Слово «электросамокат» неизменно ассоциируется с двумя компаниями: Xiaomi и Ninebot. Вернее, компания фактически одна, ведь Ninebot — это суббренд китайского гиганта Xiaomi, но самые ходовые модели электросамокатов этих брендов являются главными конкурентами друг для друга: Xiaomi MiJia M365 Electric Scooter и Ninebot KickScooter ES2.
Android и iOS, Xbox и PlayStation, Mercedes и BMW — многие бренды различных сфер рынка имеют своих фанатов, спорящих между собой. В сфере электротранспорта между Xiaomi и Ninebot я выбираю последний вариант. Ничего лучше не говорит о моей лояльности, как тот факт, что самокат Ninebot ES2 я купил себе дважды. В первый раз мне пришлось продать его в связи с переездом, но к текущему летнему сезону у меня снова появилась возможность приобрести электросамокат, и я выбрал точно такой же. Но почему? Сейчас расскажу.
Кастомизация
Первое и самое важное — это возможность кастомизации. Самокат от Ninebot можно в любой момент прокачать заводскими методами, приобретя дополнительный навесной аккумулятор. Не важно, был у вас ES2 (25 км/ч максималка и 25 км пробег) или даже более бюджетный ES1 (20 км/ч максималка и 25 км пробег), их пробег можно увеличить до 45 км, а максимальную скорость — до 30 и 25 км/ч соотвественно, превратив ES2 в ES4, а ES1 в ES3.
Вообще ES3 — неофициальное название, которое самокат ES1 c дополнительным аккумулятором получил в народе. ES4 же — настоящее официальное название самоката ES2 с навесной батареей. Видимо, так случилось по той причине, что ES4 можно сразу приобрести в магазине, тогда как ES3 необходимо обязательно собирать из ES1 и внешнего аккумулятора по отдельности.
Покупая самокат Xiaomi, пользователь безальтернативно останется лишь с тем, что приобрёл изначально. Стандартный Xiaomi M365 способен разгоняться до 25 км/ч и проехать на одном полном заряде 30 км. И с этим уже ничего не поделать. Можно лишь кастомными прошивками увеличивать максимальную скорость и интенсивность ускорения, подвергая самокат повышенной нагрузке и лишаясь гарантии, но аккумулятор от этого больше явно не станет.
Хотите самый топ? Платите разом от 30 до 40 тысяч рублей за модель M365 Pro, чтобы иметь возможность проехать 45 км аналогично модели ES4 от Ninebot и даже не превосходить её по скорости (максималка ограничена на отметке 25 км/ч, как у обычного M365).
В случае же с Ninebot можно сначала сэкономить, купив примерно за 25000 рублей модель ES2 или даже за 20000 рублей модель ES1 (помимо максимальной скорости отличается от ES2 отсутствием заднего амортизатора, задних фонарей и подсветки под декой), а уже потом прокачать их до самого топового уровня, если вам это будет нужно.
Аккумулятор стоит немалых денег — от 7000 до 10000 рублей. Тем не менее, даже с учётом нового аккумулятора цена остаётся очень даже конкурентной для M365 Pro от Xiaomi, но ведь никто не мешает купить б/у-аккумулятор, что тоже несомненный плюс.
Покупать б/у-самокат целиком может быть не самой привлекательной идеей, ведь транспорт — это транспорт: он постоянно находится под воздействием агрессивной окружающей среды, а поэтому падает, бьётся, царапается и пачкается. По итогу выглядит это всё неопрятно, а поэтому хочется купить именно новый самокат. А вот в случае с аккумулятором, который спокойненько висит себе на рулевой стойке, всё гораздо проще. Он значительно чаще остаётся в хорошем состоянии, но это даже не главное: главное, что таким образом можно сэкономить несколько тысяч, имея абсолютно новый самокат и чуть-чуть поюзанный аккумулятор, на который вы даже внимания обращать не будете.
