Как только Netflix заявил о намерении выпустить новое аниме, да ещё и по весьма философскому sci-fi о мире будущего, у многих закрались сомнения. Первое, что пришло в голову — нас ждёт ещё один чудовищным образом переработанный тайтл. Но вот на свет появился «Плутон», и о чудо! У Netflix, наконец, получилось нечто годное. И не просто годное — кажется, «Плутон» на полном праве может претендовать на титул лучшего аниме 2023 года.
Попробуем рассказать обо всём по порядку и, по возможности, без спойлеров (вдруг кто-то ещё не смотрел).
Сюжет аниме разворачивается в далёком будущем. Местом действия являются различные европейские и восточные страны, пережившие настоящую катастрофу — 39-ю Азиатскую войну.
Практически с первой же серии становится ясно: в новом мире будущего люди не просто сосуществуют вместе с роботами. Железные машины наделены правами, они работают и берут отпуска, заводят собственные семьи и воспитывают детей (иногда даже человеческих).
Главным героем тайтла становится детектив Гезихт из Европола. Ему предстоит расследовать два достаточно сложных убийства. В одном случае от рук неизвестного пал народный любимец робот-пацифист Монблан, во втором — жертвой убийцы стал человек, занимающийся продвижением законов о равноправии людей и роботов. Что самое странное — на месте обоих преступлений были обнаружены жуткие разрушения и непонятные рога.
Очень быстро робот-детектив приходит к выводу, что эти двое были не последними жертвами злодея. Под прицелом должны оказаться оставшиеся 6 сильнейших и наиболее продвинутых роботов, существующих на планете. К их числу относится и сам Гезихт.
Это основная завязка, из которой потом вырастает большая и весьма непростая история со злободневным характером (какая ирония, что аниме выпустили именно сейчас).
Тайтл поднимает актуальные вопросы совместной жизни людей и роботов, которые начали занимать не только рабочие места, но и определённое место в мире и, так скажем, под солнцем. А ведь в 2023 году многих как раз озаботило появление нейросетей, из-за которых люди в будущем могут лишиться работы.
Также история не обходит стороной весьма важные и фундаментальные вопросы. Например, тему расизма, если этот термин применим в случае ненависти людей к роботам. Кроме того, сквозь сюжет красной линией идёт тема культивации ненависти и войны, которые приводят к самым губительным и разрушительным вещам.
Все герои аниме прошли через горнило 39-й Азиатской войны, развернувшейся в Персии. Изначально им её подали как освобожденческую миссию, но после уничтожения мирного населения и тысяч роботов стало ясно — всё это было затеяно из-за гонки вооружений. Никакой великой миссии на самом деле не было. Однако Персия уже была практически уничтожена, люди убиты, а роботы превращены в пыль и обломки… Из этого пепелища и появился Плутон, готовый мстить и сеять ненависть по всей земле.
Вобщем история непростая и тяжелая. В аниме намешаны сразу несколько жанров: детектив, триллер, sci-fi, боевик и психологический хоррор. И всё это приправлено доброй порцией философии и драмой о человечности, заставляющей задуматься о серьёзных вещах. «Плутон» — это действительно взрослое аниме без тянок, лолек и прочей стандартной «кавайной» мишуры. Серии кажутся мрачными и несколько нуарными, они пропитаны вселенской тоской, которая находит отражение в персонажах.
Учитывая, кто занимался созданием тайтла, не удивительно, что «Плутон» получился именно таким. Однако о создателях, и о том, как появилось новое аниме, стоит рассказать отдельно.
Все началось с произведений Осаму Тэдзуки, который в своё время являлся кем-то вроде Уолта Диснея в мире манги. Именно он в 1950-ые годы создал персонажа по имени Атом, которого за пределами Японии переименовали в «Астробоя» (он же «Астро»). По сюжету манги, убитый горем доктор Тенма создал мальчика-робота в красных сапожках. Он хотел заменить им своего погибшего сына Тобио. Однако хоть робот и начинает со временем ощущать человеческие эмоции, он так и не может закрыть дыру в душе своего создателя (такая вот детская история).
