Формат альманахов после успеха «Любовь, смерть и роботы» можно сказать обрёл вторую жизнь — мы всё чаще слышим о появлении новых проектов, выполненных в стиле антологий, где каждая серия создана разными авторами, в различных стилях и сеттингах.
Каково же было наше удивление, когда на горизонте появился подобный проект по самым жутким произведениям российских классиков. Релиз первых трёх серий состоялся 16 февраля на «Кинопоиске» и more.tv.
Какой получилась «Антология русского хоррора» и стоит ли тратить на неё время? Мы посмотрели все вышедшие серии, и сейчас поделимся с вами разными впечатлениями от наших постоянных авторов.
Источники и создатели
Несмотря на то, что проект основан на произведениях российских классиков, его нельзя называть русским ответом «Любовь, смерть и роботы». Достаточно взглянуть на список серий и режиссёров, стоящих за ними, чтобы не осталось никаких вопросов:
- «VRDLK: Family of Vurdulak». За основу эпизода взят рассказ Алексея Толстого «Семья вурдалака», режиссёром стал Сэмюэл Чоу (Канада).
- The Forest King. В данном случае основой стал стих Василия Жуковского «Лесной царь». Режиссёр — Любомир Арсов (Канада).
- The Ratcatcher’s Daughter создали по мотивам рассказа Александра Грина «Крысолов». Над эпизодом работали Адам Джеффкоат и Джим Брайсон (Канада).
- The Undertaker создавался по рассказу Александра Пушкина «Гробовщик». Режиссёром стал Сергей Кибус (Эстония).
- Эпизод под названием Lord создавали по рассказу Дмитрия Тихонова «Беспросветные». Режиссёрами заявлены Алексей Климов (Германия) и Хирофуми Накада (Япония).
- No.8 Reporting. За основу взят рассказ «Можарово». Над эпизодом работали Алексей Климов (Германия) и Мэттью Лион (Канада).
Однако создателями проекта считаются Алёша Климов и Юрий Степанов — именно они собрали международную команду сценаристов и режиссёров. Интервью с ними вы можете прочитать по ссылке. По их словам, проект задумывался ещё до выхода «Любви и Смерти», но от ассоциаций уже избавиться не получится.
Теперь, когда мы с этим разобрались, посмотрим на первые вышедшие серии и оценим — что у создателей получилось хорошо, а что плохо. Ниже — четыре разных мнения.
Валерия Лешберг
Была приятно удивлена
Ну и жуть, давайте ещё! Именно такое первое впечатление остаётся от просмотра нового анимационного сериала.
«Антология русского хоррора: Красный состав» — это всё-таки не «Любовь. Смерть. Роботы», как ранее утверждали многие. Скорее это тлен, мрак и смерть. Впрочем, ничего удивительного — в сериале всё же показаны достаточно мрачные истории, и совсем не зря ему присвоен рейтинг 18+. Детям смотреть такое явно не стоит.
Анимационный сериал может напоминать нетфликсовских «Роботов» только тем, что каждый эпизод также сделан в своём собственном стиле. Стилистика может разниться от 2D и 3D анимации до бумажного стоп-моушна. Учитывая, что над новеллами работали разные режиссёры и художники, получилось весьма интересно.
В настоящее время посмотреть можно несколько эпизодов. За основу первого был взят рассказ Александра Грина «Крысолов», однако в антологии серию назвали немного иначе – «Дочь крысолова».
Канадским режиссёрам Адаму Джеффкоуту и Джиму Брайсону удалось создать весьма жуткий, а из-за рисовки даже немного нуарный триллер, чьё действие развернулось в 1920 годы в голодном Петрограде. Главным героем, как и в оригинальном рассказе, стал юноша, познакомившийся на улице с девушкой, чей отец работал крысоловом.
В данном случае (возможно из-за короткого хронометража) обошлось без болезни тифом и переселения в заброшенное здание. События начали разворачиваться сразу же, буквально с первых минут серии. Не успели главные герои познакомиться, как уже оказались втянуты в серьёзную заварушку с крысолюдьми, которые, по правде, больше похожи на мутировавших клыкастых свиней.
