В марте вышла первая часть финального сезона, завершающего эпическую сагу о противостоянии человечества и титанов, но окончание всей истории фанатам сериала придётся ждать до осени.
В ожидании второй части финала, мы решили подробно разобрать путь становления «Атаки титанов» из хорошего, но всё-таки классического представителя жанра «сёнэн», в полноценную военную драму, рассуждающую на сложные и взрослые темы.
Как «Атака титанов» стала главным аниме-сериалом десятилетия, чего ждать от финала и в какой момент всё пошло куда-то не туда? Мы не будем пересказывать весь сюжет сериала, однако без спойлеров и разбора конкретных сцен нам не обойтись.
Первый и второй сезон — лучшее, что было в сериале
Первый сезон «Атаки титанов» стартовал весной 2013 года и моментально ворвался в мейнстримное поле аниме-индустрии. На то были свои причины: отличная анимация и постановка боевых сцен, за что стоит благодарить режиссёра первых трёх сезонов сериала — Тэцуро Араки.
Вам он может быть известен как режиссер иного, не менее культового произведения — «Тетрадь смерти». Да и вся студия Wit приложила немалое количество усилий для анимирования экшн-сцен — чего стоит только работа со светотенью.
Ещё одна причина — интересный и интригующий сеттинг, в котором автор оригинала умело эксплуатирует образ кайдзю, загадочных монстров из японской культуры, популяризатором которых по праву можно считать Годзиллу.
Отдельного упоминания заслуживает саундтрек, написанный Хироюки Савано. Вообще, на протяжении всего сериала, музыка — единственный элемент, к которому просто невозможно придраться.
Из классического набора сёнэн-произведений у нас есть троица основных персонажей во главе с главным героем, избравшим своей целью истребление всех титанов, динамично движущийся сюжет и довольно средние, но хорошо работающие на общее раскрытие истории, второстепенные герои.
Всё это позволило «Атаке титанов» моментально стать поп-культурным феноменом, о котором могли слышать даже люди, никак не интересующие японской мультипликацией в принципе.
Возвращаясь к разговору о сеттинге, стоит обратить внимание на структуру повествования, выбранную автором оригинальной манги. Человечество уже больше сотни лет вынуждено существовать внутри трёх стен, каждая из которых высотой более 50 метров.
Кроме наличия по ту сторону толп неразумных титанов, зрителю, так же как и основным действующим персонажам, ничего не известно о внешнем мире.
Нам не сообщается, как люди умудрились утратить за столь короткий для цивилизации срок все знания о внешнем мире, но чётко дают понять, что любые источники информации об этом под строгим запретом. По этой причине у зрителя нет чёткого представления о правилах этой вселенной, и, учитывая исходные данные, это логично.
Однако, на мой взгляд, подобный способ повествования больше подходит детективам, которым «Атака титанов» себя и не позиционирует. Я делаю на этом акцент потому, что это очень сильно аукнется ближе к финалу истории, но не будем забегать вперёд.
К концу второго сезона мы узнаём что сила титанов вполне себе может быть обуздана людьми, причем владельцев подобной силы куда больше чем кажется на первый взгляд, и далеко не каждый носитель этой силы сражается на стороне человечества. У нас остаётся огромная куча вопросов и целое непаханое поле информации с заделом на будущее.
Третий сезон — поворот не туда
Практически сразу продолжая сюжет предыдущих серий, третий сезон мгновенно погружает нас в гущу событий и политических интриг. Очевидно, в какой-то момент автору начало становиться тесно в рамках истории борьбы добра и зла, и первая арка является тому подтверждением.
Неизвестные крадут Эрена вместе Кристой, в то время как Король обвиняет главу разведкорпуса Эрвина Смита в укрывательстве Йегера-младшего и использовании его в корыстных интересах, за что самого Эрвина помещают под стражу и готовят к суду, а сами разведчики оказываются в опале и вынуждены скрываться.
В попытках изобличить ближайшее окружение короля отлично раскрывается структура армии человечества.
