Первый сезон «Эйфории», скандального сериала HBO про современных американских подростков, подошёл к концу, породив множество вопросов, теорий и мнений.
Ру умерла? Снова передознулась? Что за «Ла-Ла-Лэнд» в конце? Да что это было вообще? Так много вопросов, так мало ответов!
Интернет завален фанатскими теориями, а журналисты и блогеры наперебой пытаются определить значение сериала для современного поколения и мира медиа. Давайте разбираться вместе.
Главный вопрос к «Эйфории»: что, чёрт возьми, означает финальная сцена?
Ру прощается с Джулс на перроне, идёт домой и принимает наркотики. Хорошо известно, что после нескольких месяцев завязки, принятие той же дозы, которая раньше была нормой, с большой вероятностью может привести к смерти.
После принятия наркотиков в комнате Ру начинает идти снег. Она падает с кровати и выходит из комнаты, спотыкаясь на ходу. Ночь сменяется днём. Ру пытается взаимодействовать с мамой и сестрой, но они будто не замечают её — это явно галлюцинация. Затем Ру видит своего умершего отца, а он видит её — и это уже признак того, что Ру всё-таки умерла.
А может она была мертва с самого начала?
Есть сумасшедшая фанатская теория, что Ру всё это время была мертва, либо так и не вышла из комы после первой передозировки, потому что она, как призрак, знает слишком много подробностей личной жизни других героев. Многие в школе и правда считали её мертвой, но не думаю, что это достаточно убедительные аргументы.
Эпизод заканчивается на моменте, когда Ру смотрит на источник яркого света, а затем падает вниз. Это может быть как символом смерти, так и духовного падения.
Весь финальный эпизод строится вокруг речи матери Ру на собрании анонимных наркоманов в церкви. Она рассказывает о том, как её дочь пережила передозировку и получила второй шанс. Трудно сказать, о какой по счёту передозировке идёт речь. Ру сидит в аудитории, но вполне возможно, что это уже её дух. Младшая сестра Ру тоже сидит в зале, но она выглядит спокойной, а значит вряд ли это похороны или собрание после смерти её старшей сестры.
В самом конце слышится щебетание птиц. Ранее в этом эпизоде Ру рассказывала, что, находясь в больнице, она представляет звуки аппаратов как пение птиц. Это может быть намёк на то, что она снова в больнице и сейчас лежит под капельницей.
Успокою вас ещё и напоминанием о том, что Зендея — звезда шоу, поэтому трудно представить, что они убьют её персонажа. Скорее всего, Ру не умерла, а всё, что мы видели было её наркотическим трипом.
К тому же, в ролике, где Зендея и Хантер Шафер обсуждают отношения своих героев, Хантер выражает надежду, что их персонажи в дальнейшем снова будут вместе и их любовь продолжит существовать, а Зендея делает оговорку: «Надеюсь они (сценаристы) так и сделают».
Персонажи и их развитие
На протяжении всего сезона мы видим как развиваются персонажи, переживают различные эмоции и попадают в нелепые или дерьмовые истории.
Джулс (Хантер Шафер) — трансгендерная девушка, бисексуалка и полиамор. Она — концентрат моды современных подростков, начиная от внешности Tumblr-girl, заканчивая поисками своей гендерной идентичности.
Она продолжает этот поиск до самого конца, а её персонаж меняется и развивается едва ли не заметнее всех.
Но, не смотря на кажущуюся гротескность Джулс, она получилась органичной и достоверной, ведь Хантер помогала режиссёру проекта Сэму Левинсону прописывать своего персонажа на основе собственного опыта.
Если вы вдруг не в курсе, то Хантер родилась мальчиком, но в 14 лет начала своё превращение в девушку. Её героиня Джулс сделала это чуть раньше — в 13.
Нэйт (Джейкоб Элорди). Парень, который ещё в детстве узнал, что его отец — гей, случайно увидев хоум-видео. Повлияло ли это на Нэйта? Да.
Сценаристы сделали из него психопатичного абьюзера, манипулятора и карикатурного злодея. Его способы запугивания, насилия, хитрые многоходовочки с полицией — не слишком ли круто для школьника?
Что касается карикатурности, ребёнок-драгдиллер — тоже тот ещё персонаж. Эштрей (Джейвон Уолтон) — младший брат местного наркоторговца Фезко, помогающий продавать наркотики школьникам.
Вы когда-нибудь видели такое в жизни? Я — нет. Да даже в фильмах такое не часто увидишь.
Фезко (Ангус Клауд) — хороший друг Ру. Не верится, что он мог убить человека, ведь это один из добрейших персонажей сериала.
Фез в одиночку ухаживает за своей бабушкой, заботится о младшем брате и постоянно помогает Ру. Но события последних двух серий оставляют слишком много вопросов и теорий о дальнейшем развитии персонажа (если он, конечно, остался в живых).
Кстати, внешне Фез дико похож на Мака Миллера, американского рэп-исполнителя, умершего от передозировки в прошлом году. И это ещё одна причина любить этого персонажа.