В оригинальном рассказе крысы были олицетворением зажравшейся буржуазии, однако в анимационном прочтении создатели как-то упустили всю глубину и суть истории. Никаких выводов и морали в серии словно бы нет, либо они тщательно запрятаны. Зато есть неплохой махач русского деда, революционера и с виду слабой девушки с бешеными крысами — а что ещё для счастья надо. Экшена в серии просто через край.
Второй эпизод создал также режиссёр из Канады — Любомир Арсов. За основу был взят стих Василия Жуковского «Лесной царь». По какой-то причине эта серия сперва была доступна на «Кинопоиске», а «Можарово» — нет, но затем она уехала на 23 февраля.
В данном случае произошёл весьма вольный и неожиданный пересказ стихотворения 1 818 года. Действие серии развернулось в атмосфере далекой от времени написания стиха — в настоящем киберпанке будущего.
Трагическая история отца и его сына показана через призму роботизации и повсеместного использования технологий, которые, по мнению создателей, явно ведут к деградации и потери индивидуальности. Если коротко, мир будущего показан чудовищно несправедливым к индивидуальным личностям, к которым хотел относиться главный герой — отец мальчика. Его сын тем временем просто мечтал быть таким как все, иметь крутые гаджеты или хотя бы элементарные блага, вроде электричества в доме.
В результате из-за упёртости отца, мальчик оказался в смертельной опасности — он надел устаревший шлем виртуальной реальности, который оказался совсем небезопасным. В итоге наивного ребенка «загрузило» в мрачную игру, из которой ему явно не суждено было выйти победителем.
Мораль истории каждый может увидеть свою. В одном случае можно подумать, что гаджеты и всякие однотипные танцы, например, из какого-нибудь «ТикТока» определенно не ведут ни к чему хорошему. В другом случае можно сделать вывод о том, что быть хорошим родителем — это означает думать не только о своих собственных интересах. Серия заставляет призадуматься и немного взгрустнуть.
Третий эпизод пока что оказался самым позитивным, он скорее даже напоминает зловещий анекдот. Режиссёром опять же таки стал канадец — Сэмюэл Чоу. Он показал собственное не лишённое чёрного юмора прочтение рассказа Алексея Толстого «Семья вурдалака».
Главным героем, как и в литературном произведении, стал французский дипломат Маркиз д’Юрфе, который проезжал на своём коне через Сербию. Поздним вечером, да ещё и в метель, он оказался в лесу. На счастье по пути ему попался дом, принадлежащий весьма приветливой семье, которая пригласила его к себе переждать буран. И всё бы ничего, но с наступлением ночи дом начал атаковать дед-вурдалак, решивший испить крови у своего семейства.
Если в оригинальном рассказе сюжет кажется весьма жутким, то в новом пересказе он оказался крайне забавным. Возможно всему виной главный герой, которого изобразили заносчивым и как будто бы не обременённым умом бабником. Не исключено, что если бы с данным персонажем был отдельный анимационный сериал, он мог бы получить свою порцию успеха. Многие бы с удовольствием посмотрели такую чёрную комедию.
Рисовка в данном эпизоде оказалась самой оригинальной и приятной. Серия сделана в стиле старых европейских комиксов наподобие «Приключения Тинтина». Такая рисовка может показаться примитивной из-за отсутствия деталей (или прорисованных лиц), но глаз это совсем не режет, скорее наоборот.
Пока что впечатления от «Антологии русского хоррора» весьма неплохие. Будем ждать оставшиеся три эпизода, они станут доступны в онлайн-кинотеатрах уже 23 февраля.
Анастасия Захарик
Не поняла прикола
Об этом сериале перед просмотром я слышала только то, что это русская версия антологии «Любовь. Смерть. Роботы» от Netflix. Именно с ней сравнивают новый проект нашего more.tv.
Официально 16 февраля вышло только 3 эпизода, но на «Кинопоиске», где я смотрела этот сериал, что-то перепутали и поменяли местами второй и четвёртый эпизоды. Потом, конечно же, быстро всё исправили. Зато мне удалось посмотреть четвёртый эпизод, который будет доступен только 23 февраля. Поэтому расскажу и о нём.
