Каким получился седьмой сезон «Чёрного зеркала». Обзор всех серий

Чёрное зеркало седьмой сезон обзор

Два года. Именно столько прошло с момента выхода предыдущего сезона «Чёрного зеркала». Всё это время фанаты гадали: сможет ли культовый сериал вернуть себе былую славу после неоднозначного шестого сезона? 10 апреля 2025 года Netflix наконец представил седьмой сезон знаменитой антологии — и это возвращение вызывает противоречивые эмоции.

Для начала — немного контекста.

История «Чёрного зеркала» началась в 2011 году на британском канале Channel 4, где первые два сезона произвели эффект разорвавшейся бомбы. Позже переход на Netflix принёс сериалу мировую известность, но, по мнению некоторых зрителей, лишил его фирменной британской язвительности.

Формат антологии позволяет каждому эпизоду существовать как самостоятельному произведению с уникальными персонажами, сеттингом и сюжетом (при этом в сериях часто появляются «пасхалки», отсылающие к другим историям вселенной). Действие чаще всего разворачивается в узнаваемом будущем, где технологии не просто развиваются, а искажают саму ткань человеческих отношений.

Вдохновившись «Сумеречной зоной», шоураннер проекта Чарли Брукер создал не футуристический прогноз, а кривое зеркало, отражающее наше время. Соцсети, виртуальная реальность, искусственный интеллект — всё это послужило инструментами для вскрытия социальных язв, страхов и пороков.

Однако 5 сезон серьёзно разочаровал фанатов, а шестой и вовсе показался многим провальным. Седьмой сезон должен был либо вернуть сериал к его «золотой эре», либо окончательно его утопить. Перед создателями стояла почти невыполнимая задача, ведь когда-то каждый эпизод «Чёрного зеркала» становился культурным шоком.

Многие выражали сомнения, а нужно ли сериалу вообще продолжение? Может ли шоу, которое когда-то предвосхищало цифровые кошмары, удивить нас сегодня? Ведь некоторые антиутопии уже стали нашей повседневной реальностью. Шоураннер Чарли Брукер определённо не захотел забрасывать своё детище и все же постарался вдохнуть в новые эпизоды дух ранних сезонов.

Получилось у него или нет — давайте, разбираться.

«Обычные люди»

Чёрное зеркало седьмой сезон обзор


Седьмой сезон «Чёрного зеркала» начинается с эпизода, который бьёт по самому больному — по кошельку. Первая серия — это сатирическая антиутопия, в которой спасение жизни превращается в дорогостоящую услугу.

Главные герои этого эпизода Аманда и Майк — простые люди, которых загнали в мир сложных решений. Аманда трудится школьной учительницей, а её муж Майк работает на стройке сварщиком. Вместе они изо всех сил стараются построить будущее. В один из напряжённых моментов Аманда теряет сознание и оказывается в коме из-за неоперабельной опухоли мозга.

Надежда появляется в лице представителя Rivermind — технологического стартапа, который предлагает экспериментальное решение. Аманде хотят встроить в голову нейроимплант, способный поддерживать её жизнь. Уловка в том, что технология работает по подписке, стоимость которой будет серьёзно расти. Но разве можно поставить цену за жизнь любимого человека?

При просмотре, конечно, сложно не задуматься, что эта реальность когда-то может стать нашей. Многие уже платят за отключение рекламы или за сохранение доступа к функциям, которые вчера были базовыми. К счастью, пока что у нас есть возможность пойти в отказ и не платить за сервисы — ведь от них не зависит ничья жизнь.

Чёрное зеркало седьмой сезон обзор


Несмотря на актуальную идею, эпизод всё же страдает от драматургической плоскости. Всё происходит слишком буквально: вместо тонкой сатиры мы получаем лобовой упрёк в адрес подписочных сервисов. Серия не цепляет и смотреть её откровенно скучно из-за предсказуемости сюжета. Да, подписка будет становиться всё дороже, и да, корпорация будет наживаться на отчаянии. Ничего нового или удивительного.

Увы, даже визуально эта серия не цепляет, так как она просто не имеет собственной уникальности.