Xiaomi такой привелегии не даст. Хотите самый топ — платите полную сумму и сразу. А если даже и не полную, то придётся купить полностью б/у-шный самокат. К слову, дополнительный аккумулятор для Ninebot на б/у-рынке обойдётся примерно в 5000 рублей.
Конструкция
Механизм складывания
В первую очередь в конструкции Ninebot меня привлекает возможность сложить его строго пополам параллельно деке.
Из-за этого хранить, перевозить и носить на руках его гораздо удобнее, чем самокаты от Xiaomi, которые складываются в треугольник и занимают тем самым значительно больше места.
Ходовая часть
Мне нравится, что покрышки у самокатов Ninebot бескамерные, то есть их не нужно подкачивать и они не могут проколоться. К сожалению, в этом есть и свой недостаток: «найнботы» имеют зубодробильную подвеску. Самокаты Xiaomi с накачиваемыми шинами значительно мягче.
В связи с этим Ninebot ES2/ES4 был оснащён передним и задним амортизатором, которые, увы, погоды особо не делают. Модели ES1 достался лишь передний амортизатор. Тем не менее, со временем амортизаторы размягчаются, от чего езда на самокате всё же становится более плавной. Лично я уже привык к жёсткой подвеске и особо этого не замечаю.
Дисплей
Ещё самокаты Ninebot выгодно отличаются наличием дисплея, который отображает не только уровень заряда батареи, но также текущую скорость, заданный скоростной режим движения (он ограничивает максимальную скорость и интенсивность ускорения), а также выводит номер ошибки, если самокат неисправен. Дисплей доступен даже на самом бюджетном ES1 и абсолютно не отличается от такового в других моделях линейки.
В случае с Xiaomi информативный дисплей предлагается только для самой дорогой модели M365 Pro. Обычный же M365 довольствуется лишь несколькими светодиодами, отображающими зарядку аккумулятора.
Расположение аккумулятора
Одной из наиболее отличительных особенностей самокатов двух брендов является именно этот показатель. У Ninebot аккумулятор расположен прямо в рулевой стойке, поэтому она значительно толще, чем у Xiaomi. Соотвественно, центр тяжести гораздо выше, но устойчивость самоката компенсируется весом наездника. Тем не менее, при торможении тяжесть в передней части ощущается, но к этому быстро привыкаешь и начинаешь с учётом этого закладывать тормозной путь. Подробнее о тормозах чуть позже.
Если к вышеупомянутой особенности расположения батареи ещё можно привыкнуть, то невозможность из-за этого закатить самокат вверх по пандусу действительно раздражает, и с этим ничего нельзя сделать. Руль тяжёлый, а дека очень лёгкая, из-за чего она просто отрывается от поверхности пандуса.
В итоге, самокат приходится либо просто тащить на руках, что я чаще всего и делаю, либо складывать пополам и уже в таком виде закатывать вверх. Кстати, таким же образом его удобно и просто перевозить в сложенном состоянии. Например, в метро иногда бывает полезно. Скатить самокат вниз по пандусу проблем уже никаких не вызывает.
У Xiaomi в этом плане всё хорошо: аккумулятор расположен прямо в деке, поэтому самокат одинаково хорошо справляется с пандусами что в нижнем, что в верхнем направлении.
Минус у такого расположения тоже нашёлся. Аккумулятор непосредственно контактирует с агрессивной средой, включая грязь, слякоть и лужи. Ни к чему хорошему это не приводит, что мы рассмотрим, когда будет говорить о болячках самокатов.
Тормоза
У любого из рассматриваемых Ninebot их два: основной электрический и дополнительный на заднем крыле, как у любого простого самоката. Электрический непосредственно замедляет мотор-колесо (кстати, любой из упомянутых самокатов в этой статье имеет передний привод). Замедление нельзя назвать слишком интенсивным, но при отсутствии внезапно появляющихся на пути препятствий его вполне хватает. Курок этого тормоза расположен возле левой грипсы и идентичен курку газа, расположенного у правой.