Первое, что я заметила при просмотре, то, что из сходств с «неповторимым оригиналом» здесь только концепция: каждая серия длится около 15 минут, у каждой своя рисовка и команда создателей. Создавали эпизоды мультипликаторы не только из России, но и из многих других стран — от Японии до США. И это не играет на руку сериалу. Но об этом позже.
Рисовку критиковать не буду — для меня картинка не самое важное в кино и сериалах. Гораздо важнее истории и их смысл. Пробежимся по конкретным эпизодам.
Дочь крысолова
Серия рассказывает о Петрограде 20-х годов: разруха, голод, нищета. Революционер Антон знакомится на улице с Ниной — дочерью крысолова. Они курят что-то запрещённое, а потом ловят бэд-трип, в котором за ними охотятся крысы-монстры, которые пытаются уничтожить человечество и занять место людей на Земле.
Понять, что этим хотел сказать автор, мне не удалось. Но нуарная картинка выглядит симпатично, а актёры озвучки радуют слух.
Можарово
В будущем Москву огородили стеной, и выехать из неё можно только на поезде с гуманитарной помощью. Группа журналистов садится на поезд, чтобы узнать, что скрывается за стеной, и что на самом деле возят эти поезда.
Изначальная идея, основанная на одноимённом рассказе Дмитрия Быкова (признан иноагентом), прекрасная. Но главная проблема этого эпизода, в прочем, как и остальных, в реализации. И дело тут не в картинке, и не в игре актёров озвучки, а в самом главном — сценарии.
Семья вурдалака
Французский дипломат едет на своём коне по сербской глуши. Из-за сильной вьюги ему приходится попроситься на ночлег в дом крестьянина. Естественно, ночь оборачивается битвой с вурдалаками.
На фоне остальных этот эпизод, пожалуй, можно назвать лучшим. Но опять же, и у него есть много проблем. Основная — слишком предсказуемый сюжет и огромное количество сценарных штампов.
Лесной царь
Будущее. Мальчик Лёша надевает VR-очки и начинает игру, которая постепенно убивает его. В это время в реальном мире отец Лёши пытается его спасти, но из-за недостатка денег не может даже вызвать скорую.
Опять же, крутая идея — адаптировать «Лесного царя» Жуковского в стиле «Чёрного зеркала». Но если в «Зеркале» идея о том, что технологии — зло, доносилась до зрителя тонко, то здесь это чуть ли не говорится прямым текстом. Ощущение, что эпизод создавали бумеры, которые уверены, что все беды современных детей от компьютеров, смартфонов и компьютерных игр.
Что не так с сериалом
Когда сериал называют «Антологией русского хоррора», зрители будут ожидать здесь больше чего-то русского и больше хоррора.
Из русского здесь разве что локации и имена героев. Для адаптации авторы сценария взяли крутые произведения русских писателей, но, к сожалению, полностью перекроили, разбавив их юмором и экшеном на американский манер. В итоге получилась грубая калька на западные сериалы.
Что касается хоррора, то его тут тоже нет. Вообще не понятно, для кого этот сериал. Взрослым страшно точно не будет. Даже тем, кто обычно боится всего и избегает фильмов ужасов, как я. Во время прсмотра этого сериала мне не то, что не было страшно, мне было смешно. И не столько от классного юмора, сколько от нелепых моментов.
Кровища тоже не вызывает каких-либо эмоций: ни страха, ни отвращения. В некоторых сценах её вообще, кажется, добавляют просто так, что бы было. Чем больше крови, тем страшнее же, верно? Наверное, как-то так рассуждали создатели.
Изначально у сериала классная задумка и классные первоисточники. Но создатели решили отдать его на реализацию не российским авторам, а западным. И это, по-моему, убило вообще весь вайб «русского хоррора». Практически все сцены здесь — это просто штампы из западных фильмов. Смотришь на это всё и понимаешь, что видел это уже много-много раз.