«Обычные люди» — один из самых депрессивных эпизодов «Чёрного зеркала». Он не предлагает выхода, не играет с формой, не шокирует сюжетными поворотами. Это лобовая атака на современный капитализм и культуру подписок, в которой спасение превращается в привилегию. Эпизод вызывает гнев, сочувствие, раздражение, но не интерес.

Что может приятно порадовать фанатов, так это «пасхалки», припрятанные создателями. Во время сцены годовщины звучит «Anyone Who Knows What Love Is (Will Understand)» — песня, ставшая лейтмотивом сериала. А в школьном классе Аманда упоминает роботов-пчёл — это прямая отсылка к эпизоду Hated in the Nation. Также можно заметить как в кинотеатре крутят фильм «Отель Reverie» — вымышленную киноленту из другого эпизода сезона. Можно также отметить и название отеля, куда раз за разом возвращаются герои — «Джунипер», отсылающего к серии «Сан-Джуниперо» в четвёртом сезоне.

В этой серии снимались актеры: Рашида Джонс («Парки и зоны отдыха»), Крис О’Дауд («Достать коротышку»), Трейси Эллис Росс («Подруги») и другие. Кстати, Рашида Джонс была соавтором эпизода «Резкое падение» в третьем сезоне Black Mirror.

Bête Noire

Чёрное зеркало седьмой сезон обзор


Вторая серия сезона представляет собой что-то вроде мрачного психологического триллера, который постепенно превращается в сюрреалистический кошмар. У серии даже названи какое-то двоякое: Bête Noire (в переводе с французского — «чёрный зверь») может означать предмет особой ненависти и отвращения или «бельмо на глазу».

Эпизод рассказывает о Марии — талантливом технологе в пищевой корпорации, чей тщательно выстроенный мир начинает рушиться после того, как в команду приходит её бывшая одноклассница Верити. Их школьное прошлое не изобилует тёплыми воспоминаниями: Мария была звездой, а Верити — объектом насмешек. Однако взрослая Верити уже не похожа на забитую девчонку, теперь она выглядит уверенной в себе и даже немного пугающей.

По мере развития сюжета зрителя старательно пытаются погрузить в атмосферу паранойи. Эпизод обыгрывает идею эффекта Манделы, когда целые группы людей «помнят» то, чего не было. Только здесь забывает и путается в показаниях одна лишь Мария.

Естественно, в этом эпизоде не обошлось без фантастики (научной назвать её, правда, сложно), но её припасли под самый конец. В итоге развязка серии вызывает некоторый шок и недоумение своей абсолютной нереалистичностью. И именно она всё портит, потому как серия кажется действительно интригующей и интересной вплоть до своего безумного финала.

Чёрное зеркало седьмой сезон обзор


Представьте, что Илон Маск собрал квантовый компьютер небывалой мощности, способный, словно волшебная палочка творить всё, что душе угодно, а после пустился мстить каким-то школьным недругам. Звучит абсурдно, но не для создателей «Чёрного зеркала». Честно говоря, складывается ощущение, что эту историю придумал не сценарист с многолетним опытом, а не самая лучшая версия искусственного интеллекта.

Возможно, идея этого эпизода имела неплохой потенциал, но его не смогли реализовать в должной мере. Вместо глубокого исследования границ восприятия и власти мы получили фантасмагорическую сказку о школьной мести с элементами хоррора.

А ведь эта серия затрагивает важную проблему школьного буллинга и того, как он впоследствии может отразиться на жизнях повзрослевших хулиганов и их жертв. Также в эпизоде поднимаются темы структурного сексизма, потому как подозрения главной героини регулярно называют необоснованными из-за «женских заморочек» и того, что она «просто завидует» новой женщине-коллеге, которая привлекла к себе внимание.

Что вновь радует, так это то, что эпизод щедро наполнен фирменными «пасхалками», связывающими его с другими частями «Чёрного зеркала». Заведение Barnies — это отсылка к ресторану из эпизода третьего сезона «Заткнись и танцуй». Также в серии можно заметить рекламу Tuckersoft — компании-разработчика из «Бандерснатч» и услышать звуковые эффекты из игры, фигурирующей в 4 серии текущего сезона. Внимательные зрители не пропустят плакат «Орбиты Близнецов» (напоминание о космической миссии из 6 сезона) и органическое миндальное молоко от бренда Ryman, который появлялся в «USS Каллистер».

