И мы счастливы: обзор сериала «Дивный новый мир»

15 июля состоялась премьера сериала «Дивный новый мир» (Brave New World), основанного на великом сатирическом романе-антиутопии английского писателя Олдоса Хаксли 1932 года.

Все 10 эпизодов оригинального шоу вышли в день запуска нового стримингового сервиса Peacock, созданного телевизионной компанией NBCUniversal. В России сериал транслируется эксклюзивно на КиноПоиск HD.

Сюжет

Сериал, как и книга, исследует антиутопическое будущее, основные принципы которого описываются в самой первой сцене: никакой конфиденциальности, никакой моногамии и никакой семьи.

В вымышленном городе-государстве Нью-Лондон люди не вступают в брак и не рожают детей. Беспорядочные половые связи считаются нормой. Моногамия запрещена, ведь она ведет за собой ревность, собственничество, конкуренцию, скрытность и раздоры. А в обществе нового мира это недопустимо — все должны быть счастливы и довольны своим положением.

«Каждый принадлежит всем». В этом обществе нет права и на приватность — уединение считается солипсизмом и жестко порицается. 

Для продолжения рода, детей выращивают в инкубаторах. На этапе формирования эмбрионы делят на пять каст: альфа, бета, гамма, дельта и эпсилон. Альфа и бета — будущая элита, остальные — второй сорт и обслуживающий персонал. Интеллект будущих рабочих специально угнетается с помощью введения в кровь этилового спирта и ограничения уровня кислорода. Остальных детей воспитывают с помощью электрошока и с детства приучают к развлечениям и примитивным наслаждениям, отвлекающим от серьезных размышлений.

Все граждане Нью-Лондона на постоянной основе употребляют легальный и безопасный наркотик «Сома», закидываясь им, как Тик-Таком при малейшем стрессе. В результате все счастливы. Но не совсем.

Актёры и персонажи

Учёный Ленина Краун (звезда «Чёрного зеркала» Джессика Браун-Финдли) — бета-плюс, пользующаяся популярностью у мужчин. Она понимает, чего от неё ожидает общество и послушно посещает каждодневные вечеринки, перерастающие в оргии. Но по-настоящему ей хочется обычной духовной близости и глубоких чувств.

Её секрет раскрывает Бернард Маркс (Гарри Ллойд, известный по роли Визериса Таргариена из «Игры престолов»). Бернард — альфа плюс и местный советник, который отвечает за благополучие социальной среды Нью-Лондона. Он пытается вразумить Ленину и по-началу кажется отрицательным героем, но впоследствии этот персонаж не раз удивит своей разносторонностью.

С остальными героями тоже происходят метаморфозы в течение всего сезона. До самого финала невозможно разобраться, кто хороший, а кто плохой. В каждом есть и тёмные, и светлые стороны. И чтобы донести эту мысль до зрителя, сценаристы «Дивного нового мира» хорошо постарались прописать характеры героев, а актёры блестяще показали их на экране. Ведущим автором сценария стала Нина Брэддок («Дом с прислугой»).

Также невозможно понять, хороший или плохой этот новый мир. 

«По телевизору столько антиутопии, и это отличные шоу… И в большинстве этих случаев они представляют собой оруэлловскую дистопию, в которой государство является большой силой и использует свою власть для контроля над людьми и ограничения доступа к истине… Но книга Хаксли, и причина, по которой я думаю, что это шоу очень отличается от, я смею сказать, всего остального на телевидении, заключается в том, что это на самом деле утопическая история. Это прекрасно. Люди испытывают удовольствия. Они управляют своим настроением. У них много секса без последствий. Они принимают наркотик без побочных эффектов».

Дэвид Винер в интервью Vanity Fair

Новому миру противопоставляются «Дикие земли», где живут люди, не желающие отказываться от своих свобод. Люди нового света построили на земле «дикарей» тематический парк, куда ездят туристами, чтобы посмотреть, на что была похожа жизнь, когда моногамия и другие «грехи» доминировали в обществе.

