Лучший фильм киновселенной DC. Впечатления от «Лиги справедливости Зака Снайдера»

18 марта на стриминговом сервисе HBO Max в мире и на «КиноПоиске HD» в России состоялась премьера «Лиги справедливости Зака Снайдера» — альтернативной версии одноимённой картины 2017-го года и одного из самых многострадальных фильмов последних лет. 

Предыстория

Поклонники Зака Снайдера заявили о своём желании увидеть режиссёрскую версию «Лиги справедливости» практически сразу после выхода и грандиозного провала театральной версии фильма, когда стали известны многочисленные подробности съёмочного процесса. Как оказалось, первая версия фильма не понравилась руководителям Warner Bros., как не нравилось им и направление, в котором Снайдер вёл киновселенную DC. 

Чтобы отойти от курса, взятого Снайдером, компания наняла Джосса Уидона, автора первых двух фильмов о «Мстителях». Предполагалось, что Уидон перепишет сценарий и поможет Снайдеру в масштабных пересъёмках, а тот, в свою очередь, снимет переделанные Уидоном сцены и уложится в установленный студией хронометраж в 2 часа. 

Однако в 2017-м году дочь Зака Снайдера покончила жизнь самоубийством. Режиссёр пытался отвлечься от горя и продолжал работать над фильмом, но вскоре покинул проект. Полный контроль над производством фильма получил Джосс Уидон. 

В ходе работы на «Лигой справедливости» Джосс Уидон вырезал более 1,5 часов материала, отснятого Снайдером, и написал более 80 новых страниц сценария. Кроме того, к середине пост-продакшена композитор фильма Том Холкенборг, завершивший работу над саундтреком фильма, был заменён на Дэнни Эльфмана. От Снайдера в «Лиге справедливости» осталось лишь 10% отснятого им материала и упоминание его в титрах как режиссёра картины. Не поменяла Warner Bros. и дату премьеры «Лиги справедливости» – релиз фильма состоялся 17-го ноября 2017-го года. 

Несмотря на то, что на тестовых показах «Лига справедливости» Уидона была принята гораздо лучше, чем версия Снайдера, в прокате её ждал провал — картина получила смешанные отзывы критиков и зрителей, хоть и собрала $658 млн. при бюджете $300 млн. 

Движение ReleaseTheSnyderCut, организованное фанатами Снайдера, быстро стало популярным, причём ещё до официального подтверждения информации о существовании режиссёрской версии фильма. Его участники постоянно проводили различные акции. В середине 2018-го года они обратились к руководству компании AT&T после её слияния с TimeWarner, в июне 19-го — после заявления Снайдера о существовании «Снайдерката» — попытались связаться с генеральным директором Warner Bros, а позже запускали различные сборы средств, половина которых уходила в Американский фонд предотвращения суицида, а половина — на рекламную кампанию «Лиги справедливости Зака Снайдера». Со временем к кампании присоединились и участники съёмочной группы, и исполнители главных ролей, и различные мэтры комикс- и киноиндустрии, в том числе Кевин Смит, Роб Лайфельд и Роберт Киркман. 

В конце 19-го года в офисах Warner Bros. и HBO начались обсуждения возможного выхода «Снайдерката», а в начале 2020-го Warner Bros. дала добро на выход фильма, о чём Зак Снайдер официально сообщил в мае 20- го года во время сессии вопросов и ответов после онлайн-просмотра «Человека из стали». Новость фанатов безусловно порадовала, однако и насторожиться было из-за чего: Снайдер заявил, что во-первых, будут проводиться досъёмки фильма, причём удалённо, а во-вторых, он ещё не определился с форматом — фильм мог выйти как в формате полнометражной картины, так и в формате мини-сериала. Но опасения поклонников не подтвердились, и у Снайдера всё получилось! Ну, или почти всё. Почему? Давайте разбираться!

Чем хорош «Снайдеркат»

Начать я предлагаю с истории, которая в этот раз вышла глубокой, целостной и действительно захватывающей. 

