Ремейк Dead Space выходит в конце января, но в декабре всё внимание на себя забирает The Callisto Protocol, который рекламировался и подавался как духовный наследник той самой легендарной серии хорроров. Доверие внушал и тот факт, что за разработкой стоит Глен Скофилд — один из создателей оригинального «мёртвого космоса». Что это вообще за игра и насколько оправдались ожидания? Мы готовы ответить на эти вопросы.
Игра рассказывает о пилоте грузового корабля Джейкобе Ли, судно которого подвергается атаке загадочной группировки, что приводит к крушению и последующему заточению в тюрьму всех выживших участников инцидента. Именно там начинается основная часть игры, когда, открыв глаза, вы понимаете, что заперты внутри большого комплекса с мутирующими в мерзких тварей людьми. Ваше приключение по тёмным коридорам, вентиляциям и узким проёмам займёт 10-15 часов, если вы будете искать все секреты и тайные комнаты.
К огромному сожалению, сюжет в игре оказался максимально посредственным и вторичным, так что говорить о нём лишний раз даже не хочется. Если вы когда-нибудь играли в оригинальные Dead Space, Far Cry, The Last of Us и Resident Evil 2-3, то ничем удивить вас игра, скорее всего, не сможет. Следить за героями интересно лишь из-за восхитительной лицевой анимации и просто шикарных катсцен, которые выполнены на уровне лучших примеров индустрии. Диалоги тоже, по большей части, оставляют желать лучшего.
В такие моменты жалеешь, что разработчики не сделали интерактивное кино в духе Until Dawn или серии The Dark Pictures, имея такой технический потенциал. Игра буквально кричит, что она, прежде всего, кинематографичный экшен. Долгие анимации и проводки камеры, зернистость «киноплёнки», зрелищные и драматичные моменты… Но разработчики очень хотели повторить успех Dead Space, взяв из него всё лучшее. Получилось? Нет.
Игра собрала все худшие штампы проектов, выпущенных во времена PlayStation 3. Номинально, в The Callisto Protocol присутствуют все элементы survival-жанра: ограниченное здоровье и аптечки, дефицит патронов и менеджмент инвентаря, но ощущение опасности пропадает в первые пару часов, а потом игра превращается в посредственный экшен с одинаковыми противниками. Спустя пару часов ты уже не прислушиваешься к каждому шороху, а просто идёшь вперёд, зная, что от каждого удара можно увернуться, отклонив стик в сторону, чтобы избежать урона.
Поначалу у вас могут возникать проблемы с уклонением — персонаж очень медлительный, тяжёлый и неповоротливый. Убивать вас будет каждый второй противник, что будет сопровождаться ужасной и действительно жестокой сценой расправы над вами. Большинство таких сцен вызывает тошноту и отвращение. Но как только вы освоитесь с управлением — станет проще.
Было бы, конечно, лучше, если бы на уклонение и блок отводились отдельные кнопки, потому что далеко не всегда получается удачно уворачиваться от врагов, особенно когда их больше двух, но имеем, что имеем. Если у вас есть проблемы с уклонениями в играх, или вы привыкли идти напролом, размазывая врагов по стенам и стреляя из дробовика, то в The Callisto Protocol придётся многому переучиваться.
Нет, идти напролом, раскидывая врагов на ловушки с помощью силовой перчатки или отстреливая их из двух разновидностей дробовиков, тут тоже можно, но долгое переключение между оружиями, медленная перезарядка патронов и протяжные анимации вынуждают вас чаще использовать электродубинку, сражаясь с монстрами лицом к лицу.
Настоящую опасность начинают представлять группы врагов, но и с ними можно спокойно справиться с помощью оружия ближнего боя, не переживая за патроны. Да и патроны всегда можно закупить в местном киоске, обнаружив на телах врагов необходимые ресурсы и кредиты.
Ближе к середине прохождения у противников появляются мутации, которые слегка усложняют жизнь, но и к этому привыкаешь после пары схваток. За всю игру вам практически не предложат никаких новых ситуаций и правил, просто вываливая всё больше и больше мяса под вашу дубинку, и нескольких боссов-губок, повторяющихся четыре раза. Убивать придётся абсолютно всех тварей.
