9 января в широкий прокат вышел новый фильм Клинта Иствуда «Дело Ричарда Джуэлла» — биографическая драма о непростой судьбе скромного охранника, который не позволил сорвать Олимпийские игры в Атланте, спас сотни людей, но вместо благодарности получил клеймо организатора теракта.
Фильм рассказывает о событиях, произошедших летом 1996 года на Олимпийских играх в Атланте. Обыкновенный охранник Ричард Джуэлл во время одного из концертов, проходивших во время спортивных состязаний, замечает подозрительный рюкзак. Ричард немедленно зовёт полицейских и уговаривает их вызвать сапёров, а сам начинает расчищать периметр и уводить людей из зоны поражения.
Происходит взрыв, в результате которого многие получают ранения, но благодаря Ричарду, который вовремя начал эвакуировать людей, количество жертв теракта сокращается с нескольких сотен до одной.
Буквально на следующий день Джуэлл становится национальным героем — о нём говорят в СМИ, прохожие благодарят его на улицах, к нему прилетают из Нью-Йорка, чтобы получить согласие на выпуск книги о его жизни. Однако, уже через три дня ФБР начинает подозревать Ричарда в организации теракта, слава в СМИ становится дурной, а народная любовь угасает.
Пока мать Ричарда и он сам находятся в замешательстве и привыкают к жизни в окружении ФБР и журналистов, на защиту Джуэлла встаёт один из его давних друзей — адвокат Уотсон Брайант. Теперь им вместе предстоит противостоять злым языкам в СМИ, ФБР и самой судебной системе, которые делают всё возможное, чтобы упечь Ричарда за решётку.
За два с небольшим часа хронометража фильм успевает рассказать не только о судебных тяжбах, выпавших на долю главного героя, но и о жизни Джуэлла, о его отношениях с друзьями и родственниками, хотя безусловно защите героя от клеветы уделяется большая часть времени.
С лихвой хватает хронометража и на раскрытие самых разных тем, будь то влияние СМИ на мнение общественности, бездействие закона, социальное неравенство, мужская дружба и материнская любовь.
Однако, стоит отметить, что фильм очень неспешный. Но пусть вас это не волнует. Лента довольно быстро затягивает зрителя в атмосферу Атланты девяностых с толпами фанатов большого спорта и брендами, которые пытаются нажиться на Олимпиаде, аркадными автоматами и американскими автомобилями.
С началом гонений на Ричарда ощущение спортивного праздника и всеобщего ликования быстро сменяется чувством напряжения и тревоги. Создаётся чувство, что против героя встали не только СМИ и ФБР, но и само его прошлое. Пытаясь когда-то совершать добрые дела, Ричард попал в несколько неприятных ситуаций и был уволен с поста охранника университетского кампуса. За что бы ФБР не взялось, они лишь находят доказательства вины Джуэлла.
В какой-то момент вы действительно начинаете переживать за судьбу главного героя, а происходящая на экране несправедливость начинает вас злить. И в этом, как мне кажется, заключается одно из главных достоинств фильма. Он действительно способен вызвать неподдельные эмоции: искреннюю радость за Джуэлла, когда тот прослыл героем; жалость по отношению к Ричарду и его матери; раздражение из-за несправедливости и т.д.
Причём, стоит отметить, что фильм добивается такого отклика в сердце зрителя, ни разу не приукрасив оригинальную историю. С исторической достоверностью у картины действительно всё в порядке. От времени и места произошедших событий до цвета сумки, в которой лежала бомба.
Однако, сказать, что с сюжетом картины всё идеально нельзя. В фильме присутствуют некоторые незаконченные линии. Так, например, в одной из сцен, воспользовавшись желанием Ричарда, помочь следствию, сотрудники ФБР делают довольно важную для расследования запись его голоса, но больше она нигде не появляется.
Однако, исходя из того, что картина исторически достоверная, скорее всего, так оно и было. Да и о такой мелочи вы, вероятно, не вспомните после просмотра, а нужный эмоциональный эффект в определённый момент она обязательно произведёт, поэтому это лишь моя придирка.
Если неспешность повествования не успела стать для вас излишней затянутостью фильма, значит вы однозначно получите удовольствие и от самой истории, и от того, как Иствуд её рассказывает.