Если «Разведкорпус» занимается изучением территорий за стенами и поисками возможности вернуть себе утраченные земли, «Гарнизон» следит за правопорядком внутренних земель и дежурством на самих стенах, то «Военная полиция» хоть и позиционирует себя как элита, призванная защищать Короля и столицу, но помимо этого выполняет ещё и функцию тайной полиции, выполняющей зачастую самую грязную работу.
Это хорошо демонстрируется, например, в сценах пыток, или в мотивации командиров каждого из подразделений.
Но что до самих разведчиков и Эрена в частности? Наши герои узнают, что его похитил истинный Король, Род Рейсс, а Криста (хотя правильнее её называть Хистория) оказывается его внебрачной дочерью и последней наследницей престола. Он сообщает, что отец Эрена, Гриша, 5 лет назад выкрал из королевской семьи Титана-Прародителя, который позволял им контролировать судьбу своего народа, и теперь она должна вернуть его, превратившись в титана и съев Эрена, унаследовав таким образом его силу.
Вся эта ситуация, связанная с королевской семьёй — один сплошной кошмар. С этого момента автор стал прибегать к использованию откровенных «роялей в кустах». Почему я так считаю?
Во-первых, превращение в обыкновенных титанов может быть инициировано с помощью инъекции загадочной жидкости. Допустим, подобное обоснование имеет место быть. Во-вторых, Хистория всю свою жизнь была божьим одуванчиком с синдромом спасателя в терминальной стадии. Но для героини приготовлена невероятная трансформация.
Поставленная перед выбором между убийством своего друга со времён кадетского корпуса или противостоянию своему родному отцу, который хоть и не участвовал в её воспитании последние годы, но всё ещё сохранился в её памяти как один из последних близких людей, Хистория в мгновение ока претерпевает изменения в характере и полностью отвергает желание отца.
Станиславский бы нервно закурил после такого. До этого нам демонстрировали попытки её ближайшей подруги объяснить ей, что «нужно начать себя любить и перестать потакать окружающим», но самих сдвигов в характере девочки не наблюдалось до этой самой сцены.
И третье: с самого начала сезона нам демонстрировали, что Эрен всеми силами пытается овладеть способностью укрепления тела подобно иным титанам, но получалось у него, мягко говоря, так себе, и над этим ещё работать и работать.
Но в конце «королевской истории» Род Рейсс сам решает обратиться в титана, чем провоцирует разрушение всего подземелья и подвергает тем самым опасности прибывших на помощь разведчиков.
И тут, совершенно неожиданно… нет, не так, НЕОЖИДАННО, Эрен обнаруживает колбу с говорящей надписью «Броня» (подобные, к слову, больше никогда не будут фигурировать в сюжете), и, после очередной истерики, использует её, чтобы моментально освоить способности к укреплению тела титана.
С этого момента, на мой взгляд, начинаются все дальнейшие проблемы сценария «Атаки титанов». Подобно эффекту снежного кома, каждый раз когда автор пытается дать нам объяснение на один вопрос, появляется три других. Почему «Воля Короля» не позволяет использовать Прародителя для защиты человечества? Почему первый король считает истребление титанами людей — «расплатой»?
Последующая сюжетная арка, по духу более близкая к предыдущим сезонам, вышла куда удачнее. Повествует она о возвращении утраченной первой стены, но что не менее важно — поиску подвала в старом доме семьи Йегеров, в котором содержатся все ответы на вопросы.
Окружение, в котором оказался разведкорпус, вынуждает Эрвина Смита идти на отчаянные меры и приносить непомерные жертвы ради единственного шанса на победу. В данных эпизодах очень хорошо продемонстрирован не только сам командир разведчиков, но и их товарищеские взаимоотношения с Леви Аккерманом, который до этого воспринимался скорее как местный Марти Стю, казавшийся чистейшим фан-сервисным персонажем.
Вообще, командиры разведотряда вышли куда более яркими и живыми персонажами, нежели большая часть бывших кадетов. И это вполне логично, ведь они уже повидавшие жизнь, со своими жизненными установками и мировоззрением. С горем пополам, понеся колоссальные потери, наши герои добираются до заветного подвала.
Четвёртый сезон — ответы на вопросы и новые «рояли»
Финальный, как нам казалось, сезон стартует с введения совершенно новых персонажей. Первые серии могут сбить с толку, но всё это неспроста.