Кэт (Барби Феррейра), будучи неуверенной в себе из-за лишнего веса, с 11 лет не вылезала из интернета. Свою карьеру она начала как автор фанфиков, а продолжила как вебкам-модель с толпой покорных покровителей.
В интернете она искала признания, которое не могла получить оффлайн. Кэт быстро становится жертвой извращенцев, разочаровывается в интернете и делает попытку в здоровые отношения с хорошим парнем.
Под песню BTS — «Euphoria» мы понимаем, что эти двое будут жить долго и счастливо. В этом персонаже и её сюжетной линии мне доставило абсолютно всё.
Кэт дружит с Мэдди (Алекса Деми), Кэсси (Сидни Суини) и Биби (София Роуз Уилсон). Все они — персонажи второго плана, но каждая с интересной предысторией.
Только почему-то первым троим посвятили по целой серии, тогда как Биби не раскрыли вообще, а сюжетные ветки остальных завершили как-то вяло.
Мэдди вернулась в токсичные отношения с Нейтом, прихватив зачем-то одно из домашних видео его отца.
Кэсси порвала с Маккеем? Видимо, да, потому что Маккей просто куда-то исчез.
Его персонаж переживает множество потрясений, но отказывается переходить на следующую ступень и по-большому счёту никак не развивается.
Не было также эпизода с предысторией Лекси (Мод Апатоу) — подруги детства Ру и младшей сестры Кэсси. Будем надеяться, что её историю раскроют во втором сезоне.
В начале восьмого эпизода мне казалось, что я что-то пропустила и поэтому ничего не понимаю. Но, нет, я проверила несколько раз, что точно смотрела все серии. Просто создатели решили не заморачиваться с объяснениями.
Музыка и стиль
Глупо было бы рассчитывать на то, что продюсеры сериала, в числе которых рэпер Дрейк, не воспользуются певческим талантом актрисы и не используют её песню в качестве саундтрека.
В финальной сцене сериал внезапно превращается в мюзикл. Ру начинает петь, а люди вокруг танцуют и подпевают ей. Заглавная тема сериала, ранее всегда звучащая в инструментале и только фрагментами, раскрывается полностью благодаря вокалу Зендеи.
Весь сериал визуально напоминает нарезку музыкальных клипов, так что подобный финал был ожидаем. Нас, по сути, весь сезон к нему готовили. Как и к тому, что ничем хорошим первый сезон не кончится.
Если взглянуть на постер сериала с лицом Зендеи, то мы можем увидеть её в слезах и блёстках — всё как в финале сезона.
Роль сериала в мире медиа и его влияние на поколение
«Кайф окрыляет, но падать больно» — говорит Ру.
«Эйфория» начинается с дня появления Ру на свет на фоне кадров 11 сентября в телевизоре роддома. Сцена задаёт весь тон сериала и рисует портрет поколения Z, о котором пойдет речь дальше.
Нынешние подростки растут в в атмосфере хаоса, всеобщей неуверенности и изменчивости. Как это повлияло на них? Как им живётся в пост-информационной эпохе? Сериал старается показать это, хоть, возможно, и не всегда реалистично.
Сюжет напоминает типичную подростковую драму, но главная цель «Эйфории» состоит в том, чтобы осветить опасности, с которыми сегодняшние подростки могут столкнуться. Давление со стороны родителей, друзей, социальных сетей — сегодня эти проблемы подпитывают эпидемии психических заболеваний и наркомании среди подростков.
Они находят ответы и вдохновение в интернете и более сосредоточены на самих себе. Традиционные гендерные роли расплываются, из-за чего у представителей поколения Z чаще возникают проблемы с самоидентификацией.
То, что «Эйфория» так ориентирована на визуал соответствует их вкусу. Сериал уже называют портретом поколения, но он не отражает объективную реальность (особенно, российскую). Он приукрашивает её, гиперболизирует, раскрашивает яркими цветами. Так, как видят и чувствуют мир нынешние подростки.
Я думаю, что целевая аудитория «Эйфории» — всё-таки девушки и гендерно небинарные подростки, обожающие эстетику Tumblr и Instagram. Почти все главные роли — женские. В сериале, например, нет ни одного мальчика, увлекающегося компьютерными играми, хотя поколение Z отводит видеоиграм важное место в своей жизни: 51% подростков указывают игры как основной источник развлечений.
Но как бы то ни было, сериал смотрят все: от девочек-подростков до взрослых бородатых мужиков. Девочки берут на заметку идеи для мейкапа, а мальчики, вероятно, просто любуются актрисами. «Эйфорию» уже называют лучшим сериалом этого лета — и с этим сложно поспорить.
HBO в этом году радует громкими премьерами. Сначала финал «Игры Престолов», затем «Чернобыль», теперь «Эйфория». На фоне кризиса Netflix это большая заявка на успех. Качество против количества — именно об этом мы недавно писали.
От «Игры Престолов» сериал перенял огромное количество сцен с обнажёнкой, и это хорошо. Плохо то, что он перенял ещё и слитый финал — по мнению многих поклонников.
Радует лишь, что это был финал не всего сериала, а только первого сезона. У создателей ещё есть шанс реабилитироваться и закрыть все сюжетные дыры, ну а нам остаётся только ждать 2020-го года.