Для экстренного торможения нужно использовать тормоз на заднем крыле, а лучше оба тормоза вместе. Самое сложное лично для меня — выработать привычку тормозить задним тормозом. При передвижении на высокой скорости и наличии большого количества людей вокруг я просто сразу держу ногу наготове.
Xiaomi M365/M365 Pro имеет только один дисковый тормоз на заднем колесе, который через тросик управляется ручкой на руле. Тормозят самокаты Xiaomi лучше, чем Ninebot при использовании только электрического тормоза и примерно одинаково при использовании заднего ножного.
Кстати, тросик имеет свойство разбалтываться, поэтому его нужно периодически подтягивать. Это стало для меня дополнительным аргументом в пользу покупки «найнбота».
Помимо уже описанных методов торможения, самокаты обоих брендов способны тормозить с помощью рекуперации. То есть, самокаты автоматически замедляются при отпускании курка газа, запасая тем самым энергию. Интенсивность рекуперативного торможения можно настраивать в приложении.
Прочее
Пробегусь теперь по некоторым оставшимся особенностям самокатов.
Звонок и держатель
Самокаты Xiaomi прямо из коробки оснащены звонком. Увы, Ninebot ES1/ES2 лишены этой опции. И более того — из-за толстых пластиковых кожухов на руле, найти звонок на эти самокаты даже отдельно — непростая задача. Далеко не каждый велосипедный звонок подойдёт. К счастью, мне найти его всё-таки удалось.
Та же проблема касается и держателей для смартфонов, но тут сама компания Ninebot помогла, предложив к покупке собственный стильный держатель за баснословные деньги. Хорошо, что и держатель я тоже смог найти отдельно, и всего за 300 рублей.
Стоп-сигнал
Стоп-сигнал у Xiaomi расположен на заднем крыле, а провод. питающий его, располагается прямо под крылом, и поэтому собирает на себе всю летящую грязь. По этой причине заднее крыло Xiaomi не предусмотрено для торможения, но физически затормозить таким образом всё-таки реально, поэтому некоторые нерадивые «ездуны» перетирают провод, приводя в негодность задний фонарь.
Ninebot решила проблему изящнее, расположив стоп-сигналы по бокам от заднего колеса, а на крыле оставив только светоотражатель. Таким образом, все провода спрятаны в деке, и задним фонарям ничего не угрожает. Модель ES1, к сожалению, не имеет стоп-сигнала, ограничившись только светоотражателями. Тем не менее, передняя фара у неё на месте, как и у любого рассматриваемого в статье самоката.
Подсветка
Из всех перечисленных моделей самокатов подсветку имеет только Ninebot ES2 (он же ES4). Светодиоды расположены вдоль всей нижней части деки. Цвета и режимы их переливания можно настраивать в приложении.
Мелочь, но красиво, и к тому же делает райдера более заметным на дороге.
Болячки Ninebot
Здесь мы рассмотрим несколько распространённых проблем, из-за которых многие люди не любят самокаты Ninebot, но даже с учётом их я остался верен этому бренду и купил такой же самокат второй раз. К тому же, многие из них уже решены, так как компания регулярно обновляет свои самокаты.
Стук колёс
Говорят, существовала проблема, при которой заднее колесо гуляло туда-сюда по втулке, вызывая стук. Насколько мне известно, сохранялась она лишь у самой первой ревизии самоката, ибо даже мой первый самокат, который я покупал ещё два года назад, уже был лишён данной проблемы. Различные мастерские по ремонту самокатов, тем не менее, до сих пор предлагают огромное количество втулок из разных материалов, чтобы избавиться от этой проблемы. Повторюсь, я с ней не сталкивался ни на первом, ни на текущем своём самокате.
