«Хранители» от HBO — провал или сериал года?

После таких сериалов, как «Игра престолов», «Чернобыль», «Настоящий детектив» и многих других, стало понятно, что HBO задал высокую планку. Теперь любое новое шоу пытается достать до неё.

HBO обычно не торопится с релизами, зато каждая премьера сопровождается шквалом рецензий не только от зарубежных, но и от российских изданий. Их сериалы неизменно получают восторженные отзывы критиков и зрителей, как будто логотип HBO теперь равен знаку качества.

Продолжают ли HBO держать марку или их новый сериал не оправдал ожиданий?

15 декабря завершился первый сезон сериала «Хранители». Действие сериала разворачивается через 34 года после событий одноименного комикса 1987 года, созданного Аланом Муром и Дэйвом Гиббонсом. Их успех неоднократно пытались повторить с помощью различных приквелов, сиквелов и адаптаций, но всё это происходило без согласия авторов. И сериал от HBO не исключение.

Деймон Линделоф, который стал сценаристом и исполнительным продюсером сериала, всегда вдохновлялся комиксами, в том числе, когда снимал сериал «Остаться в живых» (Lost).

Действие «Хранителей» начинаются в Талсе, Оклахома, в 2019 году, но всё в той же вселенной из комикса. Интернета нет, зато остальные технологии шагнули далеко вперёд.

Наследники Ку-клукс-клана, которые называют себя «Седьмая Кавалерия», надели маски Роршаха и объявили войну полиции из-за расовой справедливости. Теперь полицейские тоже вынуждены скрывать свои личности под масками.

Анджела Абар (Реджина Кинг), детектив, известная как Сестра Ночь, начинает с расследования убийства и заканчивает спасением мира, попутно узнавая корни своего происхождения.

Помимо новых персонажей, в шоу мы увидим и старых знакомых. Среди них Доктор Манхэттен, Шёлковый Призрак, Правосудие и Озимандия.

«Хранители» — первый супергеройский сериал от HBO, но он совсем не похож на типичную супергеройщину. Это скорее полицейский детектив с остросоциальным посылом, почти шьямалановскими «вот это поворотами» и, самое главное, самоиронией. 

Вы уже могли заметить, что реакции на сериал оказались более чем разнообразными: от полного хейта до восторга. Я наконец досмотрела все 9 эпизодов и готова поделиться собственным мнением.

Создаётся впечатление, что никто пока толком не понимает, хороший ли это сериал. Издания подсчитывают рейтинги, берут интервью у создателей и актёров, а зрители неустанно спорят в Твиттере. Те, кто не шарит ни за комикс, ни за фильм Снайдера, поглядывают на фанатов комикса и слепо повторяют за ними. Фанаты комикса хейтят и кричат: «Не канон!1».

Я из тех, кто не шарит за комиксы, но смотрел фильм, а с фанатами могу согласится лишь в том, что фильм отстой. Но не потому что он отходит от канона. Даже наоборот, сценарий и раскадровки практически полностью «слизаны» с оригинала, а вот главную мысль режиссёру так и не удалось передать.

Как бы то ни было, как самостоятельное произведение искусства, фильм явно не справился — затянутый, претенциозный, скучный и неуместный. Впрочем, мы тут не ради него собрались. Давайте лучше оценим сериал отдельно от всего остального. Возможно ли это вообще? Попробуем.

Первый эпизод смотрится на одном дыхании и быстро вовлекает в сюжет благодаря юмору, динамичным перестрелкам и лёгкому повествованию. Возможно, многие вещи, такие как дождь из моллюсков, например, покажутся вам странными, особенно, если не знать ничего о вселенной. И всё же, эта странность только прибавляет загадочности — хочется смотреть дальше, чтобы узнать, что к чему.

Дальше сериал будет переодически проседать из-за наслоения историй, связанных друг с другом. Добавят персонажей, некоторых убьют, потом ещё добавят. 