В этой серии снимались: Сиена Келли («Только для взрослых»), Рози Макьюэн («Алиенист»), Майкл Воркай («Будет больно»), Эмбер Грэппи («Один день»).

«Отель Reverie»

Чёрное зеркало седьмой сезон обзор


Третий эпизод имеет совсем иной жанр, чем предыдущие два. Это причудливый, местами комедийный, а местами трагический эксперимент над природой кино, реальности и эмоций.

В этой серии «Чёрного зеркала» сюжет начинается как типичная голливудская мечта. Известная актриса Брэнди Фрайдей, уставшая от однотипных ролей, получает шанс сыграть главную роль в ремейке культового фильма 40-х годов, известного своей коронной фразой «Я буду с тобой во веки веков». Однако этот шанс оборачивается технологическим кошмаром.

Инновационная программа Redream не просто сканирует лицо актрисы и накладывает его на персонажа — она буквально погружает её сознание в цифровую реконструкцию фильма. Таким образом Брэнди попадает в мир, где даже дождь идёт по расписанию, а все реплики звучат в отведённое им время.

В этой чёрно-белой виртуальной реальности все персонажи цифровые ИИ-аватары. Настоящей остается только Брэнди, которая должна неукоснительно следовать сценарию, чтобы вернуться назад. Но всё меняется, когда персонаж по имени Клара (цифровой призрак трагически ушедшей звезды Дороти Чемберс) неожиданно отклоняется от предустановленного кода. Между ними завязывается тонкий, почти невозможный роман.

Чёрное зеркало седьмой сезон обзор


Эпизод явно понравится любителям мелодрам и старой чёрно-белой американской классики 40-ых годов. Это история о тоске, утрате и желании удержать чувство, которое ускользает, как сигаретный дым в кадре нуарного фильма. Эмоциональный отклик вызывает визуальная эстетика этой истории, её динамика и музыка.

Серия по большей части сосредоточена не на критике технологий, а на опасных попытках контролировать с их помощью реальность. Сюжет при этом несколько перегружен техническими деталями, объяснёнными лишь наполовину. Концепция виртуального погружения интересна, но реализация местами кажется слишком условной. Как и во второй серии этого сезона мы получаем непонятно что, работающее непонятно как.

Об актёрах хочется поговорить более предметно. Одну из главных ролей исполнила Исса Рэй («Белая ворона»). Увы, она смотрелась во всех смыслах чужеродно. Её персонаж намеренно выглядит «деревянным» в некоторых сценах, однако это не оправдывает её полностью механическую игру.

Плюс ко всему невозможно не «зафейспалмиться» от настолько бредовой идеи: создателям показалось, что белого гетеро-мужика из 1940-ых годов может с лёгкостью заменить темнокожая женщина, и это будет лучшей идей. Хотя оно и понятно — всё же сериал выходит не где-то, а на Netflix.

Ситуацию хоть как-то спасает вторая актриса — Эмма Коррин (играла леди Диану в сериале «Корона»). Она стала настоящим откровением эпизода. Актриса идеально вписывается в стилистику 40-х: походка, манеры, голос — всё напоминает о кинозвёздах прошлого. Её трагизм, нежность и внутренняя боль делают персонажа чем-то большим, чем просто цифровой копией.

Особую прелесть эпизоду придают многочисленные пасхалки. На экране мелькают отсылки к пародийному стриминговому сервису Streamberry из «Джоан ужасна», подкастеры из «Лох-Генри» (6-й сезон) расследуют судьбу одного из персонажей, также в серии можно заметить постер «Белого медведя» (отсылка ко второму сезону) и костюм Космического флота из «USS Каллистер».

В целом эпизод совсем не идеален, однако в нём есть что-то эмоциональное и действительно живое.

«Игрушка»

Чёрное зеркало седьмой сезон обзор


Седьмой сезон «Чёрного зеркала» удивляет редкой для сериаласвязностью. Четвёртая серия — это неофициальное, но очевидное продолжение фильма Bandersnatch 2018 года. Здесь вновь появляется эксцентричный гений видеоигр Колин Ритман (его снова сыграл Уилл Поултер). И хотя его роль скорее эпизодическая, она укрепляет идею общей вселенной «Чёрного зеркала».

