус был одним из главных инструментов повествования.

В AC Shadows Анимус также есть, только теперь это инструмент лайв-сервиса, а не нарратива. Для него даже отвели отдельную вкладку в меню. Перейдя к ней, вы найдёте несколько «боевых пропусков» с уникальным снаряжением и ресурсами.

Награды открываются по мере прохождения сюжета и не требуют доната. Но очевидно, что это большая заготовка на будущее, где спустя какое-то время появятся и платные варианты. Никуда не исчез и внутриигровой магазин, ассортимент которого стал только богаче. В игре есть даже специальные квесты от Анимуса, но все они вновь заставляют вас собирать предметы на карте или убивать случайные цели. В награду получите очки для наград или аудиодневники некоего Проводника. Ubisoft умело адаптировала Анимус для своих коммерческих целей, окончательно лишив его сюжетной значимости.

Зато в игре действительно классная графика. Однозначно лучшая в серии. Разработчики заметно постарались над тем, чтобы насытить картинку массой мелких деталей. Это делает мир более естественным и живым. Сюда же можно отнести и смену времён года. Сезоны меняются каждые два с половиной часа реального времени, и это полностью преображает мир. В первые минуты весны вы видите остатки растаявшего снега, а осенью идут такие ливни, что слабо видно дорогу перед собой. С атмосферой и графикой тут полный порядок.

С оптимизацией на консолях всё также неплохо. Есть три режима графики: «Качество», «Баланс» и «Быстродействие». Лучше всего играть в режиме «Баланс». В режиме «Качество» вас ждёт классная картинка, но в 30 FPS, что сильно сказывается на плавности, а в режиме «Быстродействие» вы получаете 60 FPS, но графика откатывается так сильно, будто перед вами PS4-версия игры. В режиме «Баланс» вы получаете лучшую картинку и 40 FPS, что заметно комфортнее тридцати.

Если судить непредвзято, Ubisoft сделали очень неплохую, и даже хорошую игру. Только вот за последнее время мы получили столько проектов в сеттинге Феодальной Японии, что за всеми ними AC Shadows кажется просто чем-то блеклым и невыразительным. Взять ту же Ghost of Tsushima, которая вышла в 2020 году. Идейно, это была видеоигровая адаптация фильмов Акиры Куросавы: эффектная постановка, драматичный сюжет, тщательное соблюдение исторических фактов и традиций.

Assassin’s Creed Shadows можно смело назвать адаптацией Netflix: сражения проходят под хип-хоп мотивы, мотивация героев непостоянна и абсурдна, а в сюжет проталкивают совершенно ненужных героев, создавая филлерные эпизоды, растягивающие хронометраж.