«Семья — самая важная штука». Обзор фильма «Элегия Хиллбилли»

24 ноября на Netflix состоялась премьера фильма «Элегия Хиллбилли» — новой драмы Рона Ховарда с Эми Адамс и Гленн Клоуз в главных ролях.

В основе сюжета картины лежит одноимённый автобиографический роман Джеймса Дэвида Вэнса, события которого происходят в 1997-м году в горах Аппалачи на востоке Северной Америки, где и проживает семья Вэнсов. 

На первый взгляд они — пример идеальной многопоколенной семьи: Вэнсы держатся друг друга — родители защищают детей, а внуки заботятся о своих пожилых бабушках и дедушках. Однако в действительности всё оказывается не так гладко: члены семьи живут не в одном доме, а в нескольких по соседству; Беверли Вэнс, мать главного героя Джей Ди, страдает от опиоидной зависимости; сам мальчик и его сестра постоянно подвергаются насилию, а мать Беверли находится в непрекращающемся конфликте с дочерью.

Пройдя через самые разные ужасы жизни в неблагополучной семье из одного из беднейших районов США, Джей Ди выбивается в люди. Он получает диплом об окончании юридического факультета Йельского университета, встречает любящую его девушку и готовится к собеседованию в компании мечты. Однако буквально за сутки до знаменательного события страшное прошлое Вэнса вновь даёт о себе знать и вынуждает его вернуться в родные края — мать попадает в реанимацию с передозировкой тяжёлыми наркотиками.

Сюжет фильма в меру захватывающий, непредсказуемый и нелинейный. Условно историю можно разделить на две части: действие первой происходит в прошлом, а второй — в настоящем. Сочетаются они неплохо и чаще всего работают по принципу «следствие-причина» — после каждого более-менее значимого события в настоящем зрителю показывают флэшбек героя, описанные события в котором тем или иным образом повлияли на произошедшее.

Подобный подход к построению сюжета, как мне кажется, довольно интересен и вполне заслуживает права на существование, тем более, что на атмосфере и вовлечении в неё зрителя он никак не сказывается — мрачный тон повествования сохраняется на протяжении всего фильма, а воссозданная до мельчайших деталей атрибутика двух эпох не даёт зрителю запутаться во времени: iPhone, интернет-бронирование отелей и обтекаемые формы машин — настоящему, а рубленный дизайн классических американских автомобилей и «Терминатор 2: Восстание машин» по телевизору — прошлому.

Более того, не сказываются постоянные прыжки в прошлое и на раскрытии тем, заложенных в фильме. Темы семьи, любви, и, как это не банально, верности — все они, так или иначе, раскрываются к концу фильма, а флэшбеки этому только способствуют.

Пожалуй, главными достоинствами фильма являются его персонажи и актёрский состав. Эми Адамс удивительным образом преобразилась для роли Беверли Вэнс — матери-одиночки и опиоидной наркоманки, которая отчаянно пытается бороться и со своей зависимостью и со своими демонами, но в итоге только больше разрушает себя и чаще отталкивает близких.

Не менее удивительным образом преобразилась для своей роли и Гленн Клоуз, которая играет бабушку Джей Ди, человека, порой, жестокого, но справедливого и повидавшего не мало ужасов.

Самого Джеймса Дэвида Вэнса, скромного подростка, который познаёт жестокость мира и, преодолевая себя, идёт к американской мечте, играет Оуэн Асталош, а с ролью Джей Ди Вэнса, молодого человека, почти построившего свою счастливую жизнь, но вынужденного вернуться в прошлое, отлично справляется Габриэль Бассо.

Сестру Джей Ди и по совместительству его лучшего друга играет Хейли Беннет, а его любящую девушку Юшу — Фрида Пинто.

За что ещё стоит похвалить фильм? За саундтрек! Его написали Ханс Циммер и Дэйв Флемминг, которым удалось создать ряд композиций, способствующих большему погружению зрителя в атмосферу фильма.

Есть ли у фильма минусы? Есть. Во-первых, поначалу отторжение могут вызывать частые флэшбеки главных героев, хотя, конечно, когда становится понятна их логика, это отторжение исчезает. Во-вторых, некоторым зрителям концовка фильма может показаться несколько неожиданной и даже отчасти скомканной, однако продолжение и окончание истории таки становится известно, да и в моменте фильм работает отлично, так что это скорее придирка.

Что в итоге? «Элегия Хиллбилли» уже в день своей премьеры стал предметом споров критиков и простых зрителей — оценка первых на том же Rotten Tomatoes составляет всего 25% «свежести», а вторых — все 89%. Истина же, на мой взгляд, как обычно кроется где-то посередине.

«Элегия Хиллбилл» — не идеальный фильм. Кого-то может отпугнуть тот же подход к построению сюжета, который ловко смешивает прошлое и настоящее главного героя, а кто-то может отметить, что, по сути, в картине отсутствует как таковая развязка. Однако, из рук вон плохим фильм тоже назвать нельзя — здесь всё ещё присутствует звёздный актёрский состав, потрясающий саундтрек и пусть и мрачная, но довольно интересная история, которая однозначно вызывает эмоции и оставляет определённые мысли после просмотра, чего как мне кажется вполне достаточно для неплохой и очень даже актуальной драмы. Может «Элегия Хиллбилли» не претендует на «Оскар», но абсолютно точно заслуживает вашего внимания и времени.

Приятного просмотра! 

Похожие материалы