В этом эпизоде действие разворачивается в недалёком для нас будущем, в Лондоне 2034 года. Полиция задерживает подозрительного мужчину с длинными волосами и в наушниках за мелкий проступок. Но внезапно выясняется, что тот подозревается в убийстве, совершённом почти полвека назад. В ходе допроса задержанный Кэмерон Уокер начинает рассказывать о своей жизни.

Чёрное зеркало седьмой сезон обзор


В 90-х он был застенчивым молодым журналистом, писавшем о видеоиграх. Его жизнь изменилась после встречи с Ритманом, который представил Кэмерону своё революционное творение — Thronglets. На первый взгляд это милая игра с существами, напоминающая тамагочи. Однако в отличие от дракончиков из яйца-брелка эти цифровые создания оказываются действительно живыми.

Во время одного кислотного трипа Кэмерон начинает понимать язык этих существ. И вот тут начинается всё самое интересное и странное.

Отдельного внимания заслуживает стилистика серии, в которой смешаны элементы киберпанка и эстетика 90-ых. Режиссёр Дэвид Слейд берёт хаос и превращает его в настоящий гипнотический трип: визуальные флешбэки, кислотные сцены и размытые границы между реальностью и симуляцией — всё это создаёт ощущение тревожной дезориентации.

Чёрное зеркало седьмой сезон обзор


Интересен и личный контекст: по словам Чарли Брукера, идею для сериала ему подсказали воспоминания. В детстве он случайно постирал своего тамагочи и почувствовал себя так, будто убил живое существо. Тут и пришла идея сделать серию об игре, где цифровые малютки будут живыми (кто сейчас тоже вспомнил, как топил в бассейне своих персонажей в Sims? Повезло, что они не имели разума).

Кстати, Netflix уже выпустил мобильную игру по мотивам этой серии шоу. Команда Night School Studio тесно сотрудничала с Чарли Брукером, чтобы игра стала органичным продолжением истории сериала. Так что теперь у нас есть возможность поиграть в Thronglets.

Тем не менее, у эпизода есть слабые стороны. Несмотря на интригующую завязку, в середине темп снижается, а финал и вовсе оставляет ощущение недосказанности. Серия обрывается резко, не рассказывая всего самого главного. Из-за этого её просмотр кажется каким-то бессмысленным. Этому эпизоду для полного раскрытия точно необходимо продолжение. Возможно, такую любопытную идею было бы лучше подать даже в качестве отдельного мини-сериала.

В эпизоде снимались актёры: Питер Капальди (известен по роли Двенадцатого Доктора), Льюис Гриббен («Властелины воздуха»), Джеймс Нельсон-Джойс («Птица»), Мишель Остин («Суровая правда»), Джош Финан («Джентльмены») и другие.

«Скорбь»

Чёрное зеркало седьмой сезон обзор


Пятая серия седьмого сезона «Чёрного зеркала» — это редкий алмаз сезона. В этом эпизоде технологии не служат орудием апокалипсиса, а скорее помогают провести тонкую душевную археологию. Кажется, что пятая серия — это камерная театральная постановка, в которой каждый кадр говорит о жизни и утраченных возможностях.

В центре сюжета Филипп, пожилой одинокий мужчина, погрязший в горечи и воспоминаниях. Он получает известие о смерти своей бывшей возлюбленной Кэрол. Они расстались много лет назад, и теперь его просят поделиться воспоминаниями для «иммерсивного мемориала» — современного способа прощания, в котором фотографии, предметы и даже эмоции превращаются в цифровую капсулу памяти.

Филиппу присылают загадочное устройство, которое позволяет буквально «входить» в старые фотографии и переживать моменты прошлого в сопровождении искусственного интеллекта.

Однако память подводит главного героя. Он никак не может вспомнить лицо Кэрол. Теперь ему нужно восстановить не только визуальный облик ушедшей любви, но и картину собственного прошлого, которая оказалась для него неполной.

