Как можно организовать взаимодействие со зрителем в кино? Не ошибусь, если скажу, что самым востребованным способом подобного контакта в кинематографе является «четвёртая стена», а точнее её разрушение. Самым популярным примером этого приёма в современном массовом кино является фильм «Дэдпул», где главный герой фильма постоянно общается со зрителем. Например, большая часть первого фильма и есть рассказ Уэйда Уилсона о том, как он стал Дэдпулом.
Можно вспомнить, конечно, и знаменитую фразу «Я всё ещё не могу ни о чём думать» закадрового голоса в фильме «Бойцовский клуб» и то, как группа персонажей, потерянных в джунглях, из комедийного сериала «Летающий цирк Монти Пайтон» обнаруживает, что они спасены, заметив камеру оператора. Но стоит признать, что всё это не способствует сильному погружению в происходящее на экране. Зритель по прежнему остается пассивным по отношению к ходу событий фильма.
А что там с интерактивным кино? Это и не кино вовсе. Это жанр видеоигр, к которому часто причисляют работы Дэвиды Кейджа, например «Heavy Rain» или недавно вышедшую «Detroit: Become Human». В них игрок активно принимает участие в жизни персонажей, влияет на сюжет, его развитие, а что самое важное — на его конец, то есть все решения геймера действительно могут оказаться судьбоносными.
К подобному жанру можно отнести и такую игру как «Life is Strange», и творения закрывшейся в этом году Telltale Games, в частности, их абсолютно потрясающую игру «The Wolf Among Us». Но лично меня, в силу некоторых обстоятельств, не покидало ощущение, что всё это просто игры. Хотя, стоит признать, работы Дэвида Кейджа и студии «Quantic Dream» отлично срежиссированы, поставлены, и действительно создают ощущение, что ты находишься в фильме. CGI-фильме.
Но двадцать восьмого декабря, один из крупнейших стриминговых сервисов «Netflix» предложил своё видение интерактивного кино — именно кино, а не игры. И «первой ласточкой» стал полнометражный фильм «Black Mirror: Bandersnatch», который сочетает в себе разрушение четвёртой стены и приёмы интерактивного кино. И делает он это на невероятном уровне. Давайте разбираться, что к чему.
Фильм рассказывает историю молодого программиста Стефана, который пишет код для игры по его любимой книге, купленной когда-то давно его ныне покойной матерью. Книга эта называется «Bandersnatch», и она довольно большая, а её особенностью является то, что в ней всё зависит от читателя — как бытовые решения героев, так и судьбоносные. Проблема этого произведения лишь в одном — его автор сошёл с ума и стал верить в существование сил, отвечающих за его судьбу, а также в отсутствие у человека какого-либо выбора.
Но вернемся к главному герою. Он приходит в популярную студию разработки видеоигр с демо-версией своей игры, один из геймдизайнеров которой является кумиром Стефана. Компания заинтересовалась нашим героем и его творением. Был выставлен чёткий дедлайн для сдачи кода игры, во время работы над которым наш герой постепенно сходит с ума.
Впрочем, это один из тех вариантов развития истории, который видел я. У вас всё могло пойти совершенно по другому, а за первые сорок минут фильм мог даже несколько раз закончиться. Причем его концовка могла стать как уморительной, так и поистине пугающей. И этим фильм и выделяется — вы действительно решаете, что будет происходить в нём дальше и как он закончится.
Время поговорить о подаче сюжета.
В некоторые моменты, как судьбоносные, так и не слишком для сюжета важные, нам, как зрителям, предлагается выбор, от которого зависит, что случится в следующем кадре. И это не шутка. Только вы решаете, какая сцена будет следующей, кто в ней погибнет, какие хлопья возьмёт главный герой, какую музыку он будет слушать и т.д. Выбор есть буквально во всём. Но только правильным он может быть не всегда.
Есть определённые эпизоды, в которых вы, сделав неверный выбор, должны «откатиться» назад, чтобы изменить своё решение. Уже во время второго просмотра фильма я заметил, что есть некоторые варианты развития событий, которые фильм активно вам навязывает, но вы можете от них уйти. Если ваше решение каким-то образом привело к логическому окончанию, каким бы безумным оно ни было, при выборе момента, который вам нужно изменить в прошлом, у вас появляется возможность закончить просмотр, выбрав показ титров.
Однако, я встретил развитие событий, при котором мне больше не давалось выбора — фильм просто закончился, а я не мог вернуться и выбрать другое развитие событий. Так что видимо какая-то «правильная» концовка всё-таки существует. В общем, с интерактивностью здесь всё отлично, но что же там с «разрушением стены»?
А с этим здесь тоже всё прекрасно. «Разрушение четвёртой стены» очень классно вшито в сюжет. Главный герой со временем начинает чувствовать, что им кто-то управляет. И даже задаёт вопросы по этому поводу. И вот тут я, пожалуй, остановлюсь, потому что одна из концовок фильма связана с ответом на эти вопросы — она просто шедевральна. С её помощью триллер становится комедией, но сделанный в этом же эпизоде выбор может привести к раскрытию целой теории заговора.
В общем, это очень круто. После просмотра фильма прошло уже довольно много времени, а эмоции от полученного экспериенса меня не отпускают до сих пор. Несмотря на такой достаточно экспериментальный формат, у Netflix’а всё на высоте как в плане актёрского состава, так и съёмочной группы — впрочем, как обычно.
Главную роль в фильме играет Финн Уайтхед — он играл всего в двух полнометражных фильмах, но вы, наверняка его знаете, так как одной из этих картин был «Дюнкерк» Кристофера Нолана. Финн отлично справляется со своей ролью и действительно заставляет поверить в то, что его герой сходит с ума. Хорошо играют и его коллеги по съемочной площадке: Уилл Поултер, которого можно было увидеть в «Выжившем» Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Элис Лоу, известная по таким сериалам, как «Шерлок» и «Ужасные истории».
Режиссером этой полнометражки выступает Дэвид Слэйд, который работал над такими сериалами, как «Американские Боги», «Ганнибал» и т.д. А оператором этого фильма выступил Джейк Полонски, который работал, например, над сериалом «Доктор Кто». Они тоже, на мой взгляд, неплохо справились со своей работой.
Композитора у этого фильма нет. В основном мы слышим музыку восьмидесятых — она неплохо дополняет всё происходящее.
Подводя итог, я даже не знаю, что сказать. Мне понравился этот фильм. Он поразил меня. Это очень крутые ощущения. Прямо вот невероятные. Просто чистые эмоции. Пересмотрев эту кинокартину уже несколько раз, я каждый раз поражался, насколько можно всё изменить.
Возможно, это не лучший фильм года, но однозначно самый необычный и, наверное, единственный, сумевший подарить какие-то новые ощущения от просмотра кино. Желаю и вам их получить. Ради этого стоит оформить подписку на Netflix, тем более, что там есть русские субтитры, а первый месяц даётся в подарок.
Приятного просмотра.