Фильм повествует о том, как Брюс Уэйн (Бен Аффлек), вдохновившись подвигом Супермена (Генри Кавилл) и заручившись поддержкой Дианы Принс (Галь Гадот), собирает команду сверхлюдей, чтобы спасти Землю от космического захватчика Степного Волка и его армии парадемонов — прислужников могущественного злодея Дарксайда.

Фабула, как вы могли заметить, осталась прежней. Однако сюжет поменялся кардинально — стало заметно больше действий; сцен, создающих контекст; персонажей и интеракций между ними, которые к тому же стали интереснее.

Лига справедливости в «Снайдеркате» действительно ощущается командой, а каждый её отдельный участник — живым человеком со своими достоинствами, недостатками и внутренними демонами, нисколько не похожим на боевых юнитов, которые крошили таких же ничем не отличных друг от друга противников в «Лиге Справедливости» Джосса Уидона. 

Бэтмен теперь не просто миллиардер, который параноидально собирает команду сверхлюдей, боясь неизвестной угрозы из космоса. Он прежде всего прагматичный и расчётливый человек, который медленно, но верно учится верить в людей и чудо. Супермен представляет собой уже не столько воскреснувшее божество, сколько сверхчеловека, готового постоять за всё человечество и каждого человека в отдельности, не забывая и о своих близких. Чудо-женщина предстаёт перед зрителем отважной защитницей человечества, которая при этом помнит свой народ, Амазонок, и искренне за них переживает.

Аквамен (Джейсон Момоа) больше не высокомерный отшельник, помогающий лишь морякам и выпивающий за целую команду, а будущий наследник престола, который готов постоять за свой народ и весь мир, не забывая при этом шутить и всячески подкалывать своих соратников. Флэш (Эзра Миллер) выступает в роли простого доброго паренька с непростой судьбой и невероятными способностями — он пытается не только защитить планету, но и вытащить своего несправедливо осуждённого отца, ради чего трудится на нескольких работах и зарабатывает на образование юриста. Ну и, конечно, Киборг (Рэй Фишер) — один из важнейших персонажей фильма. По ходу сюжета он проходит долгий и тернистый путь от затворника, который не доверяет даже своему отцу и живёт в компании со своими страхами и демонами, до настоящего героя, открытого миру и уверенного в себе. 

Противники Лиги также стали интереснее. Степной Волк, как оказалось, не такой уж и «картонный» злодей, а довольно серьёзный и мерзкий вассал непобедимого космического захватчика Дарксайда, которого он некогда предал и теперь — чтобы заслужить прощение — должен собрать три могущественных артефакта, которые позволят его господину воцариться на Земле и уничтожить её.

Кроме того, в «Снайдеркате» наконец-то появились второстепенные персонажи. Не то чтобы Лоис Лейн, Альфреда и других не было в театральной версии, но теперь они не просто присутствуют, а влияют на главных героев и взаимодействуют с ними, позволяя зрителю составить более подробный эмоциональный портрет персонажей, и создавая контекст их действий.

В ходе взаимодействий персонажей медленно, но верно раскрываются темы, на которые Зак Снайдер говорит со зрителями: принятие себя, вера в человечество и, конечно, пресловутая тема единства, достигнув которого можно горы свернуть. Ничего нового, но приятно, что зритель хотя бы может это уловить, потому что театральная версия и этого не позволяла сделать. 

Другое достоинство «Снайдерката» по сравнению с театральной версией «Лиги справедливости» — наличие очень неплохого юмора и его соотношение с драматическими эпизодами. В фильме не так много шуток, но все они приходятся к месту и действительно могут заставить зрителя улыбнуться и посмеяться.

Пресловутой мрачности фильмов DC здесь тоже нет. Драматические эпизоды задевают зрителя за живое, но никоим образом не вгоняют в депрессию, удачно чередуются с более светлыми и забавными эпизодами истории и — также как и последние — всегда приходятся к месту. 

