Финская студия Remedy уже десятки лет выпускает уникальные кинематографичные игры, равных которым просто нет. Разработчики ещё со времен Max Payne делали большую ставку на нарратив, не забывая при этом про игровой процесс. Это не интерактивное кино, а настоящие игры с глубоко проработанной вселенной, запутанными историями и яркими персонажами.
Первая часть Alan Wake вышла в 2010 году эксклюзивно для Xbox 360 и спустя два года на ПК, а её сюжет строился вокруг популярного писателя, который никак не может написать ничего нового. Вместе с женой он едет в маленький городок Брайт-Фоллс, чтобы отдохнуть и найти вдохновение.
Как можно догадаться, отдых не задаётся с самого начала, а каждый шаг сопровождается ворохом тайн, которые накапливаются как снежный ком. Мистическая атмосфера в духе сериала «Твин Пикс» и книг Стивена Кинга сделала свое дело, а сериальная структура, где каждый уровень — серия, окончательно закрепила за Remedy репутацию энтузиастов, которые смешивают кино и игры в равной пропорции.
После релиза Alan Wake студия выпустила две игры — Quantum Break и Control. И несмотря на то, что это абсолютно разные игры, Remedy расставила повсюду кучу отсылок к прошлым проектам, явно давая понять, что всё происходит в рамках одной вселенной, а все события взаимосвязаны. Из-за такого подхода фанаты уже несколько лет бьются в экстазе, строят новые теории и домыслы.
Всем остальным мы советуем заварить пару литров кофе, чтобы самостоятельно ознакомиться со всеми проектами студии, ну или посмотреть пару видео с разбором событий всего происходившего ранее. Ведь спустя 13 лет вышла Alan Wake 2, которая не только ответит на многие вопросы, но и создаст десяток новых.
Релиз сиквела — эпохальное для многих событие, ведь студия годами давала почву для новых теорий, а каждая игра только подогревала публику, разворачивая вокруг персоны Алана Уэйка множество важных событий, делая его важнейшим героем «Объединённой вселенной Remedy». Какой получилась игра и стоит ли тратить на неё время? Фанаты уже знают ответ на этот вопрос, для остальных — разбираемся ниже.
События сиквела происходят спустя 13 лет после первой части, а главных героев теперь двое — агент ФБР Сага Андерсон и сам писатель Алан Уэйк. Приехав в Брайт-Фоллс по делу о местных сектантах, Сага почти сразу понимает, что история тут гораздо сложнее, и она сама является её частью. В этот момент Уэйк всё ещё находится в Тёмной обители, откуда пытается выбраться, написав соответствующую книгу. Несмотря на скептическое отношение к новой героине со стороны фанатов, её роль здесь оказалась куда сложнее, чем просто роль агента ФБР.
Постепенно вы начнёте понимать, что всё происходящее вокруг для неё — явно не ещё одно дело. Да и сам игровой процесс за неё отличается общей концепцией детективной ролевой модели: исследование локаций, составление карты событий, опрос свидетелей и методы анализа собеседника на грани с экстрасенсорикой.
В эти моменты игра концентрируется на реальном мире, который продолжает искажаться из-за текстов писателя. Вы будете часами бродить по трём условно открытым локациям, в каждой из которых вам дадут возможность исследовать пространство, найти схроны культистов, страницы рукописей и прочее. Некоторые пути будут намерено закрыты от вас, а подходящий ключ или болторез получится найти ближе к концу игры. Разработчики уже пообещали добавить в скором времени режим НГ+, а на самой высокой сложности вы сможете обнаружить дополнительные улики и даже сцены.
Такая структура заставляет вас постоянно возвращаться обратно для исследования новых уголков, а сюжет не стесняется заставлять вас бегать из угла в угол для выполнения заданий, чтобы вы вдоль и поперёк изучили всю карту без возможности быстрого перемещения. Иногда это увлекает, когда внезапно находишь ключик, который открывает дверь, ведущую к чему-то большему. Такой подход был в недавних ремейках Resident Evil или The Evil Within 2, что является одной из ключевых черт жанра survival-horror.