Из подвала Гриши Йегера мы узнали, что люди в стенах, именуемые элдийцами, далеко не единственная выжившая часть человечества. Бывшие некогда правящей нацией, после поражения в древней войне они бежали на остров, именуемый Парадизом. Тех же элдийцев, кто не успел сбежать, ждала нелёгкая участь.
Жители других государств не стали мелочиться по отношению к бывшим угнетателям. Практически везде они — бесправные рабы, проживающие в гетто, лишенные всякой свободы и даже статуса человека.
С момента окончания третьего сезона прошло около четырёх лет. Восстановив силы после предыдущего поражения на Парадизе, империя Марлия решила объявить войну жителям острова, но всё представление прерывается нападением Эрена Йегера и подоспевших ему на помощь разведчиков.
Вся эта сцена, всё это сражение — буквально пик сюжета «Атаки титанов». И хоть в этот раз авторам пришлось прибегнуть к обильному использованию компьютерной графики, постановка боевых сцен всё ещё на высоте. Заглавная же тема всего финала, Ashes on The Fire за авторством Коты Ямамото, прекрасно передаёт запредельный уровень напряжения, драмы и милитаризма.
Небольшое отступление: экранизацией первых трёх сезонов занималась Wit Studio, но права на экранизацию финального сезона перешли студии MAPPA. Не последние ребята в индустрии, вставшие чуть ли не в первый эшелон за последние несколько лет.
Вот только ещё в момент выхода первой части финала разгорелись холивары на тему того, что сцены сражений титанов в их исполнении стали чуть более, чем полностью состоять из CGI. Казалось бы, всё не так уж и страшно, аниматоры давно используют компьютерную графику для отрисовки задних динамичных планов или крупных объектов, не нуждающихся в кропотливой детализации. Да и само качество картинки если и упало, то не сильно.
Поверьте человеку, экранизация любимой манги которого была испоганена вырвиглазным 3D — привет «Берсерк».
Вот только количество кадров во время этих самых схваток титанов резко просело и очень контрастировало на фоне битв, вручную анимированных выходцами из Wit Studio. Но в чём же тут проблема? Почему талантливые ребята из MAPPA решили сэкономить на одной из самых популярных франшиз и отказались от работы «от руки». Предлагаю взглянуть на их рабочий график.
Потрясающая экранизация «Магической битвы» в 2020 году, задравшая планку в качестве картинки, второй сезон которой стартует этим летом. «Дорохэдоро», который постигла та же участь, что и «Берсерк». «Человек-бензопила» в конце 2022 года. «Адский рай», находящийся сейчас в онгоинге. Второй сезон «Саги о Винланде». И это только то, что на слуху.
Студия давно известна своими беспощадными переработками, и что-то мне подсказывает, что это явно не инициатива самих работников. Невозможно с таким беспощадным графиком укладываться в график, не жертвуя чем либо. Печально осознавать, что в очередной раз рыночек порешал искусство.
Примерно в этот момент «Атака титанов» начинает исследовать куда более сложные и неоднозначные темы человеческого общества. Начав с классического фентези о борьбе добра со злом, автор переворачивает наши представления с ног на голову и затрагивает темы борьбы народа с государством-захватчиком, расчеловечивании врага и того, что насилие рождает только большее насилие.
Забавно то, что никто уже давно не помнит, кто положил начало этому порочному кругу ненависти, но это нисколько не мешает людям обвинять друг друга в грехах их прародителей.
Антуражу к происходящему добавляют очевидные отсылки, берущие своё вдохновение из первой половины 20-го века. Уровень технологического прогресса внешнего мира, а так же окопная война явно, сделаны под впечатлением от событий Первой мировой войны, а позднее и Второй. Автор не стесняясь добавляет референсы к ядерным бомбардировкам, и даже свой Холокост, так точно прослеживающийся в геноциде элдийцев.
Всё это заставляет зрителя рефлексировать и начать рассматривать происходящее под совершенно другим углом.