Однако у меня был не стук, а треск, причём из переднего колеса. Он появился примерно через 100 км пробега и сохранялся до самого дня продажи. Треск был слышен в скоростном диапазоне примерно от 20 до 24 км/ч и пропадал на других скоростях. Я обращался как по гарантии к продавцу, который не выявил не только брак, но и сам дефект в принципе, так и в стороннюю мастерскую, которая решила проблему, но лишь временно. Зная, что такой проблемы не было у моего друга, который купил такую же модель самоката год спустя, я особо не переживал, что она появится на значительно обновлённой с тех пор модели, и не прогадал. Спустя примерно те же 100 км на моём текущем самокате, эта неисправность не проявилась.
Скрипы
Самокаты Ninebot «славятся» в народе тем, что довольно расхлябаны. Тем не менее, не могу сказать, что в полной мере столкнулся с этим на своём прошлом самокате. Я на нём проехал чуть менее 600 км и, конечно же, спустя время он стал не таким сбитым, как при покупке, но назвать ситуацию катастрофической я не могу.
Первое, что начало «гулять» — это руль. Он стал раскачиваться взад-вперёд примерно через 300 км, а вскоре я обнаружил и суть проблемы, когда из-под днища вывалилась какая-то резинка. Я выяснил, что она расположена в механизме складывания и со временем стирается. Чем чаще складываешь, тем быстрее это происходит. В общем-то, это обычный расходник, который очень просто поменять своими руками, а цена вопроса составляет около пятидесяти рублей.
Ещё где-то через 100 км на моём предыдущем самокате стал громко скрипеть задний амортизатор, но эта проблема решилась с первого раза с помощью баллончика с WD-40. Эффекта хватает реально надолго. Потом по необходимости нужно будет просто промазывать амортизатор повторно. Разбирать для этого ничего не требуется.
Самоуничтожение краски на руле
На заднем крыле моего предыдущего самоката при покупке находилась специальная резиновая прокладка, которая в сложенном положении не давала заднему крылу царапать рулевую стойку.
На самой первой ревизии самоката этой резинки не было, из-за чего появляясь царапины. Когда её добавили, проблема не решилась, ибо сначала прокладка просто пачкала рулевую стойку чёрными полосами, а потом опять её царапала, потому что клеилась, пожалуй, на самый плохой клей в мире, отваливаясь у ста процентов пользователей. Если вам удастся заметить это до того, как она отклеится полностью, то вам повезло, и вы можете приклеить её на нормальный супер-клей. В противном же случае вы просто её потеряете.
В моём нынешнем самокате самой последней ревизии 2020 года под номером 1.7 эту проблему наконец-то решили. Даже в прошлой ревизии она сохранялась, хотя была известна уже очень давно. Как думаете, как её решили? Приклеили на нормальный клей? Нет!
Сделали просто крюк крепления больше, из-за чего заднее крыло перестало соприкасаться с рулевой стойкой. Гениально! На это потребовалось 3-4 года.
Залипание курков
Резиновые грипсы модели ES2 настолько длинные, что периодически зажимали курки газа и тормоза. Мой друг так пару раз незапланированно «улетел» вперёд. Крайне небезопасная штука. Хорошо, хотя бы, что они легко отодвигаются. Это нужно делать периодически — одного раза, увы, недостаточно.
Ну как нужно. Нужно было. В моей версии ручки укоротили, и теперь всё в порядке.
К слову, на модели ES1 ручки вообще выполнены из другого материала. С ними всё нормально было с самого начала.
Внешний вид
Единственная проблема, которая никак не связана с качеством использования самоката, но которая очень огорчает.
Несколько предыдущих ревизий модели ES2, которые выпускались лишь в серебристом цвете, были очень маркие. Корпус отлично собирал на себе как грязь, которую невозможно отмыть, так и царапины. В итоге, спустя один сезон самокат приобретал вот такой вид:
ES1 всегда выпускался лишь в одном чёрном цвете, а поэтому грязь на нём почти не видна, да и многие царапины не столь заметны.
