В последние годы нас всё труднее чем-то удивить. Как бы ни старались технологические корпорации, инноваций с каждой презентацией становится всё меньше и меньше. Популярный автор портала Medium Ричард Ю в своей статье решил подумать, куда отсутствие больших изменений может привести рынок смартфонов в будущем. Мы подготовили её перевод.
Моему iPhone уже 5 или 6 лет, и он всё ещё прекрасно работает. О его возрасте говорит только то, что он ещё не похож на смартфон от Samsung.
Честно говоря, я не слежу за последними новинками Apple. Я слышал, что сейчас вышел iPhone X или что-то вроде того, а также то, что компания изменила порядок нумерации ради него. Единственное, что я точно знаю о современных iPhone и других смартфонах — это то, что их функциональность практически не изменилась за последние 3-4 года. Ни одна компания не придумала ничего столь же революционного, как сенсорный экран или мобильный интернет.
Уверен, так думают многие. Этот отрывок из статьи Тимоти Мартина и Дрю Фицжеральда для The Wall Street Journal очень точно описывает суть проблемы:
«Мобильной индустрии есть, кого винить в падении продаж: старые модели всё ещё слишком популярны… Многих отталкивает цена в $1000 на новый iPhone, за которую покупатель не получает никаких серьёзных улучшений».
Я не считаю эту точку зрения уникальной, но всё же она даёт представление о том, с чем мы столкнулись. Конечно, это нормально, когда люди не хотят менять свои старые смартфоны, ведь они работают так же хорошо, как и их последние версии (спасибо долгосрочной поддержке от Apple и Samsung). Но куда всё это приведёт технологические компании в будущем?
Прежде чем говорить о будущем рынка смартфонов, приведу несколько ключевых трендов:
1. Поставки смартфонов падают, согласно исследованию журнала Gartner, в котором сравниваются данные за IV квартал 2017 и 2014 годов;
2. Люди больше не чувствуют себя отстающими от новых технологий, если не покупают последнюю версию смартфона или планшета;
3. Вторичный рынок смартфонов растет как в развитых, так и в развивающихся странах, таких как Индия и Китай.
Годы, как я их называю, кровосмесительных инноваций между поколениями смартфонов ведут рынок к стагнации, несмотря на присущие ему активность и энтузиазм.
Я бы уже начинал паниковать (хотя бы чуть-чуть) по поводу будущего технологических корпораций. Сегодня весь технический прогресс сводится к продвижению криптовалют и улучшению машинного обучения, что не очень помогает развитию коммерческих продуктов. Если задуматься над тем, сколько сил и времени тратят инженеры, разработчики, производители и их руководители на создание устройств, не двигающих технологии вперед, то перед нами вырисовывается явная проблема в управлении компаниями.
В пример приведу слова Тима Кука из его последнего интервью для FastCompany. Само интервью, несмотря на его разговорный характер, крутится вокруг да около и не затрагивает проблему. Хуже того, в нем оправдывается рост цен на новые гаджеты в угоду инновациям.
На вопрос о том, как работает Apple, Кук ответил так банально, что его слова можно приписать любому руководителю IT-корпорации:
«Мы думаем о двух вещах: людях и наших продуктах. Делаем ли мы лучшие продукты? Улучшаем ли мы жизни людей?»
Этот ответ был дан не cтолько для саморекламы, сколько для понимания подхода Apple к созданию инноваций. Но вы просто прочтите интервью и спросите себя: правда ли Apple так сильно отличается от конкурентов в мобильной фотографии, дополненной реальности, оборудовании и логистике производства смартфонов, или даже в девайсах компании, таких как HomePod?
Кук поддерживает персональный подход к разработке продуктов:
«Нам важно создавать устройства, позволяющие людям делать то, чего они не могли сделать до этого».
Я не считаю, что Apple в последние годы произвела что-нибудь, позволяющее нам делать нечто недоступное до его появления. Но я уважаю компанию за попытки.
С другой стороны, я бы не воспринимал собственное мнение слишком серьезно. Я надеюсь, что Кук с его опытом руководства знает, что делает. Уверен, что среднестатистическому покупателю продуктов Apple не так важны инновации. Здорово, что Кук ставит такие приоритеты, но сомневаюсь, что они помогут компании шагнуть далеко вперёд.
Вопрос о возможной стагнации мобильной индустрии, поставленный Мартином и Фицжеральдом, должен быть на повестке дня у руководства технологических корпораций. Он должен стать частью большой дискуссии о движении вперёд по пути инноваций.
Этот путь опасен. Никто не хочет рисковать, выпуская нечто революционное, ведь компании могут как провалиться, так и преуспеть, как в случае с Tesla. Сама идея надежды на покупателя, постоянно жаждущего инноваций, является неправильной. Из-за этого следующий скачок в развитии электроники и смартфонов будет нескоро, пока не появится что-то вроде реалистичного и дешевого VR или голограмм.
Как бы цинично это не звучало, но нам остаётся лишь надеяться на то, что лидеры индустрии знают, что они делают.
По материалам Medium