В дальнейшем сюжет лишь набирает обороты в направлении серой морали. Помимо противоборства самих наций, мы можем наблюдать раскол внутри жителей острова. Несостоятельность высшего руководства Парадиза приводит к появлению радикалов, именуемых Йегеристами, а сюжетная арка детей Марлийской Империи наглядно показывает, насколько сильно машина пропаганды способна повлиять на мышление и восприятие людей.
После встречи с ненавистными «дьяволами» с острова, их внутренний мир рушится от осознания, что они не такие уж и разные.
В один момент все эти сюжетные линии переплетаются воедино и… Оно себя не оправдывает?
Сейчас постараюсь объяснить почему. Ключевым эпизодом в данной арке становится момент встречи Эрена со своим единокровным братом, Зиком. Соприкоснувшись, они активируют силу титана-прародителя с помощью королевской крови, которая течёт по жилам Зика. Они вдвоём оказываются в «путях» и встречают там прародительницу Имир, о которой до этого мы слышали лишь в легендах.
И хоть идеи Зика нам уже пытались тизерить через его единомышленников (желание мирно кастрировать всех элдийцев), то что на уме у самого Эрена — до конца было непонятно.
По итогу сцена превращается в мем «я переиграл твоё переигрывание», причем если это с горем пополам ещё можно принять, но то, что происходит дальше — за гранью добра и зла. Желая переубедить своего младшего брата, Зик Йегер проводит его по воспоминаниям их общего отца, чтобы доказать, что именно он является корнем всего зла, и что он использовал Эрена ради своих корыстных мотивов.
Теперь следите за руками: оказавшись в воспоминании об убийстве королевской семьи и краже титана-прародителя, Эрен заявляет, что Атакующий титан, принадлежащий ему, своенравен и существует чтобы уравновешивать категоричность Короля, поэтому он обладает способностями предсказывать будущее. Ещё в конце третьего сезона он увидел всё происходящее сейчас, поэтому он знал, что Зик приведёт его в эти воспоминания, после чего Эрен заговорил с отцом из прошлого в момент, когда Гриша засомневался в идее кражи титана.
Именно Эрен убедил своего отца похитить титана-прародителя, уничтожив королевскую семью.
Ещё раз, чтобы дорогой читатель не потерял суть. В основном таймлайне, за которым мы следим с самого начала сериала, Эрен получил силу от своего отца, увидел будущее от прикосновения с королевой в третьем сезоне, попал в проекцию воспоминаний своего отца, и уже в них СМОГ УБЕДИТЬ ОТЦА, РЕШИВШЕГО ПЕРЕДУМАТЬ, ЧТОБЫ ЭТО ВСЁ ПРИВЕЛО К ТОМУ, ЧТО МЫ ВИДИМ СЕЙЧАС.
Это ужасно, поскольку изначально вся история должна была прийти к данной точке и без вмешательства Эрена в прошлое, а если события и происходят в некоей временной петле, то у неё должно быть начало. Все эти события должны были быть запущены в определённой итерации вселенной, где Гриша всё же не стал вырезать королевскую семью.
И это я ещё ни слова не сказал о том, что само вмешательство во время и манипуляция им — не просто рояль, а целый оркестр, выезжающий на нас из куста неподалёку.
Таким образом Эрен получает контроль над силой прародителя и убеждает Имир в претворении собственного плана. Всё это приправляется историей самой прародительницы, которую нам автор пытается рассказать буквально за одну серию. Некогда рабыня, изгнанная из деревни за проступок, во время побега падает в подземное озеро, после чего в неё вселяется хтоническая многоножка, даровавшая ей силу титанов. Оказывается, сила титанов — это разновидность кишечной палочки (шутка).
Не только кривые манипуляции со временем, но теперь ещё и буквально «deus ex machina». Складывается впечатление, что Хаджимэ Исаяма под конец просто устал от собственной манги, а количество чеховских ружий в сюжете и хитросплетений должны были рано или поздно выстроиться в единую картину, поэтому он не придумал ничего лучше, чем оправдать всё божественным вмешательством.
Дальнейший сюжет возвращается в рамки истории борьбы добра со злом. Некогда заклятые враги, главные действующие персонажи объединяются чтобы остановить общего врага, грезящего уничтожением всех за пределами острова.