Чем плох «Снайдеркат»

Единственным серьёзным недостатком сценария режиссёрской версии «Лиги справедливости», на мой взгляд, является его поздняя реализация. Соотнеся оценки «Снайдерката» и театральной версии фильма, нетрудно догадаться, что если бы сценарий Снайдера был реализован в ноябре 17-го года, судьба киновселенной DC могла бы сложиться гораздо лучше. 

Разворачивается действие фильма в атмосфере настоящего эпоса, коим по большей части «Снайдеркат» и является. В каждой битве герои буквально перевоплощаются в богов и сражаются с истинным злом, угрожающим простым смертным. 

Эпичность происходящего передаётся, как посредством саундтрека, так и с помощью визуальных приёмов. Над музыкальным сопровождением работал Junkie XL, который сумел написать действительно подходящую музыку для столь грандиозного действа — саундтрек играет важную роль и в создании атмосферы и в поддержании определённого настроения зрителя, создавая саспенс и задавая тон отдельным эпизодам фильма, будь то масштабное сражение или сцена из мирной жизни героев. 

А вот за визуальные приёмы отвечал, понятное дело, сам Зак Снайдер, и это видно невооружённым глазом с первых минут фильма. Тут и библейские отсылки, и неспешное повествование, и потрясающий цветокор, и слоу-мо, которого порой становится действительно много, и, конечно, огромное количество спецэффектов. 

Иногда «нарисованные» объекты или герои очень сильно выделяются на фоне происходящего, причём чтобы это увидеть, не нужно сильно вглядываться в происходящее — они очень заметны. Особенно это видно в упомянутой ранее сцене с участием Эзры Миллера, которую Снайдер доснимал дистанционно — Флэш в ней выглядит так, будто его вырезали из игры Injustice: Gods Among Us, причём судя по качеству, из её версии для PS3 или Xbox 360. 

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть хронометраж, который может показаться некоторым зрителям таким же недостатком, как, например, заметная компьютерная графика. Фильм идёт 4 часа, два из которых тратятся исключительно на экспозицию. Плюс имеются несколько действительно затянутых сцен, которые могли бы быть немного покороче. Например, сцена, в которой жители одной из прибрежных деревень провожают песней Аквамена. 

Но, опять же, объективным недостатком даже такой продолжительный хронометраж назвать нельзя, поскольку, во-первых, некоторым он может показаться вполне комфортным, тем более что визуальный ряд в фильме действительно богатый — события картины происходят в нескольких различных по стилю локациях, устать от которых практически невозможно. Во-вторых, во многом, такое качественное раскрытие персонажей стало возможно лишь при столь продолжительном хронометраже. В-третьих, картина удобно поделена на шесть частей и эпилог, а потому зрители могут смотреть её не только полностью, как фильм, но и по частям, как очень дорогой мини-сериал. 

Что в итоге

«Лига справедливости Зака Снайдера» — это тот самый фильм, который зрители — в независимости от их отношения к творчеству Снайдера или комиксам DC — должны были увидеть в ноябре 17-го года. 

Несмотря на свой продолжительный хронометраж, легко сокращаемый до вполне удобоваримых 3,5 часов посредством удаления пары действительно затянутых сцен, режиссёрская версия «Лиги Справедливости» представляет собой наиболее целостный, наиболее сбалансированный и наиболее глубокий фильм киновселенной DC. 

Герои здесь — не рядовые юниты, уничтожающие столь же безликих противников, а наделённые сверхсилами люди со своими достоинствами и недостатками; юмор — качественный и неплохо сочетающийся с драматическими эпизодами, которые, в свою очередь, уместные и не столь многочисленные; диалоги — глубокие, позволяющие раскрыть как персонажей, так и заложенные в фильме темы; атмосфера — эпическая, а сюжет — последовательный и захватывающий. 

Вы фанат супегеройского кино? Поклонник киновселенной DC и творчества Зака Снайдера в частности? Или просто ищете способ провести с удовольствием один или несколько вечеров за просмотром зрелищного блокбастера? «Лига справедливости Зака Снайдера» для вас! И если вы его ещё не посмотрели, то вам срочно необходимо это сделать.

Похожие материалы