Чёрное зеркало седьмой сезон обзор


Никаких жутких имплантов и цифровых антиутопий. В этом эпизоде технологии действуют не как разрушительный элемент, наоборот они помогают пережить горечь утраты и докопаться до скрытой правды. Эта серия посвящена грустной, но многим знакомой истории о любви и слепой обиде.

С визуальной точки зрения серия безупречна: переходы между реальностью и «фотопространством» выполнены тонко, без излишеств, но с точной интонацией.

Что также радует, так это игра актёров. В главной роли блистает Пол Джаматти («Джон Адамс»), который создаёт образ Филиппа с особой виртуозностью. Также в эпизоде снималась Пэтси Ферран («Микки 17»).

Критиковать эту серию седьмого сезона не хочется, потому как она действительно хороша. Отчасти она напоминает четвёртый эпизод третьего сезона «Сан-Джуниперо», который также был пронизан какой-то светлой печалью.

«USS Каллистер: В бесконечность»

Чёрное зеркало седьмой сезон обзор


Впервые в истории шоу мы получили продолжение. Шестой эпизод — это, наверное, то, на что многие даже не надеялись.

Серия «USS Каллистер: В бесконечность» стала продолжением культового эпизода четвёртого сезона. Напомним, в оригинальном «USS Каллистер» поднималась тема цифрового рабства. В этой серии Роберт Дейли создавал копии своих коллег по ДНК и издевался над ними в приватной версии космической видеоигры. Финал выглядел отчасти завершённым: команда сбежала, Дейли погиб. Но оказалось, что это была лишь первая глава.

Теперь экипаж, возглавляемый Нанетт Коул (великолепная Кристин Милиоти), дрейфует в бесконечности. Игра открыта для миллионов реальных игроков, и в этой новой среде виртуальные беженцы вынуждены бороться за выживание. Они — не персонажи и не игроки. Они — сбой в системе, который точно захотят уничтожить. Чтобы не погибнуть, им придётся приложить невообразимые усилия.

Тем временем в реальном мире Джеймс Уолтон (Джимми Симпсон), бывший деловой партнёр и жертва Дейли, изо всех сил пытается замести следы незаконного клонирования. Ему начинает помогать настоящая Нанетт Коул, которая ещё не знает, что у нее есть копия.

Чёрное зеркало седьмой сезон обзор


В этом эпизоде сюжет смахивает на настоящий блокбастер. Серия идет больше часа и в ней есть всё: погони, перестрелки, космические сражения. Настоящий аттракцион, за которым скрывается серьёзный посыл о том, что значит быть человеком. Кроме того, в нём хватает отсылок, в том числе музыкальных (один из персонажей слушает «On a Roll» Эшли О из пятого сезона).

«USS Каллистер: В бесконечность» радует и визуально. Нельзя сказать, что эпизод дотягивает до голливудского фильма, но его стилизация под космооперу действительно прекрасна.

А что ещё более приятно, так это то, что в этой серии всё кажется более-менее логичным. Даже финал выглядит, как хорошее завершение истории (в которой однако есть лазейка для создания ещё одной серии-продолжения).

Финальная серия сезона — это редкий случай, когда продолжение действительно было нужно, и оно сработало. Кажется, что в этой серии Чарли Брукер, наконец, возвращается. По крайней мере, хотя бы завершение у сезона получилось насыщенным и мощным.

Что в итоге

Чёрное зеркало седьмой сезон обзор


Седьмой сезон не совершает революции и не шокирует, как делало «Чёрное зеркало» когда-то. Он просто пытается вернуть сериал к его изначальной сути. После фэнтезийных вольностей шестого сезона здесь снова работают привычные механизмы: невероятные технологии, люди на грани и моральные выборы, которые сложно принять.

Это не лучший сезон в истории шоу, но, пожалуй, самый цельный за последние годы. Критики на Metacritic оценили его выше пятого и шестого — и не без причины.

Для тех, кто ждал возвращения «старого доброго» «Чёрного зеркала» — седьмой сезон станет приятным сюрпризом. До уровня первых сезонов, он, конечно, не дотягивает, но некоторые серии всё же заслуживают просмотра.

Похожие материалы