Бернард и Ленина отправляются в «Дикие земли», чтобы отдохнуть, но во время одного из представлений местная группа повстанцев организует вооруженное восстание против владельцев и посетителей парка, вынудив Бернарда и Ленину бежать.

Этих двоих спасают местные жители: Джон Сэвидж (Олден Эренрейх, которого мы помним по сериалу «Сверхъестественное» и фильму «Хан Соло: Звездные войны. Истории») и его мать Линда (Деми Мур). Группа в конечном итоге сбегает в Новый Свет, после чего «дикарь» Джон становится главным героем, которому предстоит социализироваться в чуждой ему среде.

Джон — большой фанат хорошей музыки. Там, откуда он родом, люди всё еще пишут песни со словами, «чтобы она имела смысл». В новом же мире, куда он попадает, музыка существует только в качестве незамысловатого фона для неоновых секс-вечеринок. Поэтому саундтрек сериала, в котором звучат песни таких групп, как Radiohead и Cat Power, становится ещё одним средством выразительности, подчёркивающим состояние героя, который чувствует себя потерянным.

Почему стоит его посмотреть

Режиссёром проекта выступил Оуэн Харрис («Чёрное зеркало», «Отбросы»).

Как и «Чёрное зеркало», «Дивный новый мир» использует образы общества будущего, чтобы утрировать проблемы, которые существуют в обществе современном. Этот приём заставляет зрителя не только восхититься красотой будущего мира, но и задуматься, каким будет этот мир по своей сути, если мы продолжим потреблять и отвлекаться на простые удовольствия.

Визуально сериал напоминает ещё одну современную сайфай-драму — «Мир Дикого Запада», где действие разворачивается в будущем, а сюжет построен вокруг парка развлечений. Только «дикарей» там играют человекоподобные дроиды, а не настоящие люди.

«Дивный новый мир» одновременно похож и не похож на другие фильмы и шоу в своём жанре. Здесь нет суперспецэффектов, огромного количества графики, боевых сцен, погонь. Визуально сериал привлекает немного другим: стильными декорациями, костюмами и хорошей операторской работой.

«Это сай-фай, но шоу использует его, чтобы говорить о мире, в котором мы живем  сейчас».

Олден Эренрейх в интервью Collider

Помимо визуальной эстетики (даже сцены оргий поставлены безумно красиво) сериал порадует и экшеном, который нарастает примерно с третьей серии. Сюжет активно набирает обороты и движется стремительно быстро. Но с середины сезона обороты снижаются. Экспозиционные диалоги становятся единственным инструментом сторителлинга, а это может навеять скуку. И это единственный минус, который мне удалось найти в шоу. 

Западные критики тоже дали сериалу неплохие оценки. Критик CNET считает, что эта «провокационная экранизация заставляет задуматься, но могла бы быть более дивной». В отзыве на joblo указывается, что для «зрелой аудитории» создатели сериала недостаточно серьёзно отнеслись к оригиналу, но вполне справились с задачей увлекательно рассказать эту историю «новому поколению».

Уверена, сериал понравится и тем, кто читал знаменитый роман, и тем, кто не читал. Сюжет не в точности копирует произведение, а на его основе развивает собственную историю. Шоураннеры убрали некоторых персонажей, которые были в книге и добавили новых. К примеру, в книге не было искусственного интеллекта Индры, которая управляет системой и связывает всех людей с помощью интерфейса-линзы. И именно с Индрой связан неожиданный и неоднозначный финал сезона, оставляющий множество вопросов в голове зрителя и надежды на следующий сезон.

Информации о новом сезоне пока нет, но думаю, во многом возвращение сериала на экраны будет зависеть от успеха первого сезона и от того, сколько подписчиков он сможет собрать для сервиса. 

Похожие материалы