Повествование такое нелинейное, что иногда запутывается само в себе. Одни и те же флешбеки показываются по несколько раз, чтобы напомнить зрителю о важных моментах и не потерять логику. Да, флешбеки — это фишка комиксного стиля, но иногда авторы будто считают зрителя чересчур невнимательным, забывчивым или глупым и повторяют даже то, что показывали 5 минут назад.

Чтобы понять, что к чему и как всё происходящее связано друг с другом, придётся досмотреть аж до шестого эпизода. Но, поверьте, оно того стоит. По количеству сценарных и монтажных приёмов эпизод превосходит даже классный первый. Его вообще можно смотреть как отдельный фильм-приквел к комиксу.

Если подумать о том, что сериалы «Остаться в живых» и «Хранители» Линделофа оба были вдохновлены серией комиксов и попробовать их сравнить, я бы сказала, что «Хранители» явно не дотягивают по уровню эмоционального напряжения. Далеко не в каждой серии в конце у вас будет это чувство: «я должен немедленно посмотреть ещё одну».

«Сейчас непросто быть белым американцем»

Действительно, непросто. И не только американцам, но и вообще всем белым мужчинам. Именно они негодуют по поводу сериала больше всех, ибо автор посмел не просто отойти от канона, но отойти на сторону чернокожих, геев и феменисток.

Не буду залезать в политику слишком глубоко, но постараюсь объяснить, почему это неплохо. Не вижу ничего плохого в SJW-контенте, если он органично вплетен в сценарий, как и в случае с «Хранителями».

Те, кто увидел промо-фото, на котором Доктор Манхеттен — чернокожий, сразу начали бомбиться. Но посмотрите сериал и узнаете, как и почему Манхеттен поменял внешность, и поймёте, что всё очень логично. По крайней мере, во вселенной шоу.

Тема расизма безумно актуальна в Америке. Там количество белых людей сокращается ежегодно. При том, что чернокожих там очень много, до определенного момента они были практически невидимыми в кинематографе. Главные роли предпочитали отдавать белым, а если чёрный и появлялся на экране, то, скорее всего, в стереотипной роли какого-нибудь преступника. Примерно так же было и с женщинами, и с остальными меньшинствами.

За последние 10 лет ситуация резко изменилась. Меньшинства стали видимыми. Появилось больше фильмов и сериалов, посвящённым именно их проблемам. Пока эта тема актуальна, и нет предпосылок к тому, что кинематограф когда-нибудь набалуется модой и вернётся к прежнему виду. Скорее, режиссёры и сценаристы просто научатся деликатно с этим работать. А белые мужчины привыкнут и научатся адекватно реагировать.

В конце концов, какая разница, какого пола и цвета главный герой, если он живой, проблемы его настоящие, а за него хочется переживать?

«Она — безумный нарцисс, чья гордыня не знает преград»

Если бы меня спросили, о чём этот сериал, я бы ответила так: сериал о людях, возомнивших себя супергероями, или даже богами. Они думают, что могут решать за других и постоянно пытаются спасти мир. Но это — больше на словах.

На деле же они скорее жаждут народного признания и любви. При этом спасение мира они видят только через простой способ — жертву. Конечно, ведь нельзя приготовить омлет, не разбив пару яиц. Для них цель оправдывает средства.

Пожалуй, в этом и есть главный посыл сериала. А социальная несправедливость, расизм и гомофобия — второстепенные проблемы, с которыми сталкиваются герои.

Но каким бы прекрасным ни был месседж, всё, что подражает комиксу «Хранители», служит целям корпорации DC. Именно они получают прибыль от работы, созданной писателем, который категорически возражает против её эксплуатации. Поэтому смотреть сериал или нет — вопрос морали, на который вы должны ответить себе сами. 

DC обладает полными правами на «Хранителей» и будет продолжать доить эту франшизу так же, как Disney доит «Звёздные Войны». Скорее всего, нас ждёт еще много проходных фильмов и сериалов, но я бы не отнесла к таковым работу Линделофа, ведь в отрыве от бэкграунда сериал действительно хорош.

7 тентаклей из 10.

Похожие материалы