В игре нет никакой вариативности — обойти группу врагов, выследив маршрут, или найдя обход на уровне, у вас попросту не получится. Заманить всех врагов в ловушку — тоже. Монстры здесь хоть и агрессивные, но весьма тупые. Максимум, на что они способны — иногда появляться в разных местах, не позволяя вам заучить расположение. Но это, почему-то, встречается только в начале игры. Дальше такое поведение врагов пропадает.
Отдельно хочется сказать про одну единственную стелс-миссию, которая должна была внести какое-никакое разнообразие, но даже она неудачно скопирована с The Last of Us. Больше часа вам будут встречаться только слепые противники-щелкуны, которых лучше убивать сзади, иначе они созовут целую толпу.
Эта миссия ощущается настолько инородно и выполнена настолько криво, что максимально не вписывается в игру, буквально ломая весь темп, словно специально затягивая прохождение. Под конец я просто бежал вперёд, закидывая всех гравитационной перчаткой на ловушки, потому что это оказалось эффективнее, чем выслеживать каждого монстра по очереди и нападать сзади.
В игре есть попытки повторить эксперименты с гравитацией из Dead Space, но сделано это намного более топорно и примитивно — вы можете только притягивать и бросать врагов на ловушки, а также хватать некоторые предметы. Никаких пространственных головоломок и нестандартных подходов к решению задач. В игру даже перекочевал удар подошвой прямиком из Dead Space, позволяющий расчленять и добивать некоторых врагов, добывая из них ресурсы, но и его, так скажем, функциональность, тоже урезана, по сравнению с «мёртвым космосом».
Арсенал героя состоит из нескольких пистолетов, двух дробовиков и штурмовой винтовки, плюс дубинка и перчатка. Всё это можно прокачивать и улучшать, открывая альтернативные режимы стрельбы, ударов или блокировки, но за одно прохождение практически невозможно прокачать все ветки, даже «пропылесосив» все локации в поисках местной валюты или ресурсов, за которые и покупаются улучшения.
Но и смысла в этом особого нет, если вспомнить мучительно долгое переключение между пушками и их медленную перезарядку. Наиболее имбалансное оружие — силовая перчатка. Вкачав её как следует и прокачав различные параметры дубинки, вы можете стать почти неуязвимым. В конце концов, именно дубинкой вам придётся орудовать чаще всего. Пушки потребуются только при схватке с боссами, а также для добивания противников после череды удачных ударов дубинкой.
Хотелось бы сказать, что «пылесосить» карту здесь невероятно весело и увлекательно, но локации построены максимально коридорно и однообразно. Хоть периодически и появляются альтернативные дорожки, пройдя по которым вы найдёте немного припасов или немногословные аудиодневники, по итогу вы всё равно вернётесь на главный путь.
Красивые локации, которые иногда всё же встречаются, сменяют небольшие арены, на которые вы попадаете через вентиляцию или узкие щели. Иногда вам даже потребуется двигать «тележки». В такие моменты я просто не смог сдержать смех.
Игра больше напоминает какой-нибудь экшен от третьего лица времён PS3 и Xbox 360, нежели настоящий некстгеновый проект. Да, порой она поражает качеством лицевых анимаций и общей красотой картинки (особенно хорошо игра выглядит на PS5 в режиме качества с рейтрейсингом), но за всем этим скрывается «деревянная» и очень примитивная основа, в которую не интересно играть, потому что вы встречали это в десятках игр ранее.
Из игры не получился новый Dead Space, а получился хоть и красивый, но невероятно пустой Франкенштейн, слепленный из разных игр недавнего прошлого. Противники как будто сделаны нейросетью на основе рядовых монстров из хорроров прошлого поколения, вооружение — банальное и не запоминающееся. Наибольшее удовольствие доставляют игра актёров и визуал. Запоминающихся моментов — всего два-три на пятнадцать часов прохождения, причём один из них полностью копирует Dead Space 2.
К сожалению, The Callisto Protocol оказалась огромным разочарованием по всем направлениям. Кто хотел настоящего ужаса — его не получит, кто хотел выживания и интересного геймплея — тоже мимо, а вот что получилось, так это создать эффект неплохого фильма или сериала, в котором вы принимаете участие. Только жанр этой ленты далеко не хоррор, а, скорее, слэшер.