26 сентября 2019 года в прокат вышел один из самых интересных и противоречивых фильмов этого года — «К звёздам». Критики говорят о гениальности фильма и вносят в личные топы картин этого года, а зрители ставят ленте невысокие оценки, уповая на излишнюю продолжительность и неожиданный для многих философский подтекст.
Сюжет картины разворачивается в будущем. Майор Рон Макбрайд, астронавт НАСА с безупречной репутацией, чуть не погибает во время выполнения миссии на международной космической антенне, вследствие неизвестного доселе выброса антиматерии. Как оказывается, катаклизмы происходят по всей земле.
Причиной происшествий называют некогда засекреченный проект «ЛИМА», находившийся под руководством отца Рона, исчезнувшего 16 лет назад. Теперь Рон должен отыскать отца, выяснить причины катаклизмов и остановить их.
Первое, что вам нужно знать — это ни разу не фантастический боевик. Это фантастическая драма с действительно глубоким экзистенциальным подтекстом.
На мой взгляд, единственным фильмом, которому удалось совместить в себе научную фантастику с подобным философским подтекстом является «2001 год: Космическая одиссея» — в ней действительно удачно совмещались вопросы типа «кто мы такие?» или «каково наше место во вселенной?» с интересным сюжетом приключенческого фильма с элементами триллера.
«К звёздам» так не умеет. В этом фильме присутствуют интересные темы — проблема отцов и детей, экзистенциальный кризис и человеческий эгоизм, но их подача вызывает вопросы.
Фильм затянутый.
Я редко, когда так говорю о кинокартинах. Одно дело, когда авторам той или иной ленты для рассказа истории и раскрытия тем фильма нужно три часа, как создателям «Бегущего по лезвию 2049» или четыре часа, как авторам «Лоуренса Аравийского». Или если каждая сцена работает на развитие истории, персонажей, на раскрытие задумки режиссёра — то почему бы и нет?
Но если одна из довольно долгих сцен (или сразу несколько) никак не «двигает» фильм вперёд и, более того, отвлекает внимание зрителя от основной сюжетной линии, то целесообразность её существования начинает вызывать вопросы.
Например, в этом фильме нам очень долго показывают путь героя от Земли до Луны, существенную часть которого занимает попытка команды, сопровождающей главного героя, спасти корабль учёных, с которого доносится сигнал SOS. Но на сюжет фильма он не влияет вообще никак.
Можно, конечно, возразить, что этот эпизод нужен для раскрытия персонажа Питта. Но в том то и дело, что не нужен. Рой и так весь фильм ходит или грустный, или донельзя угрюмый.
Особенно странно этот эпизод выглядит на фоне концовки, о существовании которой вспомнили, кажется, в последний момент. Фильм заканчивается очень быстро абсолютно неинтересным диалогом двух людей, зациклившихся на своих идеях-фикс.
Фильм просто-напросто скучный.
Я ни в коем случае не утверждаю, что фильмы о приключениях в космосе должны быть с перестрелками на бластерах и погонями на космических кораблях. Я фанат фильма «2001 год: Космическая Одиссея» и у меня даже не было претензий к восьмому эпизоду «Звёздных войн».
В этих фильмах не было большого количества экшн-сцен, но происходило взаимодействие между персонажами. В фильме «К звёздам» не происходит даже этого взаимодействия. Количество диалогов с участием главного героя можно пересчитать по пальцам двух рук.
И в итоге приходится почти два часа наблюдать за самокопанием и самобичеванием главного героя, из которых «выливаются» две простые мысли в духе «я эгоист» и «порой то, что мы ищем в глубине космоса, находится на поверхности земли». Невероятно.
И здесь появляется ещё один недостаток фильма — он просто не может раскрыть потенциал своего актерского состава.
Мне нравится актёрская игра Брэда Питта, я преклоняюсь перед талантами Томми Ли Джонса и Дональда Сазерленда. Но проблема в том, что фильм не показывает нам ничего из этого.
Исполнитель главной роли, Брэд Питт, весь фильм ходит с грустным лицом, иногда пускает слёзы и злится. Томми Ли Джонс играет исследователя, одержимого идеей поиска внеземной жизни — и его здесь преступно мало. В основном он мелькает или на видеозаписях, или на фотографиях. Уже не говоря о персонаже Дональда Сазерленда, экранное время которого настолько мало, что его можно причислить к героям второго плана.
Некоторые ругают фильм за отсутствие реалистичности. Странно, конечно, ругать за это фантастический фильм, но порой действительно происходят несостыковки.
Например, в сценах на Луне действие происходят в двух гравитационных зонах. Где-то действует земная гравитация, а где-то лунная. И это не объясняется существованием, например, зоны земной гравитации на луне. Странно в общем.
Но сам Космос, а точнее его изображение — наверное, самая сильная часть фильма. Визуал потрясающий. Красивое сочетание цветов, потрясающие сцены полёта ракет в космическом пространстве, визуальное цитирование Кубрика. Настоящее наслаждение для глаз.
Вы могли заметить, что я не отметил юмор в фильме. Его здесь нет вообще. Но, он, наверное, и не нужен фильму об экзистенциальном кризисе в космосе.
Мне, как уже вы могли понять, фильм не понравился. Конечно, это лишь моё мнение.
Если вы поклонник довольно специфического творчества Джеймса Грея и любите его фильмы, если вы фанат Брэда Питта и готовы смотреть на него два часа, то безусловно этот фильм для вас. И мне вам остаётся лишь пожелать приятного просмотра.
Но если вы фанат чего-то более массового, не обязательно «Звёздного пути» или «Звездных войн», а хотя бы той же «Одиссеи» Кубрика, то, наверное, это не ваш фильм.