С другой стороны, создается чувство, что у разработчиков просто не хватило бюджета, чтобы создать больше таких же красивых локаций. Мы вновь и вновь бродим между тремя регионами, и временами это утомляет.
Играя за Уэйка вы, наоборот, оказываетесь в сюрреалистичном мире, где вам придётся бродить по очень красивым мистическим локациям и смотреть ролики с живыми актёрами. Конечно, тут тоже хватает сражений с противниками или исследования выдуманного Нью-Йорка, но повествование более концентрированное, а события — эпичнее.
У Алана тоже есть своя доска с зацепками, только там вы меняете события и сюжет на локациях, трансформируя при этом всё вокруг. Сменить героя можно где-то после шести часов прохождения. Начиная с этого момента, вы сможете свободно переключаться между персонажами до самого финала.
И если общее настроение, цели и детали в геймплее у персонажей разные, то основа боевой системы практически не изменилась со времён первой части — просвечиваем врага фонариком, а потом пускаем три пули в голову. Такая тактика работает во всех случаях, но для большей эффективности можно использовать световую гранату, сигнальный пистолет, а также арбалет, винтовку и прочее.
Даже в битвах с боссами базовые правила не меняются, хоть и есть приятные исключения. Такой подход сложно назвать минусом или плюсом игры, но разработчики явно изменили концепцию сражений, отправляя на вас меньше противников, сделав их более опасными. Хотя попадаются и ситуации из первой части, когда в вас летят топоры, вокруг пляшет несколько одержимых с трубами, а вам приходится или извиваться между ними, или использовать припасённое особое вооружение.
Игра во многом сделана по законам survival-horror. Тут вам и ограниченный инвентарь, нехватка припасов, и даже прокачка способностей через поиск секретов. Такой подход решает большинство проблем первой части. Противников за всю игру удивительно мало, а большая часть геймплея сосредоточена вокруг исследования и решению загадок с поиском нужных для продолжения предметов.
Хоть это исследование и хождение иногда утомляет, графика и дизайн локаций вызывают только восторг. Тёмные леса или туманные пейзажи выглядят как никогда реалистично, а когда игра начинает жестить и на экране появляются результаты работы культистов, чувствуешь себя совсем неуютно, чего давно в подобных играх не ощущалось. Полноценным хоррором игру назвать сложно, но жёстким мистическим триллером — вполне.
На PlayStation 5 есть два привычных режима игры: «Производительность» и «Качество». Советуем играть с наилучшей графикой в 30 FPS, так как, со слов разработчиков, именно под эту настройку и затачивалась игра. Именно в таком варианте вам обеспечен восторг от графики, да и количество кадров вполне комфортное, из-за общей медлительности происходящего и редких быстрых сражений.
Слегка огорчил баг с субтитрами, которые идут неравномерно речи героев, да и сами шрифты, заметно отличающиеся от оригинала. Но первую проблему уже пофиксили последним патчем, после которого этот баг ещё не встречался.
Alan Wake 2 можно смело назвать лучшим игровым опытом этого года. Remedy сделала игру мечты не только для фанатов серии (которые могут сойти с ума от количества аллюзий и отсылок), но и любителей survival-horror, детективных сериалов и мистики.
Это настоящее художественное произведение, которое функционирует по законам кинематографа. Но как у игры, тут меньше выдающихся элементов, которые вас смогут удивить, если вы уже играли в нечто подобное. Тем не менее, видно, что разработчики выжали всё из оригинального концепта, и довели все идеи до возможного предела.
Иногда бывает скучно в десятый раз возвращаться в старую локацию или читать сотую страничку текста, чтобы наконец-то понять что происходит, но несмотря ни на что у всё ещё небольшой студии получилось сделать то, чего уже долгое время не могут игровые гиганты со своими блокбастерами — рассказать сложный взрослый сюжет, который вызывает эмоции, а также вызвать неподдельный интерес к персонажам, которых не захочется отпускать в финале.