С персонажами и актёрами, которые их играют, в фильме тоже всё отлично.
Пол Уолтер Хаузер отлично справляется с ролью Ричарда Джуэлла — скромного охранника и парня, который просто делал свою работу, но настоящего героя и человека, на чью долю выпало невероятно тяжёлое испытание.
Вы радуетесь его победам, грустите вместе с ним из-за поражений, а его наивность вызывает у вас умиление и улыбку на лице. Когда Ричарда обманывают, вам так и хочется кричать: «Что за несправедливость!?». Невероятная актёрская игра.
Сэм Рокуэлл, один из моих любимых актёров, предстал перед нами в амплуа бывшего начальника, прагматичного адвоката и верного друга Ричарда — Уотсона Брайанта, и отлично справился со своей ролью.
Кэти Бэйтс хорошо играет Боби Джуэлл — мать главного героя, которая до конца не верит в причастность сына к совершению теракта, всячески его поддерживает, переносит вторжение в свой дом толпы агентов ФБР и жизнь под постоянным прицелом фото- и видеокамер. Несомненно, её персонаж — один из главных катализаторов эмоций зрителей.
Джон Хэмм в роли агента ФБР Тома Шоу вызовет у вас, скорее всего, настоящую ненависть. Ведь его персонаж идёт на всё ради того, чтобы упрятать Ричарда за решётку и не успокоится пока этого не сделает. Ему плевать на доказательства невиновности, вопреки логике и своим предыдущим убеждениям, он выдумывает новые обстоятельства дела и подтверждения причастности Джуэлла к теракту.
Вообще стоит признать, что Хэмм на каком-то невероятном уровне исполняет роли отрицательных персонажей, как, например, в этом фильме, или в «Малыше на драйве» Эдгара Райта. Очень жду ленту, в которой он сыграет главную роль.
Настоящим бриллиантом картины стала Оливия Уайлд, которая отлично справилась с ролью, наверное, самого неоднозначного персонажа истории, отношение к которому у вас может кардинально изменится в течение фильма — журналистку Кэти Скраггс, со скандального репортажа которой и начались всеобщие гонения на Ричарда Джуэлла.
С одной стороны — она играет отрицательного персонажа, но с другой — жертву заблуждений, которую вам, скорее всего, в итоге станет жалко.
Безусловно, нельзя не отметить и отличную игру Иэна Гомеса, который исполнил роль помощника Тома Шоу — агента Дэна Беннета, и актёрское мастерство Нины Арианды, исполнившей роль секретарши и преданной подруги Ричарда Брайанта.
Операторская работа также достойна всяческих похвал. Она изобилует как вполне обыденными, так и совсем непривычными ракурсами для фильма подобного жанра. Саундтрек сливается с изображением в одно целое и становится частью пугающей атмосферы безысходности, в которой иногда пробиваются лучики надежды.
Есть ли у фильма недостатки? Есть, особенно у версии с русской озвучкой. Во-первых, фильм может вам показаться затянутым. Я его таковым назвать не могу, но подобное определение зрителями допускаю. Во-вторых, если много размышлять и анализировать фильм после просмотра, то можно обнаружить недосказанности, как в ситуации с аудиозаписью. В-третьих, наши актёры дубляжа заметно переигрывают.
Но глобально, особенно если вы будете смотреть фильм в оригинале, ни один из перечисленных недостатков на восприятие фильма не повлияет.
Я не упомянул юмор, потому что, в общем и целом, его здесь нет. Зато вы искренне улыбаетесь, когда Ричард становится героем и, как я уже говорил, умиляетесь его наивности.
Клинт Иствуд решил экранизировать не типичную историю. Её главный герой не известный гонщик, космонавт или рок-звезда, а простой человек, который не хочет славы, признания или всеобщей любви. Он лишь ответственно выполняет свою работу и заботится об окружающих его людях.
Пытаясь поступать правильно, он заслуживает лишь получения статуса «главного подозреваемого в совершении теракта», но и в этой ситуации не теряет своего лица и старается хотя бы как-то помочь людям, даже тем, кто его за человека и не считает.
История о настоящем герое? «Дело Ричарда Джуэлла».