В 2003 году мангака Наоки Урасава занялся адаптацией одного из эпизодов манги Astro Boy. Он решил превратить арку «Величайший робот на Земле» в детективный сериал. Таким образом сначала появилась манга под названием «Плутон», а спустя 20 лет и одноимённый аниме-сериал. Что ж, своей актуальности история совсем не потеряла, и даже можно сказать, что она обрела второе дыхание на фоне происходящих в мире событий.
Стиль Урасавы определённо заметен в новом аниме. Любители действительно годных тайтлов знакомы с ним по другой его работе – «Монстр» (манга и аниме из 75 эпизодов рассказывают о японском хирурге из Германии, волею судьбы связавшим свою жизнь с убийцей-психопатом). После просмотра «Монстра» невозможно не заметить все эти «похожести»: мрачные полутона, стиль рисовки, а также неспешное и обстоятельное повествование.
К счастью, новое аниме в отличие от «Монстра» имеет всего 8 серий, а не 75. Благодаря такому относительно небольшому хронометражу в «Плутоне» не чувствуется затянутость сюжета. Каждый эпизод длится около часа, но при этом сохраняет спокойный темп повествования. Рассказанная создателями история остаётся сложной, но её легко можно понять при внимательном просмотре.
Возвращаясь к созданию аниме, стоит отметить, что новая история имеет мало общего с оригиналом. У Astro Boy хоть и был немного мрачный подтекст, но эта манга всё же оставалась детской сказкой, тогда как выросший из нее «Плутон» стал философской историей о губительности войны и вопросах человечности. Кроме того, в «Плутоне» Атом (он же Астробой) стал отчасти второстепенным персонажем.
На первый план в новом аниме выдвинут детектив Гезихт. И это точно было одним из самых удачных решений. Персонаж робота-детектива быстро завоёвывает любовь и симпатию. Он наделён весьма человеческой и трагичной историей, которой очень просто сопереживать. Намного сложнее было бы эмпатировать робо-мальчику, который не смог стать сыном, но сумел обрести славу национального героя.
Минусов в новом аниме не так уж много. В первую очередь можно отметить слишком упрощённую рисовку, которая уступает оригинальной манге. Однако незнакомые с печатным изданием зрители могут вполне не заметить такой небольшой изъян.
Также к минусам хочется отнести тот факт, что создатели толком не объяснили, как устроен мир, в котором развивается сюжет. Не слишком понятно, почему уничтоженного робота нельзя «воскресить», загрузив его чип памяти в другую машину. Тот же робот-строитель, появившийся в одном из эпизодов, по какой-то причине менял свое «рабочее» тело на повседневное и видимо не терял при этом личной индивидуальности. Также не ясно, зачем детям-роботам ходить в школу, они ведь могут легко загрузить в себя все нужные знания.
Кроме того, в новом аниме немного хромает детективная линия. Если в первых сериях Гезихт ещё что-то худо-бедно расследует, то после все подозреваемые и улики словно из рога изобилия сами сваливаются ему на голову. Просто чудо какое-то. Также немного странным оказался тот факт, что под конец аниме из сюжета напрочь выкинули линию о тайной организации с лозунгом «Смерть машинам». Что случилось с этим культом ненавистников роботов, ничего неизвестно. Про него словно забыли.
Во всём остальном аниме-сериал настолько хорош, что на эти минусы можно смело закрыть глаза. В контексте всего тайтла они кажутся не столь заметными. На сегодняшний день на IMDb аниме получило рейтинг 8,7 из 10. На «Кинопоиске» оценка всё ещё не сформирована, но мы уже и без этого знаем, что «Плутон» точно заслуживает просмотра. Как минимум, посмотреть его стоит за неизбитый сюжет и за немного избитый, но такой важный посыл — ненависть циклична и всегда ведёт к порождению ещё большей ненависти. Этим миром явно должна править не она, а любовь.