Цвет моего текущего ES2 отличается от обоих вышеупомянутых самокатов. Он гораздо темнее, чем серебристый ES2, но и не совсем чёрный, как ES1. Я бы назвал этот цвет графитовым. Поменялась и фактура: он стал шершавым, а вкрапления поблёскивающих элементов в краску вкупе с этим наводит на ассоциации с наждачкой.
Короче, красиво и практично. Надеюсь и верю, что спустя долгое время эксплуатации новое покрытие покажет себя лучше. По крайней мере, все предпосылки для этого есть.
Перед тем, как начать рассматривать болячки Xiaomi, я хочу отметить, что среди всех вышеперечисленных проблем для модели ES1 актуальна лишь проблема с люфтом механизма складывания, которая решается двумя резинками по 50 рублей. Самая простая в конструкции модель оказалась ещё и самой надёжной, что вполне логично. Поэтому, если вы совершенно точно не желаете тратить лишние нервы (с моим ES2 пока нет проблем, но мало ли, что ещё проявится), могу смело рекомендовать к покупке именно ES1!
Косяки Xiaomi
У меня никогда не было в личном пользовании самоката Xiaomi (пробовал только в шеринге), поэтому говорить на примере своего опыта я не могу. Рассмотрю лишь распространенные проблемы, с которыми сталкивалось большое количество других пользователей.
Шины
Надувные шины, которые хорошо играют на плавность хода самокатов Xiaomi, плохо сказываются на надёжности. Почему-то Xiaomi не позаботилась об их прочности, поэтому прокол — обычное дело. А менять шину на самокате — тот ещё геморрой, особенно на переднем мотор-колесе.
По этой причине некоторые пользователи Xiaomi M365 меняют свои надувные покрышки на бескамерные перфорированные (они чуть мягче обычных бескамерных), не смотря на то, что надувные шины — главная составляющая плавности хода самоката.
Аккумулятор
Помните, что аккумулятор у Xiaomi расположен снизу, внутри деки? Это хорошо для развесовки, но, опять же, плохо в плане надёжности. С нижней части деки аккумуляторы прикрыты тонкой пластиковой пластиной, из-за чего нередки случаи вывода самоката из строя по причине проникновения влаги к аккумуляторам или контроллеру, расположенному там же.
Вообще что самокаты Xiaomi, что Ninebot, с завода имеют минимальный уровень защиты от влаги по стандарту IP54, но его не всегда может быть достаточно. Тем не менее, на своём ES2 я катался и по лужам, и под ливнем, — всё было хорошо.
Хорошо за исключением того, что вся вода и грязь летит из-под заднего крыла без каких-либо препятствий. Эта проблема актуальна как для Ninebot, так и для Xiaomi, и решается установкой дополнительных брызговиков. Услуга по их установке предоставляется многими сервисами. Также их можно купить самому и без разбора установить самостоятельно.
Механизм складывания
Проблема с механизмом была и на самокатах Ninebot, но там она ограничивалась лишь не самым большим люфтом, а вот на Xiaomi может и зажим ослабевать, из-за чего руль складывается на ходу, а порой может даже отламываться металл. Короче, проблемы гораздо более серьёзные.
Итог
Пунктов с проблемами у Ninebot оказалось ощутимо больше, однако почти все они совершенно некритичны, в отличие от проблем Xiaomi, а многие из них уже даже неактуальны. Плюсом к этому идут преимущества конструкции самокатов Ninebot, ну а ещё мне просто больше нравится их минималистичный дизайн без каких-либо торчащих проводов и трубок.
Каждому нравится что-то своё. Лично я с самого начала ещё заочно влюбился в самокаты Ninebot. Потом, подкрепив это на практике, я никак не мог понять, за что многие их сильно критикуют. В этой статье я постарался достаточно аргументированно объяснить свою точку зрения и развеять некоторые мифы.
Надеюсь, что помогу кому-то определиться с выбором транспорта на лето. Ну и желаю всем причастным к самокатному движению кататься с удовольствием!