Финал финала без финала
Первый эпизод финала, длительностью в час, начинается с Гула Земли, хтонический ужас и разрушения которого отлично демонстрируются в первых одиннадцати минутах хронометража.
Стоит отметить, что начиная с 2013 года авторы большинства рецензий акцентируют внимание на том, что »Атака титанов» без стеснения использует графическую жестокость и не чурается убийства многочисленных персонажей. И если с первым фактом не поспоришь, то со вторым они откровенно лукавят.
До финала дожил практически весь костяк главных действующих лиц. Большую часть истории мы наблюдали либо смерти персонажей, введенных буквально на одну сюжетную арку, либо совсем уж пустых болванчиков. Основное внимание же в этом эпизоде сконцентрировано больше на взаимоотношениях персонажей.
В погоне за Гулом Земли, «Разведкорпус» с союзниками стараются ответить на последние вопросы, терзающие каждого из них.
Стоит ли останавливать этот массовый геноцид, если план Эрена уже приведен в исполнение? Стоит ли попытаться в последний раз остановить его путём переговоров, и возможны ли они в принципе? Почему Эрен, владея силой контроля всех элдийцев, всё ещё ничего не предпринял по отношению к разведчикам?
Важным, на мой взгляд, является и то, что все эти задушевные разговоры на протяжении всего эпизода не выглядят совсем уныло и притянуто. Во всём этом прослеживается желание автора оригинальной манги успеть дополнительно раскрыть характеры своих героев.
Экранизация лишилась ряда небольших, но значимых сцен из манги, в особенности из ранних глав, которые касались взаимоотношений между героями.
Яркий пример — общение Эрена и Энни Леонхарт. В аниме всё что было продемонстрировано, так это их общие тренировки, в то время как в манге сделан акцент на том, что Эрен был чуть ли не единственным, кто мог вызвать у Энни искреннюю улыбку. Это же и отвечает на вопрос, почему Микаса так ревниво к ней относилась.
Подобным, к сожалению, до этого могли похвастаться разве что Райнер и командиры разведчиков, которым приходилось на протяжении всей истории принимать быстрые и рискованные решения.
Тем временем, выжившая часть человечества всеми силами пытается спастись бегством и, неожиданно, ко всем взрослым, в том числе высшему руководству Марлийской Империи, приходит осознание, что всё происходящее с ними – результат всей той ненависти, что они культивировали десятилетиями. Они даже дают обещание друг другу, что если судьба дарует им «ещё один шанс», то они исправят ошибки прошлого.
Возможно, я перегибаю палку, но верится в это с трудом. Всегда найдутся те, кто не простит другим подобные зверства. Всегда будут реваншисты, жаждущие мести. Но если учесть то, что финал встал на рельсы совсем уж «сказки», то это логичное и вполне понятное развитие идей о войне.
Идей о прощении, об отказе от мести, о том что иногда нужно переступить через какие-то свои чувства ради сохранения той хрупкой, практически эфемерной сущности что мы называем миром. Не зря ещё Цицерон говорил что «худой мир лучше доброй войны».
Конец истории «Атаки титанов» нам предстоит выяснить осенью этого года, точную дату выхода второго эпизода студия MAPPA ещё не озвучила, поэтому получится подвести только промежуточные итоги.
История о борьбе с ходячими исполинами стала буквально современной классикой, а в лучшие годы для кого-то становилась проводником в мир японской мультипликации. Анимация, музыка, режиссура — всё это сделано на как минимум очень хорошем уровне, и хоть некоторые сюжетные твисты являются откровенно слабыми, «Атака титанов» по праву заслуживает место в истории аниме и манга-индустрии. Финальный вердикт всей истории — 7/10.
Буду честен, концовка истории была мной прочитана в манге, и она оказалась не так плоха, как её многие ругают. Да, «рояли» никуда не делись, проскакивали и сцены, вызывающие совсем уж стыд, но автор всеми силами постарался подвести черту — и это у него получилось. Так или иначе, концовка заслуживает вашего внимания, и она точно в разы лучше того, что мы с вами разобрали чуть выше. Но какой она получится в экранизации — это нам и предстоит узнать осенью.