В «Антологии русского хоррора» нет чего-то оригинального, своего. Наверное, это и делает сериал, как минимум, не интересным. В место него рекомендую посмотреть или пересмотреть советский «Вий» по Гоголю.
Ананас Дрюня
Оценил по достоинству
Интересным получился проект! Этакая сборная солянка не только по сюжету, но и по производству. Это не чисто отечественная разработка, а совместная работа канадской студии Lakeside Animation Studio, молдавской Studio Metrafilms Moldova, а также российских «НМГ Студии» и more.tv. «Монстр» получился разнообразным, посему ярлыки вешать не будем, а перейдём к самой сути.
Создатели как будто смешали «Американскую историю ужасов» с «Любовь, смерть и роботы», закинув вариться в бульон из классики и современных отечественных авторов, а потом разлили по кружкам коротких серий, не забыв украсить долькой юмора сверху. Весь сериал так и смотрится — это больше похоже на комедийный проект с элементами острой сатиры, в который добавили насилие без цензуры, чтобы можно было выдать за хоррор.
И это не так уж и плохо, потому что рисовка тут на любой вкус — после одной серии ощущение, что посмотрел аниме «Цветы Зла», после другой — видосы Сыендука, но при этом события происходят в интересном и знакомом сеттинге. Юмор сливается с насилием в кислотных сюжетах, и получается вполне забавная вещь на один вечер.
Поэтому, если особо не вдумываться и не ждать, что сериал будет тебя именно пугать, то как новое развлечение — подойдёт на ура.
Софья Чикашева
Осталась в смешанных чувствах
16 февраля увидел свет достаточно необычный и амбициозный проект «Антология русского хоррора». Лично я всегда радуюсь, когда выходит что-то похожее на «Любовь, смерть и роботы» или «Чёрное зеркало», а здесь ещё и истории, по идее, должны казаться ближе, поскольку тесно связаны с Россией из самых разных эпох. На данный момент вышла половина серий, и ощущения после просмотра у меня неоднозначные.
Первая серия. Петербург 1920 года. Главный герой — революционер, случайно сталкивается с дочерью крысолова и вместе они становятся свидетелями жуткого обряда, в результате которого город наполняют монстрообразные крысы. За основу взят рассказ Александра Грина «Крысолов». Примечательно, что авторы сделали отсылку к истории первоисточника, изменив имя главной героини. Больше серия, к сожалению, не запоминается ничем.
Действие второго эпизода по сюжету проиcходит в 1777 году в Сербии. За основу взят рассказ Алексея Толстого «Семья вурдалака». Серия довольно короткая и выглядит как сборник клише, типичных для хорроров о монстрах и нечисти. В середине она немного держит в напряжении, но от силы пару минут. Как и в случае с первой серией, действие могло бы происходить в любой европейской стране XVIII века и ничего бы не изменилось.
Третий эпизод из вышедших мне понравился больше всего. Действие разворачивается в альтернативной России нынешнего времени и начинается с выпуска новостей (который скорее напоминает типичный новостной выпуск в США, но это с лихвой компенсируется проработкой мелких деталей в дальнейшем) и повествует о поезде, развозящем еду по бедным населённым пунктам глубинки.
Серия немного напомнила эпизод «Высокая трава» из второго сезона «Любовь, смерть и роботы», но с узнаваемыми элементами российской действительности: заборы, станции и даже подстаканники в поезде легко узнаваемы, а вот рисовка мне совершенно не понравилась. Сюжет, как и в двух предыдущих сериях, довольно предсказуемый, но хотя бы концовка заставляет немного поразмышлять.
Безусловно, выход такого проекта — приятное событие, но пока что уведенное не оправдывает ожиданий. Буду надеяться, что следующие серии окажутся более интересными и запоминающимися.
Пока что сериал не вызывает восторга, а эпизоды довольно скучны и покажутся предсказуемыми даже для тех, кто не знаком с произведениями, по мотивам которых они сняты. Визуальной частью «Антология русского хоррора» тоже не подкупает. Возможно, конечно, дело в моих завышенных ожиданиях, но вторую половину сезона я буду смотреть без особых надежд.